Вообще-то, улиц Кирова в Челябинске две. Одна — в поселке Новосинеглазово, вторая (наша) — в центре города. Это одна из первых улиц Челябинска, и во все времена она была торговым центром города. Здесь были самые роскошные магазины и лучшие гостиницы, здесь открылся первый кинотеатр города. Впрочем, до революции это были две улицы: заречная именовалась Екатеринбургской и переходила в Екатеринбургский тракт, а отрезок от реки назывался Уфимской улицей и вел к Уфимскому тракту. В 1920 году улицы объединили под названием Рабоче-Крестьянская улица, а в 1934 переименовали в честь Сергея Кирова. Пешеходной Кировка стала в 2000 году. Теперь по ней можно гулять от площади Революции до набережной реки Миасс. Красиво здесь всё: от разноцветной плитки под ногами и крышек канализационных люков до верхушек фонарных столбов. Улица хороша и ночью — иллюминация придает ей волшебный золотистый оттенок.
Протяженность пешеходной части Кировки 800 метров. Пробежать их можно и за 15 минут, но в идеале: с заходом на соседние улочки, в магазины, с разглядыванием
ПЕШКОМ
(от пл. Революции до набережной реки Миасс) 0,8 км достопримечательностей и фотографированием, — нужно не менее 2 часов. Заходим на улицу с ее парадного входа: с проспекта Ленина и площади Революции. Гость Кировки первым делом видит символические ворота. Их венчает герб Челябинска, на котором изображен навьюченный верблюд на фоне каменной стены — напоминание о том, что когда-то no этим землям проходил Великий шелковый путь.
Далее гостей встречает Городовой. Это первая скульптура Кировки. Сейчас что — то подо6ноє есть во многих городах России, но Челябинску повєзло особо — уличные скульптуры настолько органично вписаны в городскую среду, что подчас незаметны до последнего момента. Их сложно отличить от прохожих, и каждый памятник становится маленьким открытием. Так что, гуляя no Кировке, будьте внимательны, чтобы ничего не пропустить.
Обратите внимание на здание областного Законодательного собрания. До революции 1917 года на этом месте располагался комплекс пєрєсьільной тюрьмы. Через Челябинск проходил путь в Сибирь на каторгу и в ссылку. В 1897 и 1900 годах проезжал эти места и Владимир Ленин, об этом свидетельствует мемориальная доска. Перед зданием Законодательного Собрания стоит Ходок с собакой, пришедшие издалека «за правдой». Когда эту скульптурную группу только установили, в книге, которая лежит перед крестьянином, было написано: «Закон-дышло». Намек на то, как воспринимают закон (и законодателей) в нашей стране, был понятен всем. И, согласитесь, намекать об этом перед зданием, где собираются законодатели и творятся законы — было смело. Впрочем, довольно быстро книгу с вызывающей надписью у Ходока украли, а когда она вернулась на место, надпись была уже другой: слово «дышло» исчезло. До сих
пор неизвестно, кто же отнял книгу у проси- теля-хулиганы или «инстанции».
Так или иначе, не помогло Ходоку соседство с Женщиной-воином в богатырском шлеме, со щитом и мечом в руках. Она стоит также слева, в своеобразной нише-витрине в стене здания. Это лримерная копия скульптуры «Россия», которая стояла на входе в Каслинский чугунный павильон в 1900 году на Всемирной выставке в Париже. Павильон тогда получил высшую награду выставки, а скульптура «Россия» стала неофициальным символом Урала.
Следующий интересный объект также слева. Кирова, 112, один из старейших в Челябинске кинотеатров, и на нем барельеф- руки, которые держат киноаппарат или фотоаппарат (каждый видит желаемое). Переходим улицу и видим справа сначала барельеф саксофониста, а чуть впереди, у
колонны стоит уже скульптура саксофониста. Именно здесь, как правило, играют уличные музыканты. Впрочем, и без них тихо на Кировке не бывает. Из динамиков звучат реклама и музыкальные композиции, а каждый
час куранты, расположенные на здании Арбитражного суда, играют гимн города.
