Преимущества построения цепочек очевидны. Эта стратегия показала себя положительно и в российских условиях, при нестабильном рынке. (Загрузка отелей известных цепочек даже в после — кризисный период оставалась на 10—15% выше, чем других российских отелей.) Единая система бронирования позволяет вести клиентов по всему маршруту и максимально возможно повышать загрузку. Единая база данных дает возможность формировать удобные маршруты, осуществлять информационную поддержку пер-‘ сонала, обеспечивать высокое качество обслуживания.
Общая финансовая система позволяет проводить масштабные рекламные программы не только на зарубежных, но и на внутренних рынках Наиболее заметны рекламные кампании корпораций «Marriott» и «Sheraton». По пути презентационных мероприятий пошли «Radisson» и «Marriott» (группа «Renaissance»), «Forte» пропагандирует себя через спонсорство
Для гостиниц еще одним преимуществом включения в международную цепочку становится возможность доступа к новым технологиям и технике. Это позволяет вести ремонтные работы без закрытия гостиницы и беспокойства ее гостей. Так было, например, в отелях «Рэдиссон-Славянская», «Шератон-Палас» и «Мариотт —
Тверская». Причем средства на реконструкцию выделяются, как правило, из специально предназначенных для этого фондов компании.
Включение в международную гостиничную сеть обязывает гостиницу постоянно поддерживать имидж марки, содержать в порядке номерной фонд, своевременно проводить реконструкции.
Единый стратегический маркетинг, предусмотренный для определенного брэнда, позволяет существенно экономить средства на проведении самостоятельных глобальных исследований. Фактически нужен лишь оперативный маркетинг, позволяющий скорректировать общую стратегию в соответствии с национальными и региональными условиями. Можно даже воспользоваться услугами известных консалтинговых компаний — так, например, поступила гостиница «Новотель», входящая во французскую систему «Ассог».
Немаловажна и информационная поддержка. Включение в известную гостиничную систему дает отелю возможность быть представленным во всех ее справочниках, каталогах, системах бронирования и на Интернет-сайтах.
Кроме того, входящий в цепочку отель приобретает огромные возможности расширения сервиса, опираясь на уже разработанные схемы и контакты, клиентские программы и их поддержку.
Решаются и такие важные вопросы как обучение персонала, повышение его квалификации, возможности обмена профессиональным опытом. Ценовая политика отелей, входящих в международные гостиничные системы, очень разнообразна и отличается высокой гибкостью. Размещение гостей по опубликованным тарифам допускается только в крайних случаях. Почти всегда клиенту предлагаются специальные цены: корпоративные, семейные, «государственные» тарифы, «сверх экономный» и «горячий» ин — тернет-тариф, предложение «бизнес-класс», специальные цены для пожилых.
В России на сегодняшний день представлены практически все известные международные гостиничные системы.
Некоторые из них проявляют завидную активность, а такие, как «Sofitel» и «Inter-Continental», напротив, уходят с российского рынка. При этом инициатором разрыва договора становится российская сторона.
Но на международном рынке есть и крупные «игроки», которые пока воздерживаются от покорения российских просторов.
Корпорация «Hilton», высказывая заинтересованность в российском рынке, пока не торопится ее реализовать. Видимо, присматривается к успехам коллег и тщательно подбирает место для своего первого эксперимента.
Не проявили пока никакого интереса к нашему рынку и ведущие компании стран Юго-Востс&ной Азии, т. к., наши инвестиционные условия пока не являются для этих корпораций привлекательными, но российскому рынку есть куда развиваться: рыночная ниша — всего 13% качественного размещения на всю огромную страну.
Если сравнить гостиничную отрасль России с бывшими странами СЭВ и Балтии по ряду основных рыночных показателей, то наша страна не выделяется на их фоне, но в то же время уступает ведущим европейским державам, в первую очередь Франции, Германии, Великобритании. Так, одна из важных рыночных характеристик, а именно — коэффициент использования номерного фонда—в среднем по стране показывает, что российские гостиницы загружены чуть более чем на треть. Тем не менее, западные аналитики, хотя и с осторожностью, дают довольно оптимистические прогнозы развития российской индустрии гостеприимства, предполагая возможным существенно улучшить эффективность использования имеющихся объектов размещения.
