10.03.2016. | Автор:

«В большинстве рек популяции карпов гораздо многочисленнее, чем принято считать. Иногда происходят случайные знакомства, если при ловле плотвы или леща карп возьмет не предназначенную для него насадку. Лишь опытным рыболовам удается в таких случаях вытащить эту рыбу, обычно очень крупную».

Р. Зак[193]

В русской рыболовной литературе проблемы ловли карпов в реках разработаны гораздо подробнее, чем проблемы ловли карпов в стоячих водоемах. Объяснение этому найти нетрудно. Во времена классиков основную массу карпов составляли, несомненно, дикие карпы низовий крупных рек, которым и уделялось основное внимание в книгах и статьях. С тех пор благодаря усилиям рыбоводов количество карпов в водоемах со стоячей водой постоянно увеличивалось, в то время как многие авторы, в большей степени опираясь на работы своих предшественников, чем на собственный опыт (если таковой у них вообще имелся), обходили этот аспект стороной.

Сегодня большинство карповых водоемов — это озера, водохранилища и пруды, и в настоящей книге акцент делается именно на них. Поэтому и основы ужения карпов излагаются применительно к стоячим водам, хотя во многом все сказанное справедливо и для рек. В данной главе мы остановимся лишь на специфических, чисто речных проблемах.

Начнем с особенностей выбора места ловли. Легче всего выбирать на участках рек, счастливо избежавших спрямлений русла и постройки водохранилищ и сохранивших таким образом свой естественный характер.

Крупные карпы обитают в ямах, особенно закоряженных, а также под ярами, откуда они выходят кормиться на расположенные поблизости отмели. Течение в таких местах не обязательно должно быть медленным. Вопреки широко распространенному мнению, летом при высоких температурах воды карп охотно держится на довольно сильном течении и начинает избегать его, только когда вода остынет до 14–15 °C. При температуре же воды выше 20 °C ловля часто бывает успешнее по ночам.

Не менее охотно, чем их озерные собратья, речные карпы посещают заросли тростника. Стоит обратить внимание и на заливчики, на места впадения речек и ручьев, где карпы могут стоять на границе течения и тихой воды. Идеальными местами для ужения мы считаем так называемые буны (полузапруды), особенно, если под их защитой уже успела поселиться водная растительность.

На излучинах реки карпы держатся ближе к мелкому берегу, где образуются песчаные или илистые отмели, нередко зарастающие водорослями и изобилующие моллюсками. По сравнению со стремительным течением у противоположного, глубокого берега, на мели настоящее затишье. С помощью поплавочной удочки легко обнаружить, где именно кончается мель и начинается глубина. Там-то и должна лежать приманка!

В небольших, небыстрых реках ищите карпов в ямах, а также в зарослях кувшинок и водорослей. О наличии карпов среди водной растительности свидетельствуют их прыжки, а также отсутствие мелкой рыбы, обычно во множестве встречающейся в заросших местах.

Одна из основных проблем, с которыми приходится сталкиваться на малых реках, заключается в том, что немногочисленные подходящие места обычно надолго абонированы местными карпятниками. Бывает даже, что один рыбак «по целому году сидит на том же месте, нередко на капитально установленной там лавочке».[194]

Особенной привлекательностью для карпов, как, впрочем, и для многой другой рыбы, обладают упавшие в воду деревья, обеспечивающие не только укрытие, но и изобилие пищи. В том случае, если поблизости упавших деревьев нет или они находятся в неподходящих местах, попробуйте соорудить для карпов искусственное укрытие, если только это не запрещено.

Таким укрытием может быть, например, язок, описанный Л. П. Сабанеевым: «На Шескнѣ язки дѣлаются изъ 8 паръ кольев, которые идутъ отъ берега въ глубь, не совсѣмъ перпендикулярно руслу, а нѣсколько наискось противъ теченія; каждая пара отстоить отъ следующей на аршинъ; послѣднія три пары, для большей крѣпости, поддерживаются подпорками. Между кольями грузять, до поверхности воды, фашинникъ, ракитникъ, связанный снопами, такъ что образуется заводь, гдѣ рыба охотно задерживается…»[195]

Гораздо проще, однако, соорудить сибирское улово. Для этого необходимы всего три хороших кола или трубы диаметром сантиметров восемь. Их забивают в дно в выбранном месте, которое должно быть ровным, не мелким и не слишком глубоким.

Кроме того потребуется кусок тонкого троса 10–15 метров длиной, один конец которого после сооружения улова привязывают к дальнему колу (трубе), а другой закрепляют на берегу (рис. 60).

После установки кольев между ними с усилием закладывают первое деревцо (обычно используется ивняк или ольха, которыми зарастают берега), причем его бросают не перпендикулярно течению, а навстречу под углом 30–40°, и сразу начинают притапливать. Комель деревца должен находиться справа от берегового кола, тогда течение будет прижимать ветви к дальнему, а комель к ближнему колу, от которого следует держать подальше пальцы.