Переходим улицу и видим Модницу, которая вертится перед зеркалом. Она как бы напоминает, что Кировка — улица многочисленных магазинов и бутиков.
Далее у нас на пути перекресток Кирова — Коммуны. Перед ним, по левую руку, сидит Нищий. Необычность памятника нищему с кепкой в руке заключается в его расположении: находится он рядом с отделением банка. Есть поверье, что если потереть нищему лысину, кинуть в шапку деньги и сфотографироваться рядом с ним в такой же позе, то в его положении никогда не окажешься. Наискосок через перекресток скульптурная группа «Мальчик с верблюдами». Азиатский мальчишка держит на руке птичку, а рядом с ним расположились два верблюда, один из которых (стоящий) постоянно терпит попытки гостей Кировки залезть на него.
На четной стороне этого же перекрестка стоит памятник влюбленным — две скамейки под большими круглыми часами с подсветкой. Отличное место для назначения встречи. Далее чуть левее ждет пассажиров Извозчик с кабриолетом и собакой. В свое время эта скульптура, как и верблюды, пострадала — гипсовым тогда еще верблюдам отбили уши и хвост, у Извозчика оторвали вожжи, а у повозки — передок. Потом их заменили новыми, а верблюдов сделали чугунными.
Продолжаем движение по Кирова и видим слева на скамейке Ветерана. Пожилой человек с орденскими планками на пиджаке сидит, опираясь на палку, и смотрит вперед, через Кировку — там, на бульваре, стоит памятник, которому, в отличие от остальных кировских обитателей, уже перевалило за 30 лет. Это монумент доб- ровольцам-танкистам Великой Отечественной войны.
Особняк за спиной у Ветерана — бывшее здание торгового дома Валеева, крупнейшее торговое заведение Челябинска начала ХХ века (ул. Кирова, 104). Потомс
твенный башкирский торговец Мухаметхан Фазылханович Валеев был очень прогрессивным представителем своего сословия, и магазин он построил выдающийся для того времени: начиная с архитектуры (модерн с элементами эклектики), заканчивая внутренним убранством и оборудованием. В подвале Торгового дома размещалась электростанция — большая редкость по тем временам. В витринах устраивали роскошные выставки. В одной, например, белый медведь на льдине держал в лапах шубу из медвежьего меха. Торговали многим: одеждой и обувью, игрушками, музыкальными инструментами, патефонами и пластинками, восточными коврами и чайными сервизами, канцелярией, бакалеей и так далее. Кроме того, работала чайхана, где подавали блюда башкирской кухни. Само открытие тоже зарекомендовало купца как человека незаурядного. Вместо традиционного в таких случаях обеда «для приглашенныХ>>, он сделал пожертвование на благотворительные цели. После революции Валеевы эмигрировали. В здании сменяли друг друга разные учреждения, а сейчас в нем снова кипит торговля. На крыше дома еще пару лет назад была фигура Т рубочиста, но сейчас ее уже нет. Специалисты посчитали, что вес скульптуры слишком велик для ценного исторического здания.
Конечно, дом Валеева — не единственная из сохранившихся старых усадеб. На Ки — ровке стоят и дома других именитых горожан: С. Шарлова (ул. Кирова, 100), В. Семеина (ул. Кирова, 102), дом и магазин П. Злоказова (ул. Кирова, 92) и другие. Темно-малинового и желтого кирпича двухэтажные особняки, причудливая каменная или кирпичная кладка, богато украшенные резьбой деревянные дома. В конце XIX века их называли «двухэтажными громадами». Желание привлечь покупателей вынуждало купцов выбирать наиболее броские и запоминающиеся архитектурные формы. Из более молодых зданий памятником архитектуры местного значения является построенный в стиле конструктивизма Главпочтамт (1936 год), он находится дальше по Кировке, с правой стороны улицы. Перед ним, прямо среди улицы стоит пограничный столб, обозначающий нулевую версту Челябинска, точку отсчета расстояний между городами, а слева от столба сидит маленький Чистильщик с сапожными щетками в руках. Веселый мальчик, приглашающий почистить обувь и поставить ногу на специальный ящик — популярный объект для фотографирования. Здесь же, в середине улицы, стоит внимательно смотреть под ноги. В мостовую вмонтированы плиты с изображением знаков зодиака. Круг расположен в соответствии с картой звездного неба. Считается, что если встать на металлическую пластину с изображением своего знака и загадать желание, оно обязательно исполнится.