Гостиничный бизнес отличается повышенной капиталоемкостью и, следовательно, высокими потребностями в притоке денежных средств. Но те, у кого эти средства имеются, необязательно направляют их в гостиницы вообще и в московские — в частности. В первом случае речь идет о конкуренции между отраслями или сферами деловой активности. Во втором — о соревновании за наибольшую привлекательность между различными рынками. Сравним рынок гостиничных уедут в Москве с аналогичными рынками европейских городов: Милана, Берлина и Лондона.
Милан — второй по величине город Италии с населением 1,4 млн человек. Основная бизнес-активность сосредоточена вокруг Миланского выставочного центра, фондовой биржи и многочисленных банковских учреждений. Выставочная и конгрессная деятельность представляют на сегодняшний день основную цель посещения Милана для большей части иностранных и национальных гостей города. Ежегодно здесь проводится около 70 различных мероприятий подобного рода, в которых принимает участие до 5 млн человек, из них более 350 тыс. иностранных посетителей и участников. Осуществляемое в настоящее время расширение площадей выставочного комплекса позволит Милану стать к 2004 году крупнейшим в мире конгрессно-выставочным центром (по объему имеющихся площадей). Конгрессная и выставочная активность в городе служит существенным подспорьем для загрузки миланских гостиниц: на корпоративных и бизнес-клиентов приходится более 40% всех ночевок в местных средствах размещения. Кроме деловых целей посетителей привлекают в этот город его достопримечательности. Поток туристов, прибывающих в Милан с культурно — познавательными целями, генерируется такими объектами показа, как Миланский собор, оперный театр Jla Скала, церковь Санта Мария дель Грасия с фреской Леонардо да Винчи «Тайная вечеря» и т. д. В целом на индивидуальных и групповых туристов приходится до 30% всех ночевок в средствах размещения этого североитальянского города. По состоянию на конец 2001 года в Милане насчитывалось 417 гостиниц на 23 тыс. мест. Более 46% всей вместимости (по количеству мест) приходилось на гостиницы класса 4 звезды. По количеству объектов лидерами стали отели среднего сегмента рынка(3 звезды).
Берлин. Крупнейший политический и экономический центр Германии, насчитывающий около 3,4 млн жителей. Основная часть населения занята в обслуживании (36 %). Объединение Германии и последующий за этим всплеск экономической активности превратил гостиничный рынок Берлина в один из наиболее привлекательных в Европе. Это не замедлило сказаться на темпах увеличения гостиничной базы. В течение последних 2—3 лет предложение в этом секторе городской экономики возрастало на 5—6% ежегодно. Из крупных проектов, реализованных в последние 5 лет, можно назвать строительство отеля «Гранд-Хайат» на 340 номеров (октябрь 1998 г.), «Кемпински-Алдон» (конец 1997 г.), «Сюисотель» (август 2001 г.) и других объектов. В настоящее время в новом центре Берлина ведется строительство еще 5—7 объектов, среди которых — «Софитель», «Рэдиссон SAS» и др. Для гостиничной активности имеются достаточные основания — в 2001 году город принял 3,9 млн иностранных туристов. Это несколько меньше, чем в 2000 году (на 2,5%). Причина спада — сентябрьский кризис.
Берлин, так же, как и Милан, относится к городам, где активно развивается конгрессно-выставочная деятельность. Участие в выставках и конгрессах генерирует второй по объему деловой активности сегмент спроса на услуги средств размещения в Берлине. На первом месте, как в Милане и других европейских городах, следуют поездки с деловыми целями. Групповые и индивидуальные туристы посещают город в рамках поездок выходного дня (члены ЕС) или как один из городов на общем маршруте по Германии и Европе.
