31.07.2015. | Автор:

Сельцо Савкино Пушкин задумал купить в 1831 году, о чем просил П. А. Осипову: «Я попро­сил бы вас, как добрую соседку и дорогого друга, сообщить мне, не могу ли я приобрести Савкино, и на каких условиях. Я бы выстроил себе там хижину, поставил бы свои книги и проводил бы подле добрых старых друзей несколько месяцев в году». Но планы эти не осуществились.

Рядом с деревенькой Савкино высится пра­вильной круглой формы холм с почти отвесными скатами и ровной просторной площадкой на вер­шине. Это Савкина Горка, древнее городище, остатки небольшой древнерусской крепости, один

Подпись: Савкина Горка

из замечательных исторических памятников Пуш­кинского Заповедника.

Еще в начале XX века на Савкиной Горке стояла полуразвалившаяся, очень старая дере­вянная часовня, и до сих пор сохранилась древ­няя намогильная гранитная плита, представля­ющая собой ложе для креста, — Савкин камень. Ей более 400 лет, о чем говорит полустершаяся надпись на древнеславянском языке: «Лета 7021 постави крест Сава поп». Отсюда и название Горки. 7021 год по нашему летоисчислению — это 1513 год. Видимо, крест был поставлен на братской могиле русских воинов, погибших в боях с иноземными захватчиками.

Савкина Горка была одним из любимых мест Пушкина. Отсюда открывается великолепный вид на Михайловское, вдали виднеется Воскре­сенское— бывшее имение Исаака Ганнибала.

Подпись: Савкин камень

Широко раскинулись зеленые сочные луга, среди которых голубой лентой течет Сороть, а за лугами «синея, стелется широко» озеро Кучане, на берегу которого стоит ганнибаловский Петров­ский парк. Отсюда, с Савкиной Горки, можно ча­сами любоваться на красочную природу, воспе­тую великим поэтом.

Другая дорога от Маленца ведет в гору, к границе пушкинских владений, а там,

На границе

Владений дедовских, на месте том,

Где в гору подымается дорога,

Изрытая дождями, три сосны Стоят — одна поодаль, две другие Друг к дружке близко…

«…Вновь я посетил»

Эти три сосны стояли на полпути из Михайлов­ского в Тригорское и рельефно выделялись на

безлесном фоне полей. Поэт упоминает о них и в письме своей жене 25 сентября 1835 года: «В Михайловском нашел я все по-старому, кро­ме того, что нет уже в нем няни моей и что око­ло знакомых старых сосен поднялась, во время моего отсутствия, молодая сосновая семья».

Сейчас на месте погибших несколько десяти­летий наздд пушкинских старых сосен посаже­ны молодые: две рядом, а чуть поодаль, через дорогу, — «угрюмый холостяк», третья сосна. Около них шумит густая поросль молодого сос­няка— это потомки того племени, о котором поэт пишет в конце стихотворения. Оно напол­нено такой искренней, глубокой любовью к род­ному уголку, где «кажется, вечор еще бродил» поэт «в этих рощах», что не случайно было наз­вано его друзьями в посмертном собрании со­чинений «Опять на родине». И действительно, с Михайловским в творческой биографии Пуш­кина было связано так много значительного, что эти места можно с полным правом назвать второй родиной великого русского поэта.

Комментарии закрыты.