За первым деревцем следует второе, потом третье и т. д., пока промежуток между кольями не заполнится. Чтобы течение не свернуло дальний кол, к нему привязывают заготовленный трос. Выше по течению можно бросать дерн, который будет прибивать к улову, так что оно будет уплотняться.

i_075.jpg

Рис. 60 Улово.

Очень трудно отыскать карпов в реке со спрямленным руслом и укрепленными берегами. Бесконечные каменные насыпи, протянувшиеся на многие километры, отсутствие прибрежной растительности — эти характерные признаки современных рек не радуют ни рыболова, ни рыбу. Здесь, как и на каналах, внимание приходится сосредоточивать на тщательном измерении глубины с целью обнаружения ям и отмелей. Некоторое разнообразие в монотонный ландшафт вносят места впадения притоков, мосты, шлюзы, а также плотины, под которыми скапливаются всевозможные съедобные и несъедобные вещи, приплывающие сверху по течению, а вода, падая с высоты, насыщается кислородом.

Хорошо известна склонность речных карпов к бродяжничеству. Они путешествуют на многие километры вверх и вниз по течению, так что место, уловистое сегодня, завтра может оказаться совершенно пустынным. Поэтому и карпятники должны действовать более активно, чем на прудах и озерах.

i_076.jpg

Рис. 61 Речные грузила.

Но перейдем к оснасткам. Наличие течения делает обязательным применение скользящего грузила, желательно специального, которое не катится по дну благодаря тому, что снабжено особым выступом (рис. 61а). Масса грузила должна точно соответствовать силе течения. В реке леска не идет от вершинки удилища к грузилу по прямой линии, а образует дугу, на которую действует сила, зависящая от скорости течения и от диаметра лески. Грузило должно еле-еле удерживаться на месте, противостоя действию этой силы.

Если теперь карп, взяв насадку, сдвинет грузило с места, то вся дуга лески немедленно придет в движение, и рыболов заметит «сильную» поклевку. Если же грузило окажется слишком тяжелым, то карпу придется протаскивать сквозь него леску, преодолевая силу течения.

На очень быстром течении больших рек, где никакое другое грузило удержаться не может, имеет смысл применять грузила якорного типа, разработанные для ловли на морском побережье. Одним из наиболее практичных грузил этой группы мы считаем грузило, описанное Эккехардом Видерхольцем.[196]

Для его изготовления достаточно просверлить в нижней части каплеобразного грузила соответствующего калибра два параллельных отверстия, вставить в них куски проволоки и придать последним нужную форму, как показано на рисунке 61б. Получившиеся захваты откидываются вверх и удерживаются в таком положении резинкой. Зацепляясь за дно, они не дают течению сносить оснастку. Но при вытаскивании снасти или при поклевке резинка соскакивает и отпускает захваты. Упоминания грузил такого типа применительно к ловле карпа, впрочем, можно найти в русской рыболовной литературе. Об использовании такого грузила карпятниками пишет, например, В. В. Баранчук.[197] Однако конструкция, приводимая Баранчуком, кажется нам менее удачной.

Поклевки речных карпов, как и другой речной рыбы, обычно бывают решительными. С одной стороны, на течении рыба расходует больше энергии, и ей требуется больше пищи. С другой — ей некогда раздумывать, иначе лакомый кусок проплывет мимо. Тем не менее и в реках встречаются поклевки-подергивания, для распознавания которых приходится обращаться к «латунной игле» или — на менее быстром течении — к тонкой вершинке-сигнализатору (см. Главу V).

i_077.jpg

Рис. 62 С поплавком на течении

На слабом течении возможно также применение поплавка, лежащего на поверхности воды (рис. 62а). Но более интересна, пожалуй, комбинированная оснастка с поплавком («дрифтбитер») и скользящим донным грузилом, устройство которой видно из рисунка 62б. Поплавок здесь привязывается к отдельному куску лески, соединенному с основной леской стопорным узлом и свободно передвигающемуся по ней. Убрав поплавок с основной лески, мы повышаем эффективность подсечки и получаем возможность утопить леску, спрятав ее таким образом от ветра и от плывущего по реке мусора.

Для прикармливания карпов на течении целесообразно пользоваться мешком для прикормки и спиралями-кормушками (см. Главу III). Можно обходиться и без мешка, утяжеляя комки прикормки глиной и/или мелкими камешками.