Лондон. Крупнейший после Парижа туристский центр Европы, располагает более чем 1000 гостиницами, принимающими ежегодно до 28 млн туристов, из них 11 — 13 млн — иностранных, при общем числе жителей — около 8 млн (включая окраину). Туристское предложение Лондона формируется вокруг таких генераторов спроса, как Британский музей, Национальная галерея, Вестминстерское аббатство, комплекс Тауэра с мостом и прочих достопримечательностей, среди которых музеи и художественные галереи занимают ведущие места. В отличие от Берлина и Милана, Лондон не претендует на первенство по количеству проводимых выставочных мероприятий и конгрессов. Поездки с деловыми целями генерируют здесь только четверть спроса на услуги размещения, а участие в выставках, семинарах или конгрессах называют в’ качестве основной цели посещения города около 20% всех посетителей, прибывающих в британскую столицу с деловыми целями. В отличие от рассмотренных выше городов, сегментация спроса на гостиничные услуги в Лондоне имеет иную структуру, более приближенную к российской, в частности, к московской реальности. В столице Англии, помимо уже упомянутых деловых посетителей, выделяются туристы, прибывшие с культурно-развлекательными целями, а также довольно большая группа лиц, посещающая друзей и родственников. Последняя — самая многочисленная, на нее приходится более 40% всего потока. Однако посетители, навещающие в Лондоне своих друзей, останавливаться предпочитают не у них, а создают полезную нагрузку на средства размещения.
Главные генерирующие рынки Лондона — США, Германия и Франция. На эти страны приходится до 50% всего потока посетителей английской столицы. Европейцы прибывают в город в основном для проведения выходных дней, а также на краткосрочные мероприятия.
В 1999 году были построены 18 гостиниц (и еще 7 реконструированы), в 2000 году — уже 26 (10 в реконструкции). Основная часть строящихся гостиниц — 40% — приходится на отели бюджетного класса, считающиеся наиболее перспективными с точки зрения рентабельности. Строящиеся гостиницы имеют в среднем 150 номеров, но есть и исключения. Так, недавно построенный лондонский конвент-отель «Hilton Metropole» может принять одновременно более 1000 гостей. Вместимость всех отелей Лондона составляет около 100 тыс. номеров, при этом более 100 гостиниц имеет известные международные бренды. Как и в других европейских городах, основная гостиничная база представлена отелями среднего класса, что примерно соответствует трем звездам по международному стандарту. Отели верхнего сегмента конкурируют в определенной степени с гостиницами бюджетного и экономического класса за инвестиции на развитие и реконструкцию, причем с каждым годом эта борьба обостряется.
Москва. На фоне других европейских столиц гостиничный рынок нашей белокаменной характеризуется целым рядом выраженных отличительных черт, особенно заметных для тех, кто имеет общее представление об его количественных и качественных параметрах. Итак, первое, на что обращаешь внимание, сравнивая рынок Москвы с рынками других крупнейших городов Европы, это высокая единовременная вместимость объектов. Средняя гостиница Москвы имеет около 230 номеров, в Лондоне — около 100, в Париже и Милане — чуть более 40 номеров. Если учесть, что наша столица обладает и самой крупной в Европе гостиницей на 6000 мест, а вместимость некоторых других объектов не намного уступает этому гиганту, то можно смело предположить, какие трудности создает подобное увлечение крупными формами. Во-первых, такие объекты трудно управляемы, что отрицательно сказывается на их экономических результатах. Отсутствие стабильных потоков непритязательных отечественных туристов, а также обострение конкуренции за иностранных гостей поставили московские отели советской постройки в очень затруднительное положение. Слабость отечественного менеджмента и отсутствие устойчивых национальных брендов — вот еще одна отличительная черта московского гостиничного рынка. Сегментация объектов по классу в Москве и других европейских городах примерно совпадает, что свидетельствует о проявлении тенденций общего характера, диктующих соблюдение определенных пропорций. Если судить по количеству мест в отелях три звезды, то на их долю в Москве приходится не меньше мест, чем в Милане или Берлине — примерно 40%.
Однако московский сегмент гостиниц класса три звезды отличается от европейского аналога соотношением цена—качество услуги: по средней цене продажи столичные отели класса три звезды уступают своим зарубежным конкурентам. В некоторой степени виновата в этом ценовом отставании низкая покупательная способность отечественного потребителя, составляющего большинство в этих средствах размещения. Кроме того московские отели среднего класса отличаются от европейских аналогов менее персонифицированным обслуживанием. В этом виноваты упоминавшиеся уже размеры московских отелей: трудно донести теплоту исконного московского гостеприимства до каждого из нескольких тысяч одновременно проживающих гостей.