Дальше, около дома с адресом Кирова, 92, памятник погибшим в Афганистане: на каменном постаменте сидит музыкант с гитарой. Он, кстати, очень похож на Александра Розенбаума. Интересен и сам дом.
Теперь здесь военная комендатура, а в 1918 году, во время Гражданской войны, отсюда руководил военными действиями главнокомандующий Южно-Уральской партизанской армией Василий Блюхер.
На перекрестке Кирова — Карла Маркса торговые ряды: книги, карты, сувениры, изделия народных промыслов. Слева сидит Левша, только что подковавший блоху. Убедиться в этом можно, если воспользоваться находящейся здесь же лупой. Правда, оптический прибор не всегда на месте: его любят красть. Напротив Левши стоит Художник, готовый сию секунду «Нарисовать» ваш портрет. Результат можно посмотреть на его «холсте»- зеркале. Правда, зеркало это слегка кривое, так что выходит скорее шарж, а не портрет.
Впереди Карета и Лакей. Здесь обязательно (на счастье) фотографируются челябинские молодожены и по субботам на улице буквально бело от многочисленных невест. Напротив одно из самых высоких зданий Челябинска — офисный небоскреб «Челябинск-Сити». Многие считают, что он дисгармонирует с общим архитектурным ансамблем улицы, но владельцы в ответ говорят, что до революции в этом районе располагался деловой центр города с биржей, банками и магазинами. Якобы, таким образом, 22-этажное здание (неофициальные названия — «Свечка», «Блюхер») продолжает старинные традиции. «Изюминка» здания — его панорамное, без оконных перегородок, остекление. Стеклопакеты с синим оттенком привезли из Бельгии. Далее, так же по нечетной стороне Кировки еще одна скульптурная композиция — колоритный Пожарный с бочкой-водовозкой. Напротив, через улицу очередное старинное двухэтажное здание — Кирова, 88. В 1909 году там был Синематограф — первый кинотеатр Челябинска.
Между тем, пешеходная Кировка постепенно заканчивается. Причем заканчивается неожиданной пустотой. Справа открывается напоминающая сквер площадь Ярославского.
У красивого фонтана (четыре танцующие девушки в легких платьицах держат чашу) на скамейке сидит Щеголь, чрезвычайно напоминающий Пушкина. Рядом высится громада театра оперы и балета им. Глинки. Памятник Глинке стоит перед театром, здание
доначальнику от уральского Арбата.
Венчает пешеходную зону улицы Кирова стела, посвященная основанию Челябинска. На шпиле крепостной башни помещен Архангел Михаил, а внизу расположилась скульптурная группа исторических персонажей-основателей Челябинской крепости: казак, офицер, башкир и строитель. По сторонам стелы установлены памятные информационные доски с цитатами из архивных документов и литературных источников, повествующими о наиболее значимых событиях в жизни первых поселенцев крепости. После пересечения с улицей Труда Кировка открыта и для транспорта. Через дорогу справа — концертный зал им. Прокофьева, а слева памятник Прокофьеву и Челябинский областной краеведческий музей. Он стоит на том самом месте, где в XVIII веке была заложена крепость, ставшая впоследствии Челябой. Новый музей также имеет очертания крепости, правда, в стиле модерн. Кстати, это единственный уральский музей, расположенный в новом специализированном здании. Его посещением лучше всего и закончить прогулку no Кировке.
Каждый найдет здесь что-нибудь для себя: девять разноплановых музеев, красивая природа, большие расстояния. Можно приурочить свой визит к какому-нибудь «аркаимовскому» мероприятию: здесь широко отмечают дни летнего и зимнего солнцестояния, а также дни осеннего и весеннего равноденствия.
