w __ v
МУЗЕИ ПОЛ ИТИЧЕСКИХ РЕПРЕСС ИИ
Исправительный лагерь для политзаключенных. Здесь сохранилось все: камеры, карцеры, прогулочные дворики, кабинет начальника лагеря и медпункт. Наша история. Совсем недавняя, но уже основательно подзабытая. Кстати, музей «Пермь — 36» значится в списке наиболее значимых памятников мира. Вместе с Великой китайской стеной и наследием индийских племен Северной Америки. Хотя, гордиться, конечно, нечем.
Мемориальный комплекс музея «ПЕРМЬ-36>> расположен в деревне Кучино Чусовского района Пермского края. С 1946 по 1987 год здесь был лагерь. В 1995 году это место стало музеем и приняло первых посетителей.
В сталинские времена это была обычная исправительно-трудовая колония: несколько сот заклю
ченных, которые заготавливали лес и сплавляли его по реке Чусовой. При Хрущеве профиль лагеря трансформировался. Вместо уголовников и политических заключенных сюда стали направлять бывших сотрудников МВД, прокуратуры и судов, пойманных на воровстве и взятках. В 1972 году места сотрудников органов занимают особо опасные для советской власти политические заключенные, перевезенные из мордовских лагерей. Теперь это зона строгого режима, один из лагерей пермских политзон, полное название кото-
Заключенные жили в камерах по 2, 4 или 6 человек. Работали этим же
составом, в камерах этого же барака. Нередко окна перекрывались «намордниками» — деревянными щитами, пропускавшими только боковой свет. На прогулку отводилось полчаса в день, а прогулочный дворик представлял собой деревянный сруб 2 х 2 метра, обитый железом и затянутый сверху колючей проволокой. Заключенный годами не видел никого, кроме своих сокамерников и охранников. Самых «непослушных» заключенных помещали в шизо — штрафной изолятор. Там было запрещено постельное белье, а горячий обед давали раз в два дня. Всего за год — с осени 1984 по осень 1985- здесь погибли украинский поэт Василь Стус, поэт и журналист Валерий Марченко, рабочий Юрий Литвин и философ Олекса Тихий.
Экспозиция музея рассказывает не только об истории этого лагеря, здесь размещены выставки, посвященные ГУЛА^ вообще, масштабам репрессивной системы в Советском Союзе и судьбам заключенных. Экспонаты привезены с Колымы, Норильска, и Воркуты. Отдельная экспозиция посвящена академику А. Д. Сахарову и Е. Т Боннэр. Музей работает: с 10.00 до 1700. Выходной день — понедельник.
Адрес представительства музея «Пермь-36»:
г. Пермь, Бульвар Іагарина, 10, офис 122. Телефоны: (342) 212-61-29, 212-57-62.
ПУТЬ: Ближайший крупный город — Чусовой. Деревню Кучино ищите западнее,
на берегу р. Чусовой, приблизительно в центре автодороги Верхнечусовские Городки — Чусовой. От основной трассы до Кучино и музея около 3 километров. Стоит учесть, что дорожная инфраструктура в этих местах пока развита слабо, топливом и едой стоит запастись заранее. Общественным транспортом до мемориального комплекса «Пермь-36» можно добраться на рейсовом автобусе, следующем до города Чусового. Ехать нужно до деревни Мохнутино, от нее около 3 км пешком.
монастырю пожертвовал послушник. В ее честь сразу же заложили двухэтажный храм. Позже под Иверским храмом построили нижний (зимний) храм — полукаменную церковь, рассчитанную на полторы тысячи человек. Ее освятили во имя Всех Святых.
Одним из свидетельств высокого духовного взлета Белогорской обители стало учреждение «старчества» по примеру знаменитой Оптиной Пустыни. В пяти верстах от монастыря был устроен Серафимо-Алексеевский скит, где 35 монахов жили в полном уединении и безмолвии. При ските было два храма: наземная церковь Серафима Саровского и пещерный храм, также освященный в честь этого святого.
