13.02.2013. | Автор:

В Космосе мы все же вс. ретим разум Но формы его проявления будут глумиться над нашим вооб­ражением.

С. Нем

В предыдущих параграфах мы рассмотрели возможные пути разви тия КЦ, исходя из экстраполяционного подхода. Наряду с этим, как уже отмечалось выше, возможен иной — системный подход к исследованию космических цивилизаций. Он состоит в том, что проблема КЦ рассматривается как часть белее общей проб к*мы, включающей исследование генеральных типов строения, функцио­нирования и эволюции сложных самоорганизующихся систем (час­тным случаем которых является и автоматическое устройство, и живой организм, и биологическая эьолюция, и человеческая циви лизация). Одним из первых такой подход ссЪормулировал Б. Н. Па — новкин в конце 19о0 — начале 1970-х годов299. В то время синер­гетика как наука о самоорганизации только зарождг пась, и Панов — кин опирался, главным образом, на достижения кибернетики. Он считал, что теоретическая кибернетика дтя проблемы космических цивилизаций будет играть ту же роль, что и теоретическая физика для современной астрофизики По мнению Пановкина, последо­вательное проведение тако1 о подхода позве пит правильно сформу­лировать многие вопросы, относящиеся к проблеме КЦ. Напри­мер, применяя разработанную в кибернетике классификацию слож ных систем, можно определить место КЦ в ряду других самоор1 анизующихся систем по вполне определенным принципи­альным признакам. Сформулированная Пановкиным программа носит достаточно общий характер. Более конкретные исследова­ния были позднее выполнены JL В. Лесковым, который на основе системного анализа проблемы космических цивилизаций постро­ил возможные модели эволюции КЦ300. Следует, впрочем, заме­тить, что подход Лескова не яв.1яется «чисто системным», он содер жиг также элементы экстраполяцит земного опыта

5.4.1. Модели эволюции КЦ. Л. В. Лесков исходит из представ ления о KU как о динамически устойчивой самоорганизующейся системе, главным отличительным свойством которой является твор­ческая деятельность по преобразованию окружающей среды, по созданию новых экологических ниш и повышению устойчивости своею существования. Он делит все возможные модели эволюции КЦ на два класса- детерминированные и стохастические. Детерми­нированные модели основаны на современных фундаментальных научных представлениях. Р основе с гохастических моделей лежат те или иные научные гипотезы, не получившие пока прямого экспе­риментального под1верждения. Стохастические модели можно рас­сматривать как вероятностный прогноз развития КЦ. Детермини рованные модели не содержат (или почти не содержат) элементов случайности, но именно поэтому (несмотря на их внутреннюю со­гласованность) они могут оказаться менее вероятными, так как не учитывают возможность открытия совершенно новых явлений. По существу, эти модели основаны на экстраполяции современных тен­денций развития науки и техники и не учитывают возможность но­вых фундаментальных открытий и появления на их основе совер­шенно новых непредвиденных технологий. Поскольку в рамках де терминированных моделей можно прогнозировать развитие вполне определенных технологий, Лесков называет эти модели технологи­ческими, а развитие КЦ в рамках этих моделей-гехноэволюцией Следует подчеркну ть, что различие между двумя указанными клас­сами моделей лежит не по линии «технологические-нетехнологи­ческие», а по линии «детерминироваьные — недетерминирован­ные». Что касается «нетехнологической эволюции», Лесков счита­ет, что ока невозможна, поскольку технологию он понимает в самом широком смысле, как совокупносгь средств и методов, с помощью которых КЦ осуществляет свою творческую функцию. При таком понимании технология не всегда и не обязательно должна опираться на машинное производство В этом смысле возможна «немашинная технология» и, соответ ственно, «немашинная» техноэволюция КЦ

Остановимся подробнее на детерминированных (технологичес­ких) моделях. Для характеристики КЦ Лесков вводит три парамет pa: 1) энергетика, 2) информационна» техника, 3) биология. В про цессе эволюции цивилизация проходит через различные уровни, каждый из которых характеризуется определенным развитием пе­речисленных параметров. Лесков вводит (условно) четыре уровня развития КЦ. Состояние цивилизации, соответствующее этим уров­ням, приводится в таблице 5.4 1. Уровень 1 соответствует состоя нию нашей земной цивилизации на стадии вступления в космичес­кую эру. Поскольку нас интересуют высокоразвитые КЦ, наиболь ший инт :рес представляют уровни 3 и 4.

