Год от года все большее число россиян и зарубежных туристов понимает всестороннюю полезность и целесообразность проведения своего ежегодного отдыха именно в России, на ее водных просторах. С борта комфортабельного речного теплохода можно наслаждаться дивными красотами русской природы, вкушать прелести свежего и чистейшего речного воздуха, восхищаться архитектурно-художественными памятниками, оценить гармонию природной и рукотворной среды в исторических, древних сельских и городских поселениях. Постоянно меняющийся визуальный круг, спокойствие и гладь синевы речной воды, а также зелень или приятное многоцветие природного ландшафта обеспечивают сильный восстанавливающий и оздоровительный эффект от отдыха на воде, а впечатления и полученные новые знания от экскурсий в период остановок теплохода делают подобный отдых еще и увлекательным познанием природы, истории, быта, традиций россиян. Исключительно сильный целительный и вдохновляющий эффект дает посещение православных религиозных центров: отдельных храмов и целых монастырских комплексов, — с их святынями (древними иконами, в том числе почитаемых чудотворными, чтимыми реликвиями, святыми мощами, родниками, источниками, колодцами), а также историческими и архитектурно-художественными памятниками.
Период рекреационной адаптации и появление способности к эффективному восприятию отдыха на теплоходе протекают стремительно. Уже через день-два ощущается прилив сил, возвращение душевного спокойствия и миро
творного настроения, постепенно возникает желание хотя бы иногда слушать рассказы по радио теплоходного гида-эк — скурсовода о наблюдаемых достопримечательностях. Как правило, эти экскурсионные повествования имеют сугубо информационный и конкретный настрой. Но большая часть подобной услышанной — ив первую очередь количественной аргументации — нередко быстро выветривается из памяти и глубоко не трогает душу. Это связано с тем, что слушателям прежде всего любопытно увидеть стоящий их внимания объект, «сфотографировать» его облик в их памяти, а его строгая историческая и иная количественная привязка имеет второстепенное для большинства рекреантов значение. А вот обстоятельства появления этого объекта (туристического интереса): люди — его создатели или спонсоры, а также судьбы памятников и их исторических родителей, как правило, больше интересуют, волнуют и увлекают отдыхающих. Интересен им и рассказ о людях, живших в местах, которые они посещают. С позиций социальной психологии все абсолютно ясно: людей больше всего интересуют сами люди, мотивы их поведения, результаты их действий, жизни. Вот почему в этой книге — наряду с традиционным рассказом о достопримечательностях, увиденных по ходу прохождения туристического маршрута теплохода, — ощутимое внимание уделено рассказам о людях, создавших восхищающие до сих пор наш взор чудные рукотворные творения, об их судьбах, назидательных уроках их жизней, подталкивающих к личным философским обобщениям и практическим выводам.
В современном мире с его растущей духовной опустошенностью, с притуплением или даже частичной потерей в сознании многих людей истинных духовно-нравственных ценностей, с массированным оболванием россиян большим числом средств массовой информации, чуть ли не единственным верным источником сохранения человеческих качеств и целительным источником от разрушающих душу и тело бед остаются традиционные для России религии, в первую очередь православие (потенциальными и реальными сторонниками которого являются почти 90 % россиян; 86 % в 2007 г.). Многие научные работы свидетельствуют о постепенном увеличении уровня религиозной активности в России (который реально пока не высок: стабильно и точно соблюдают все каноны православия не более 10—12 % потенциального контингента, у мусульман — 13—15 %, у иудеев — 3—8 %; до сих пор религиозность в значительной мере носит бытовой и внешнеобрядовый характер).
Этот туристический маршрут связан с посещением многих исключительных по силе воздействия на людей православных религиозных центров, он знакомит наших соотечественников с земными жизнями ряда русских людей, причисленных к лику святых Русской Православной Церковью. Канонизация — это не форма поощрения, даже посмертного, не форма признания заслуг человека, это в первую очередь — призвание к служению. Знакомство с земной жизнью русских святых и других достойных личностей подсказывает ныне живущим, как следует себя вести, как искать достойные выходы из трудных ситуаций, используя уже имеющийся опыт наших славных предшественников.