Верхний сегмент рынка средств размещения Москвы закончил 2001 год с неплохими показателями. Если сравнивать отели верхнего сегмента Москвы с аналогичными по классу объектами других городов, в первую очередь Берлина, то московские показатели не выглядят удручающими: заполняемость от 55 до 80% (средняя — около 56%), ADR — от 106 до $245. Москва оказалась чуть ли не единственным крупным городом Европы, сумевшим увеличить загрузку и доход с номера в 2001 году по сравнению с 2000 годом. Наша независимость от западных рынков на этот раз оказалась преимуществом, позволив поглотить негативные последствия сентябрьских атак в США.
Для того, чтобы усилить инвестиционную привлекательность московского гостиничного рынка, динамика клиентского потока должна показывать тенденцию к росту, а абсолютные цифры, характеризующие этот показатель, должны увеличиться по крайней мере в два раза.
Проблема инвестиционной активности становится тем более запутанной, чем глубже в нее погружаешься. Бесспорно, что зарубежные средства будут вкладываться в русские гостиницы только тогда, когда Россия интегрируется в европейскую деловую среду (что подразумевает, помимо прочего, принятие западных стандартов финансовой отчетности, стандартов обслуживания, расчетов и оценок проектов и т. д.). До того, как это станет возможным, остается надежда на расширение рынка за счет собственных средств владельцев будущих отелей и на то, что отношение на нем примут более цивилизованные формы. Инвестиционный процесс сдерживают условия российских банков — выдача кредита на срок не более пяти лет под 15—20% годовых — лишает всякого смысла реализацию гостиничного проекта. Обычно срок жизни такого проекта на московском рынке — 8—10 лет, а приемлемый процент отдачи — около 10% годовых. Сейчас В Москве насчитывается 170—180 гостиниц на 42 тыс. номеров. В Париже более 1500 отелей имеют вместимость 64 тыс. номеров. То есть в Москве вместимость средней гостиницы в пять раз больше, чем в Париже. В США гостиничные предприятия также отличаются большей единовременной вместимостью, чем европейские аналоги. Например, гостиница «Золотое кольцо» по праву считается одним из ведущих отелей Москвы. Ежемесячно здесь останавливаются постоянные клиенты из США, Германии, Японии, Италии, Великобритании, Финляндии, Испании, Греции. Что же касается Японии, то в последнее время, помимо существующих групп, появились и крупные заказы на размещение клиентов от турфирм этой страны, в том числе с проведением мероприятий и арендой залов. Гостиница срочно осуществляет закупку нового оборудования для приема дополнительных групп. Немалый интерес к сотрудничеству проявляют также туроператоры Франции и Израиля.
По мнению дирекции, рост загрузки гостиницы как средство повышения ее доходности, в первую очередь, будет достигаться активизацией работы с туроператорами и турагентствами (иностранными и отечественными), а также повышением уровня сервиса и качества обслуживания клиентов.
Поданным Госкомстата, гостиницы Москвы обслужили в 2000 году более 2,3 млн чел., по уточненным экспертным оценкам, эта цифра поднимается до 2,6 млн. чел. (российских и иностранных граждан).
Простой расчет, основанный на прогнозе ВТО и данных Госкомстата РФ, показывают, что существующее количество мест ев — роуровня нельзя считать приемлемым. Согласно прогнозу ВТО на 2020 г., Россия будет принимать 47 млн человек. Из них, по оценкам разных источников, от 20 до 50% посетят Москву. Исходя из данных о средней продолжительности проживания туристов в столице, будущая «Мекка» должна ежегодно увеличивать свой номерной фонд на 2,5—8,3 тыс. мест европейского уровня, если же продолжительность проживания будет равна 5—7 дней (согласно данным Госкомстата РФ за 1998 г.), то ежегодный прирост должен тогда составить 6—17 тыс. мест. Чтобы понять масштабность этой задачи, достаточно сказать, что четырехзвездочная гостиница «Тверская», например, располагает только 162 номерами. Значит, по самым скромным прогнозам, в Москве должно ежегодно строиться до 20 подобных гостиниц (что, естественно, нереально).