Таблица 5 4.1

Уровни техноэволюцин, по Л. В. Лескову

Уровень развития

Энер1 стика

Информационная техника

BHojioi Ия

1

Химические источ иики энергии

Широкое использова­ние ЭВМ, отраслевые АСУ

Исследования гго генетике, молеку­лярной биолог ии, биохимии, биофи зике, медицине, экологии

2

Ядерная и термо­ядерная энергетика, индустриализация космоса, водородная энергетика

Глобальная система об работ. си информации и управления, эвристи­ческое программиро­вание, искусственный интеллект

Ликвидация болез ней, решение чро блемы пищевых ре­сурсов, методы мо­билизации ресурсов мозга

3

Химибиоэнергсти — ка, энергонроизвод — С1 венные и агропро­мышленные комп­лексы, ко1ереншая технология

Машинное конструи­рование чкологическо — го on гнмума биосферы и ноосферы

Управление гене гн ческим кодом, сим биоз человек-ма­шина, сохранение личности

4

Параэнсргетика, репликация, геотех нология, экоэнерге — тик?

Когерентные методы научных исследований, машинные методы по­лучения качественно новой информации

Постсоциальная стадия развития КЦ — нообионт

Главная характеристика уровня 3, согласно Лескову, — переход ос­новной части промышленности на безотходное производство, полное использование вторичных ресурсов, создание экологически сбаланси рованной энергетики. На этом этапе цивилизация оптимальным обра­зом приспосабливается к среде. Соответственно отличительная особен­ность уровня 3 по критерию управления — планомерное целенаправ­ленное конструирование экологического оптимума в масштабе всей пла­неты. Наиболее захватывающая проблема этого этапа по биологичес­кому критерию — «сохранение личности». По существу, это путь к бессмертию. Как подчеркивает Лесков, сох’ранепие личиостн не озна чает консервацию на неопределенно долгий срок какого-то из ее стан­дартных состояний (даже такого приятного, как молодость); дто ско­рее поддержание непрерывности и преемственности процесса развития личности.

Четвертая высшая ступень технологической эволюции в энерге­тическом плане характеризуется освоением таких перспективных источников энергии, как аннигиляция вещества с антивеществом, сверхплотные состояния материи, «мгоонный катализ». Все эти виды энергетики Лесков обозначает термином «параэнергетика». На этом этане решается также задача искусственного восстановления мине­ральных ресурсов (Лесков называет это геотехнологией) По-види мому, ее можно рассматривать как развитие безотходной тсхноло — I ии уровня 4. Принципиальная возможность существования таких технологий видна на примере биосферы, которая прекрасно cripaD ляется с задачей восстановления ресурсов. Правда, на это затрачи вается солнечная энергия. Так что геотехнология не освобождает цивилизацию от энерге тических зат рат’. Сочетание геотехнолог ии с параэнергетикой Лесков называет экоэнергетикой. По критерию уп­равления уровень 4 характеризуем компькьерными методами по­лучения качест венно новой информации на основе эвристического программирования, построения математических моделей, исполь­зования вычислительных экспериментов и т. д. Эти методы Лесков называет когерентными методами получения новой информации. Наконец, но критерию самоорганизации разумной жизни цивили­зация на уровне 4 вплотную подходит к проб геме создания «еди­ного планетарного разума».