Религиозная культура и уровень религиозной просвещенности пока очень низки, что и неудивительно в условиях тенденции реального падения культурного уровня россиян, недостаточного уровня их образования и, что особенно прискорбно, — крайне недостаточного уровня грамотности титульной нации — русских — основы православного контингента. По рангу уровня образования (на 1000 населения данной национальности в возрасте 15 лет и старше имеют образование высшее и среднее, полное и неполное или только полное высшее) русские — порядка 82 % населения страны — пребывают в России только на 13—10 месте, после евреев, армян, осетин, бурят, черкесов, кабардинцев и представителей ряда других национальностей.
Хочется надеяться, что соприкосновение с яркими очагами православной культуры на трассе этого туристического маршрута заставит призадуматься людей об истинных ценностях такой короткой земной жизни (в России всего 58 лет у мужчин и 72 года у женщин в начале XXI в.).
Приходится напоминать о правилах посещения религиозных центров, прежде всего — православных. Женщины должны быть одеты не в брюки, быть с покрытой головой, рукав платья или кофты должен быть длиннее локтя, длина платья или юбки ниже колен, косметика (особенно губная помада) не допустимы. Мужчины, входя в храм, снимают головной убор. Перед входом в православный храм осеняют себя крестным знамением, войдя в храм, поклоняются местночтимым святыням (чудотворным и чтимым иконам, мощам и др.). Прикладываясь к иконам, не целуют лик, лобзают чаще всего просто уголок иконы. Если икона с мощеви — ком, то прикладываются именно к мощам. Подходя к раке со святыми мощами, делают два земных поклона, прикладываются к ножкам и головке (или только одной головке), затем, отходя, делают один земной поклон. Мощи — это останки умерших людей, которые были канонизированы Церковью. Мощи, по мнению верующих людей, исполнены благодати Божией и способны творить чудеса. В работах современных ученых, например кандидата наук биолога Т. П. Решетниковой, говорится, что места захоронения святых, пребывания святых мощей являются источником мощных позитивных излучений. Подойти и приложиться к раке со святыми мощами — давняя русская традиция. Можно положить на раку со святыми мощами иконку святого, четки, ладанку, другие реликвии. Если в храме, монастыре какие-либо святыни раздают бесплатно, то принято делать посильные пожертвования. Свечи покупают только в том храме, куда пришел молиться, за духовной поддержкой. К духовным лицам чаще всего обращаются со словом «Отец» и далее называют его имя. К монахам, не имеющим духовного сана, обращаются со словом «Отче», а к монахиням — «Матушка». К священникам допускается обращение «Батюшка», к высшему духовенству в просторечии допускается обращение «Владыка!» («Владыко»).
Особенно полезно совершать туристические поездки на теплоходе с детьми, когда есть возможность наглядно, ярко и приятно для восприятия знакомить их с природой, историей, традициями народов нашей страны. Кроме того, на теплоходах всегда предлагают для детей, юношества, молодежи особую, интересную для них развлекательную программу.
Повествование в этой книге ведется в очередности появления объектов туристического интереса по ходу трассы маршрута теплохода от Москвы к Санкт-Петербургу. Книга создана целенаправленно для отдыхающих на туристических теплоходах, с учетом их реальных временных возможностей для знакомства с достопримечательностями с борта теплохода или в процессе экскурсий. (Вот почему в книге нет лишней для данного издания адресной информации о местных объектах пассажирского транспорта, гостиницах, ресторанах, барах, кафе, театрах, музеях, почте, телеграфе, магазинах, рынках и режиме их работы.)
Информационная база для создания этой книги собиралась более 35 лет. Она черпалась из сотен литературных источников, проверялась по достоверным и прежде всего — энциклопедическим изданиям, накапливалась в процессе многочисленных поездок на туристических теплоходах.
По мнению автора, наиболее рациональный рецепт пользования этой книгой таков. Целесообразно заранее прочитать текст о маршруте на следующий день туристической поездки, чтобы оперативно реагировать на адресные призывы экскурсовода о достопримечательностях и быть готовым (если есть желание) сфотографировать или снять их, а потом в конце дня перечитать текст еще раз, чтобы философски все осмыслить и вспомнить.
Хотя маршрут теплохода проходит по территории 3-х экономических районов, 2-х федеральных округов, 8 субъектов Российской Федерации, он не утомляет, а дает массу позитивных впечатлений и сил для активной жизни как минимум еще на целый год или два (см. приложение — табл. № 1—4).