Самый значительный храм монастыря — Крестовоздвиженский. Молебен, посвященный началу его строительства, состоялся 24 июня 1902 года. На нем присутствовали ни много ни мало 15 тысяч богомольцев. Разработку проекта храма и руководство стройкой осуществлял гражданский инженер Е. И. Артемов. Собор оборудовали новейшей по тем временам вентиляцией и паровым отоплением, пол вымостили метлахской плиткой, на предсоборную площадь положили асфальт. За архитектурную основу Артемов взял работы знаменитого архитектора К. А. Тона, автора храма Христа Спасителя. Размеры Крестовоздвиженского собора — по 25 саженей (53,25 м) в длину, ширину и высоту. На
крыше пять больших куполов и еще пять малых над папертями со всех сторон. Вместимость собора — 8 тысяч молящихся. Это был третий по величине храм России, по размерам он уступал только храму Христа Спасителя и Исаа- киевскому собору. Белоснежные стены храма украшали иконы, писанные на жести в мастерской монастыря. Кстати, там же писали иконы алтаря, но особенное благолепие внутреннему убранству храма придавали 18 позолоченных
паникадил. Строили Крестовоздвиженский собор 15 лет, что достаточно быстро для храма такого уровня.
До революции Белогорский монастырь ежегодно посещало до 70 тысяч паломников.
Сюда шли больные и немощные, поскольку бытовало мнение, что и сама эта местность, и родник, бьющий из — под земли, обладают чудодейственной силой, врачующей хворых. Постоянно в монастыре жило до 400 насельников. Их хозяйственная деятельность до сих пор вызывает восхищение. В трех пекарнях монастыря пекли хлеб трех сортов: ржаной, пшеничный и крупчаточный. В 9 прудах разводили рыбу. Кроме огородов имелась своя пасека и сад, на скотном дворе было 40 коров и до 100 лошадей. На собственной мельнице мололи зерно, на кирпичном заводе изготавливали для себя и на продажу добротный кирпич.
Были у монастыря своя лесопилка, мебельный сарай, а также слесарная, столярная, кожевенная, сапожная, пор — тняжная и фотомастерские. Отдельное производство занималось изготовлением церковной утвари: риз на иконы, переплетов для книг из кожи, сафьяна и бархата, икон, которые белогорские иконописцы могли расписывать в греческом, византийском, фряжском (итальянском) стилях и даже под «строгановское письмо». Не забудьте также про собственную типографию, больницу, аптеку, библиотеку, сиротский приют и церковно-приходскую школу.
Увы, монастырь просуществовал недолго. В 1918 году его объяви-
ли «гнездом контрреволюции». Настоятель Варлаам был зверски замучен. Варварскому разгрому подвергся весь монастырский комплекс. «Экспроприированные» святыни и ценности, оборудование и инструмент мастерских, книги из библиотеки, продуктовые запасы и одежду вывозили несколько дней на сотне подвод. Часть монахов расстреляли, часть отправили на принудительные работы в Пермь. Чуть позже снесли Царский крест и Серафимо-Алексеевекий скит, икона Иверс — кой Божьей матери была похищена, а с колокольни Крестовоздвиженского собора сняли колокола.
В разное время на территории бывшего монастыря были школа-коммуна, дом престарелых, лагерь для репрессированных и спецпереселенцев, дом инвалидов и, наконец, психбольница, которую закрыли после крупного скандала: из-за воровства администрации от голода умерли несколько пациентов. В Крестовоздвиженском храме была пекарня, засолочный пункт, склады и клуб, а с середины 60-х годов прошлого века он стоял бесхозный и заброшенный. Именно в это время храм больше всего пострадал от «Кладоискателей». Местные, а вслед за ними и приезжие были уверены в том, что монахи до прихода красных сумели спрятать на территории храма богатый клад. По рукам ходили даже некие рукописные планы его местонахождения. В процессе поиска клада были взломаны каменные полы собора, раздолблены стены, а также оконные и дверные проемы. В довершение ко всему в 1979 году кто-то поджег купола…
что осталось от монастыря, Русской православной церкви возвратили в 1990 году. Тогда же начались и работы по его восстановлению, которые продолжаются по сей день. Архимандрит Варлаам в 1998 году был канонизирован, теперь его называют преподобномученик Варлаам Белогорский. Появились в монастыре и монахи.
ПУТЬ: Белогорский монастырь находится в 48 км от федеральной трассы Р-242, которая соединяет Пермь и Екатеринбург Поворот на монастырь расположен между Кунгуром и Пермью (ближе к Кунгуру). Дорожный указатель информирует о том, что, п вернув направо, через 38 км вы попадете в село Калинине, а через 48- в Белогорский монастырь. Добравшись до села Калинине, не пропустите указатель правого поворота «Белая гора — 12 км». В населенном пункте дорога проходит по дамбе старого заводского пруда на речке Большой Юг. Интерес представляет сливной механизм, который выполнен по старинке — из дерева. В летнее время берега Калининского пруда — прекрасное место для отдыха.