Процесс его возникновения происходит благодаря развитию многочисленных эффективных связей типа: человек-компьютер, коллектив-компьютер, человек-комлыотер-человек. С одной сто роньг, это приводит к наиболее полному раскрытию ипдивидуалг ньгх творческих способностей и потенций личности, а с другой сто роньг, — к постепенному размыванию границ между индивидуаль­ным интеллектом личности и интеллектуальным потенциалом всей цивилизации. Эту форму развития разумной жизни Лесков обозна чает термином «нообионт» (or греческих слов «ноос» — разум и «биос» — жизнь). А соответствующую фазу развития цивилизаций он называет нооунитарной. Переход к этой стадии позволяет об легчить решение проблем, связанных с информационным кризи­сом Возникновение нообионт а Лесков рассматривает как путь к бессмертию разума Анализируя перспективу перехода к нообион — ту, он критикует идеи некоторых кибернетиков о вживлении мини­атюрного компьютера в мозг человека, что, по их мнению, должно привести к эволюционному скачку в развитии человеческого вида С этой критикой можно согласиться. Представляется, что развитие творческих возможностей человека пойдет совсем по иному пути: вместо вживления микрокомпьютеров — раскрытие неиспользован­ных резервов человеческой психики. Уникальные способности, ко­торые демонстрируются отдельными людьми, показывают, что та­кие резервы имеются, надо только научиться раскрывать и разви­вать их, причем таким образом, чтобы обеспечить не однобокое, а всестороннее, гармоническое развитие личности. Думается, что и решение проблемы сознания коллективного разума и его бессмер­тия также следует искать на этом пути.

Мы описали основные характеристики различных этапов техно­логической эволюции. А каковы ее закономерности4 В основе тех­ноэволюцин, считает Лесков, лежат два принципа принцип гомео статичности, означающий повышение степени гомеостаза со време­нем, и принцип дифференциации, согласно которому эволюция КЦ сопровождается последовательной дифференциацией и услож­нением ее внутренней струыуры (и соответствующим увеличением потоков информации, используемых для управления ее деятельно­стью). Другой важной особенностью техноэволюцин является ее интенсивный (а не экстенсивный) характер, т. е. эволюция опреде­ляется не количественным ростом показателей потребления энер­гии и ресурсов, а качественными изменениями при переходе с од ного уровня развития на другой. Такое развитие достигается за счет перехода к более прогрессивным технологиям, обеспечивающим поддержание динамического равновесия с окружающей средой. На этом основании Лесков полагает, что сущест вование цивилизаций II и III типа (по Кардашеву) маловероятно. На достаточно высокой стадии развития КЦ основным содержанием ее деятельности стано вится получение, обработка и распределение потоков управляющей информации, Такие цивилизации Лесков называет информацион­ными. Нооунитарные цивилизации относятся к их числу. Нако­нец, важной особенностью техноэволюции является ее продолжи­тельность По оценке Лескова, она составляет lO-VlO5 лет[203].

Следующую стадию развития можно назвать посттехнологичес­кой эволюцией Ранее рассмотренные уровни развития КЦ. 1,2, 3 и 4, можно дополнить более высокими уровнями: 5, 6, 7,… Тогда постгехнологическая эволюция будет состоять в последовательном переходе между этими все более высокими качественно различаю щимися уровнями. О содержании этих уровней в настоящее время невозможно сказать ничего определенного. Тем не менее, постоль­ку поскольку общие закономерности развития, справедливые для техноэволюции, сохраняются, можно заключить, что продолжитель­ность посттехнологической сп адии хотя и увеличивается по сравне­нию со стадией техноэволюции в несколько раз (может бьгть, на порядок), все же она по-прежнему остается существенно меньше возраста Метагалактики.

Особняком от моделей технологической и посттехнологической эволюции находится модель, основанная на некоторых парадоксаль­ных физических гипотезах Лесков так и назьгвает эту модель — Парадоксальной эволюцией Примером может служить уже знакомая нам гипотеза о макро микросимметрии Вселенной, о фридмонах и об информационном проникновении КЦ в другие квазизамкнутые мирьг (другие метагалактики). Лесков обращает внимание также на особенности пространства времени вблизи черных и белых дыр и на возможность существования «метаг алактик» с совершенно ины­ми физическими законами (ансамбль миров, о котором говорилось в гл. 3). Все эти гипотезы создают возможности для парадоксаль­ной эволюции. Одна из таких возможностей была рассмотрена Кар дашевьгм. Речь идет о путешествии КЦ в другие пространственно ьременные миры с помощью… черных дыр.