МУЗЕЙ-ЗАПОВЕДНИК «АРКАИМ>>
находится в междуречье Урала и Тобола, на юге Челябинской области. Площадь основной территории — около 40 км2^ Это чаша, окруженная холмами, которые защищают ее от сильных ветров. ГЛавный объект заповедника, давший ему свое имя, — древний город Аркаим. Он был открыт археологами в 1987 году в месте, которое должно было уйти под воду после строительства Большекараганского водохранилища. В раскопкахАркаима не нашли драгоценностей, шедевров древнего искусства или памятников письменности, лишь немного глиняных черепков, кости животных и орудия труда. Главной ценностью оказалась конструкция сооружения: два круга, один, вписанный в другой. Во внешнем — 35 жилищ, во внутреннем — на 10 меньше. Кольца жилищ были разделены на сектора радиальными стенами: план города похож на колесо со спицами. Ученые считают, что Аркаим был ни много ни мало пригоризонтной обсерваторий высокой точности. Значительно более совершенной, чем всемирно известный Стоунхэндж, да еще и жилой.
Рядом с Аркаимом обнаружено еще около двух десятков поселений эпохи бронзы. Сейчас этот комплекс принято называть «Страной городов». Археологи утверждают, что именно здесь впервые одомашнили лошадь, изобрели боевую двухколесную колесницу и создали первую металлургическую печь для выплавки меди. Возможно, здесь же находится родина легендарных ариев, «авторов» первой мировой религии — зороастризма. Ее основные положения заимствованы едва ли не всеми остальными религиями. Однако без малого четыре тысячи лет назад (когда в Египте строили пирамиды, а
гомеровская Троя еще существовала) местные жители почему-то разом оставили свои дома. От блеска древней цивилизации остался археологический комплексзаповедник.
Помимо Аркаима в заповеднике можно посетить исторический парк с родовыми кладбищами эпохи поздней бронзы и аллеей менгиров (культовых камней-оберегов); курган Темир, где в деталях воссоздана родовая усыпальница знатного представителя сарматского рода; поселок меднокаменного века с жилищами в натуральную величину. Тех, кого интересует более «свежая» история, привлечет музей-усадьба оренбургского казака. Типичный дом южноуральцев начала ХХ века, мебель и предметы быта по большей части собраны в окрестных деревнях этнографами. Кстати, здесь под присмотром мастеров можно попытаться сплести пояс-оберег, изготовить корзину из ивовой лозы или куклу из ткани, не пользуясь ножницами и нитками.
Отдельные экскурсионные объекты заповедника «Аркаим» — Музей древних производств, Музей человека и природы, настоящая ветряная мельница и монгольская юрта. Но помимо музеев здесь интересно просто гулять. Тем более что здешние холмы, которые почему-то принято называть «горами», далеко не так просты, как кажется. Считается, что Поклонная гора отпускает грехи; Шаманка выполняет желания. Кроме того, есть гора Любви и гора Разума. На последнюю, кстати, рекомендуется идти босиком. Все 15 километров.
Экскурсии в каждый музей оплачиваются отдельно. Билеты стоят от 100 до 150 рублей. Гостиниц в Аркаиме нет. Для туристов предусмотрены палаточный городок и вагончики. Из удобств есть туалеты, умывальники с водопроводной водой, мусорные
бачки, электричество (розетки). Еду и дрова (если вы не организованная группа, едущая по тельному заказу) лучше брать с собой.
Адрес: Челябинская область, Брединский район. Телефон в Челябинске: (351) 742-13-92, 742-16-42. Телефон в Аркаиме: (35155) 2-50-09.
ПУТЬ: Ближайший город — Магнитогорск (Челябинская область). Поворот к музею-заповеднику ищите в 30 км от него на участке дороги Верхнеуральск — Магнитогорск. Несложно добраться и пользуясь общественным транспортом: из Челябинска, Магнитогорска и Бредов есть прямые автобусные рейсы в Аркаим.