Господский дом Пушкиных стоит в центре усадьбы, на краю крутого холма, обращенный одной стороной к парку, а другой — к реке Со — роти.
Господский дом уединенный,
Горой от ветров огражденный,
Стоял над речкою. Вдали Пред ним пестрели и цвели Луга и нивы золотые,
Мелькали сёла; здесь и там Стада бродили по лугам…
«Евгений Онегин»
Сооруженный дедом поэта еще в конце XVIII века, был он небольшим и даже скромным по сравнению с имениями помещиков-соседей. Поэт в стихотворении «Домовому» называет его
«скромная семьи моей обитель», а в одном из писем отсюда брату — «михайловской избой». Ему же в письме от 27 марта 1825 года Пушкин несколько иронически пишет, подчеркивая бедность родительского гнезда: «…Когда пошлешь стихи мои Вяземскому, напиши ему, чтоб он никому не давал, потому что эдак меня опять обокрадут—у меня нет родительской деревни с соловьями и медведями».
М. И. Осипова, сводная сестра тригорского приятеля Пушкина А. Н. Вульфа, тогда еще девочка, не раз бывала в эти годы в доме Пушкиных в Михайловском, о котором она потом рассказывала: «Вся мебель, какая была в домике при Пушкине, была ганнибаловская. Пушкин себе нового ничего не заводил. Самый дом был довольно стар. Мебели было немного и вся-то
старенькая… Вся обстановка комнат михайловского домика была очень скромна…»
А сам А. Н. Вульф, посетивший поэта в сентябре 1827 года, уже после ссылки, когда Пушкин вновь гостил в Михайловском, в своем дневнике отметил: «По шаткому крыльцу взошел я в ветхую хижину первенствующего поэта русского»…
Ветхим запомнил господский дом приятель Пушкина поэт Н. М. Языков, навещавший Михайловское летом 1826 года:
Там, где на дол с горы отлогой Разнообразно сходит бор В виду реки и двух озер,
И нив с извилистой дорогой,
Где, древним садом окружен,
Господский дом уединенный Дряхлеет, памятник почтенный Елисаветинских времен…
Вон там — обоями худыми Где-где прикрытая стена,
Пол нечиненный, два окна И дверь стеклянная меж ними;
Диван под образом в углу,
Да пара стульев…
«•На смерть няни А. С. Пушкина»
В описи села Михайловского, «учиненной Опочецким земским исправником Васюковым» 19 мая 1838 года, об этом доме говорится: «Дом Деревянного строения на Каменном фундаменте крыт и обшит тесом длиною 8 А шириною 6 Сажень к нему подъездов с крыльцами 2. Балкон 1. В нем печей Голландских Кирпичных белых с железными дверцами и чугунными вьюшками 6. Дверей столярной работы распилинных на медных петлях с таковыми же внутренними замками 4. одиноких Столярной работы на железных крюках и петлях с таковыми Сколками 16 окон с рамами и Стеклами на крюках Петлях железных с таковыми же крючками и задвижками 14-ть».
После смерти поэта в Михайловском долгое время никто не жил, и дом и усадьба пришли в совершенное запустение.
«По его (Пушкина) кончине, — рассказывала М. И. Осипова, — вдова Пушкина также приезжала сюда гостить раза четыре с детьми. Но когда Наталья Николаевна (Пушкина) вышла вторично замуж, — дом, сад и вообще село было заброшено, и в течение восемнадцати лет все это глохло, гнило, рушилось… Наконец, в последние годы исчез и дом поэта: его продали за бесценок на своз, а вместо него выстроен новый, крайне безвкусный домишко — совершенно по иному плану, нежели как был расположен прежний домик».
Сын поэта Г. А. Пушкин, перестраивая дом, сохранил, однако, старый фундамент, и это вместе с другими документами помогло потом, в 1949 году, восстановить дом в пушкинском виде (по проекту архитекторов Н. В. Яковлева и Л. И. Рожнова).
Сейчас в этом доме находится музей, в шести комнатах которого: передней, комнате няни,
спальне родителей, гостиной, столовой и кабинете Пушкина, — рассказывается о жизни и творчестве великого русского поэта в псковской деревне.