Рассмотрим такой мысленный жсперимент. Пусть в поле тяготения массивной черной дыры попадает корабль с космонавтами, Падая в чер hvio дыру, он приближается к ее гравитационному радиусу. Для внешне­го наблюдателя это длится бесконечно долго, для него корабль никогда Не достигнет гравитационного рачиуса. Но сами космонавты доститут его за конечное (и притом весьма короткое!) время по своим собствен­ным часам, измеряющим время в их собственной системе отсчета. Спра­шивается, что будет с космонавтами после того, каг; корабль погрузится под гравитационный радиус? Если тело коллапсировало до бесконечной плотности, то, погрузившись под гравитационный радиус, корабль с кос монавтами, в конце концов, достигнет области очень большой плотности и неизбежно погибнет. Однако существует возможность избежать этого. В некоторых случаях, например, когда колллпсирует электрически заря­женное тело, сжатие останавливается под граьитационным радиусом за­долго до достижения бесконечной плотности[204] После этого начинает ся стадия расширения, тело выходит из-под гравитационного радиуса, и вместе с ним могут «вынырнуть» наши космонавты. Главная проблема в том, где они вынырну^’ Ведь Щпя внешнего наблюдателя время выхода из- под гравитационного радиуса, как и время погружения, бесконечно ве лико. Но если допустить, что существует множество пространственно — временных миров, множество «пространств», разделенных бесконеч­ными временными интервалами, то космонавты могут вынырнуть в одном из таких миров — перед удивленным взором тамошних обитателей. Та­ким образом, заряженное коллапсирующее тело можно использовать в качестве «машины времени» для того, чтобы путешествовать в буду­щее В области антикочлапса, где расширяющееся тело выходит из-под своего гравитационного радиуса («белая дыра»), цивилизация попадает в другой пространственно временной мир и, пробыв в нем ровно столько, сколько ей нужно и интересно, она через черную дыру отправляется дальше, в следующий мир, путешествуя таким образом по бесконечно­му ансамблю миров303. Это будет путешествие без возвращения Для того чтобы вернуться обратно, надо использовать топологические тун­нели (см. п. 1.15.3)— конечно, если они есть па самом деле.

Разумеется, приведенные здесь примеры дают лишь какое-то при­близительное представление о возможных путях парадоксальной эволюции. Истинное содержание ее может очень сильно отличаться от этих предложи аемых путей. Но может быть, все-таки некоторые черты эволюции угаданы здесь правильно?

Парадоксальная и посттехноло1 ичсская модели относятся к сто­хастической эволюции. Еще одним примером стохастической эво люции является космокреатика. Это модель эволюции, подразумс вающая гипотетическую деятельность разума, направленную на фун­даментальную перес тройку структуры материального мира. Развит ие космокреатики лог ично и неизбежно должно привести к автоэпо — люции разумной жизни, т. е. к целенаправленной перестройке са­мих разумных существ и эволюции коллективного разума КЦ Мы обсудим эти модели в следующих пунктах, Три последние модели (парадоксальная эволюция, космокреатика и автоэволюция) Лесков объединяет в группу метанаучной эволюции. Это название под­черкивает, что указанные модели основаны на представлении о не­завершенности современной научной парадигмы, когорая отнюдь не венчает процесс познания, она лишь часть иерархически более высокой системы — метанауки, поэтому впереди нас ждут новые фундаментальные открытия, ведущие к радикальным изменениям естествознания и техники, и открывающие тем самым пуп. метана­учной эволюции. Отличительная особенность этой труппы моде лей состоит в том, что продолжительность соответствующих фаз развития КЦ может быть весьма значительной, соизмеримой с кос мологическим масштабом времени.

Упомянем еще о финалистских моделях (связанных с гибелью цивилизаций), которые Лесков также относит к стохастической эво люции. Они приводят к короткой шкале жизни КЦ — мы частично касались этой проблемы в ri. 4.3.3, посвященном времени жизни коммуникативных цивилизаций. В результате анализа финалистс­ких моделей Лесков приходит к выводу, что космические цивилиза ции обладают высокой устойчивостью по отношению к возмущаю­щим факторам как внешнего, так и внутреннего происхождения. Это не означает, чго гибель цивилизаций вообще невозможна, но вероятность такого исхода, как полагает Лесков, очень мала. Воз можиость предотвращения кризисных ситуаций, считает он, будет зависеть, в первую очередь, от уровня понимания проблемы, чув­ства ответственности и доброй воли разумных существ, образую­щих космическую цивилизацию и гоювых отстоять свое будущее. При этом выход из потенциально опасных ситуаций КЦ будут ис­кать, по всей вероятности, на пути инт енсивного развит шт.

Комментарии закрыты.