Ловля в большинстве карповых рек не требует дальних забросов. Это позволяет обходиться удилищами длиной от 3 до 3,30 метра с мягким строем. Леска, однако же, не должна быть тонкой. Мы рекомендуем 0,35-ю, поскольку считаем вываживание речных карпов, особенно крупных, непростым занятием. Достаточно вспомнить о наличии течения, обилии коряг и других подводных и надводных препятствий. Кроме того, иногда приходится следить за тем, чтобы карп не скрылся за поворотом реки. Если ему удастся уйти за поворот, а следовать за ним помешает прибрежная растительность, неизбежно наступит полная катастрофа.

В реках и в речных старицах на клев рыбы, в том числе карпов, очень сильно влияет уровень воды. Его колебания бывают как регулярными (сезонными, суточными), так и нерегулярными, связанными с сильными дождями или оттепелями. Неожиданное повышение или понижение уровня воды испортило нам не одну рыбалку.

Весной, а также летом после продолжительных дождей карпятник сталкивается на реках с таким явлением, как паводок. Во время паводков рыба покидает русло реки и устремляется на затопленные участки берега ив старые русла. На затопленных берегах, особенно летом — обилие пищи: черви, личинки майских и других жуков и т. п.

Лучшими местами для ужения во время паводка мы считаем понижения по берегам реки, затопляемые в первую очередь. Разумеется, они должны быть свободны от кустов и деревьев. Больше всего шансов поймать здесь карпа, пока вода прибывает, что заметно по плывущему хворосту и мусору. Исчезновение последних означает, что вода пошла на убыль, и хотя карп, как замечено, возвращается в русло последним из всей крупной рыбы, клев его ухудшается уже теперь.

При ловле на затопленных берегах маскироваться следует с особой тщательностью, поскольку вне привычных мест рыба бывает особенно осторожна.

Чуть ли не на каждом шагу рыболов сталкивается ныне с загрязнением водоемов. Особенно достается в этом смысле рекам. Сточные воды, сбрасываемые без надлежащей очистки промышленными предприятиями и фермами, содержимое отстойников, о которых вспоминают только после их прорыва, а также удобрения с полей, смываемые дождями — вся эта дрянь то и дело опустошает десятки километров ручьев, речек и рек. Лишь одна разновидность загрязнения если и не радует нашего брата, то, по крайней мере, предоставляет ему новые, необычные возможности.

Речь идет о тепловом загрязнении рек водами, используемыми электростанциями в качестве охладителя. Иногда теплая вода направляется от электростанции по открытому каналу, а иногда сбрасывается непосредственно в реку. Зимой при температуре воздуха ниже нуля температура воды в этих своеобразных теплицах может достигать +10 °C! Неудивительно, что карпы сохраняют здесь свою активность и усиленно кормятся даже в самые «глухие» месяцы и достигают в результате этого гигантских размеров. К немалому удовольствию местных рыболовов, около таких электростанций собираются карпы со всех окрестностей.

В тепловодных каналах мы имеем дело, как правило, с совершенно ровным дном и прямыми берегами, что создает немалые трудности при выборе места. Сильное течение не должно смущать карпятника, привыкшего искать добычу в тихих заводях и глубоких ямах. В этих особенных водоемах нарушаются все правила, и очень скоро от всех предубеждений не останется и следа. Карпы прекрасно чувствуют себя здесь на быстрине, заставляя тех, кто за ними охотится, прибегать к соответствующим мерам. На первый план выходят тяжелые грузила или спирали-кормушки и несмываемые насадки.

Любопытно, что ловля карпов около электростанций не ограничивается холодным временем года. Часть карпов держится здесь и летом, причем, благодаря сравнительно высокому содержанию кислорода на течении, они попадаются при температуре воды до +27 °C включительно! Но в принципе чем теплее время года, тем ниже по течению от места впадения стоков следует располагаться рыболову.

К сожалению, теплая вода привлекает не только карпов, но и всевозможную «белую» рыбу, конкурирующую с карпами в добывании пищи. Бывает, что она скапливается здесь в огромных количествах, и в таких случаях имеет смысл поискать карпов в стороне от шумной компании. Как правило, влияние теплых стоков сказывается на большом расстоянии вниз по течению, лишь постепенно ослабевая, так что лучшие места могут оказаться в километре, а то и в двух-трех от впадения стоков. Особенно это касается крупных карпов.

Большим минусом, конечно, можно считать индустриальный ландшафт, неизменно сопутствующий электростанциям. Тепловодный канал — это не идиллическое озеро с лесистыми берегами и непроходимыми зарослями тростника в прибрежной зоне. Кроме того, возможность половить карпов зимой летними способами и снастями привлекает сюда множество других рыболовов, так что на уединение рассчитывать не приходится. Особенно после того, как распространится известие о поимке одного или нескольких крупных карпов, здесь может стать очень тесно. Обеспокоенные суетой, карпы часто перестают ловиться до тех пор, пока рыболовная нагрузка не ослабеет, что ввиду отсутствия поклевок обычно происходит довольно скоро.

Комментарии закрыты.