12.03.2016. | Автор:

Среднюю реку уже не перебросишь спиннингом, а крупную — тем более. Примерный разрез таких рек показан на рис. 95. Имеется выраженное русло с наибольшими глубинами и самым сильным течением. Русло не обязательно идет посередине, на резких поворотах оно иногда подходит почти вплотную к берегу (как правило, к вогнутому). Русло имеет заметные свалы, а свал — характерные точки перегиба — верхнюю и нижнюю бровки. Далее к берегу идет относительно ровный участок — плато, прибрежная часть которого до глубины 2 — 3 м может зарастать травой.

Немало рыбы стоит в прибрежных зарослях, чаще всего это щука и окунь, иногда подходят язь, голавль, жерех. Если заросли не сплошные, то в “просветах” можно неплохо половить щуку и окуня на легкие джиг-головки с твистерами или виброхвостами. В густой траве приходится применять незацепляющиеся модели.

Крупная рыба стоит дальше — на плато и в русле, она либо подстерегает добычу в засаде, либо курсирует на охоту из глубины к береговой отмели и обратно, задерживаясь на “кормных” участках. Наиболее перспективные места — свалы, особенно верхняя бровка, хотя хищник бывает и в самом русле, и на плато.

Тактика ловли в средних и крупных реках определяется тем, что основная добыча — щука, окунь, судак. И хотя попутно попадается другая рыба, вплоть до сома и леща, это достаточно редкие случаи. Значит особое внимание нужно уделить облову бровок, ведь именно там концентрируются судак, окунь и частично крупная щука.

При ловле судака в больших реках собственно полезная проводка иногда очень мала. От заброса за бровку (до 100 м) сам рабочий участок составляет около 10 м, остальные — просто быстрая подмотка. Такое часто встречается на песчаных и каменистых реках, где на плато рыбе не за что зацепиться. В других случаях она нередко встречается и на ровных участках, причем не только летом, но и осенью, и весной. В основном это щука, окунь, но нередко попадается и судак.

Поэтому участок ловли можно условно разделить на три зоны: дальнюю — русло и свалы, ближнюю — плато и прибрежную. Наиболее перспективна, конечно же, дальняя зона — там рыба и крупнее, и разнообразнее.

Поэтому необходимым, по моему мнению, будет максимальный заброс. В идеале мы должны перебросить приманку за дальний свал, реально — как получится. Затем начинается проводка в дальней зоне. Это самый сложный участок, т. к. здесь нужно постоянно “видеть” быстро меняющийся рельеф дна, а приманка очень далеко. Опытные рыболовы чувствуют дно как бы интуитивно, но на самом деле это выработанная годами практика.

Остальным можно посоветовать только одно: считайте, считайте и все время считайте! Для начала примем, что джиговая приманка на натянутой леске опускается вниз со средней вертикальной скоростью 30 см/с. Отсюда и следует, что если при прекращении подмотки приманка падает на дно за 2 — 3 с, значит она находилась на 0,5 — 1,0 м выше дна — т. е. в самом “рабочем” слое.

И в течение всей проводки нужно контролировать эту паузу. Если вы начинаете за руслом, то через какое-то время пауза увеличивается, т. е. приманка падает на дно дольше обычного, например 5 — 10 с. Значит, она достигла дальнего свала и опускается вдоль него — надо замедлить или вообще остановить подмотку и быть особенно внимательным, поклевки здесь достаточно часты. Пройдя дальний свал, приманка движется по руслу — пауза укорачивается, но из-за большой глубины и течения остается выше нормы (3 — 6 с), хотя и примерно постоянным. Если затем время падения резко уменьшается до 1 — 2 с (а иногда приманка даже начинает чиркать по дну) — это значит, что мы подошли уже к ближнему свалу. Здесь полезно ускорить темп подмотки.

Чтобы избежать “волочения”, нужно более резко и длительно поднимать приманку или временно перейти на равномерную подмотку. Когда верхняя бровка пройдена, пауза становится нормальной (2–3 с). По мере приближения к берегу она постепенно сокращается и становится меньше секунды. При такой паузе ступенчатая проводка обычно теряет смысл, и можно переходить на обычную равномерную. Благодаря такому подходу и “чувству дна” наша приманка все время находится в выгодном положении, а это быстро сказывается на улове.

Конечно же, приведенная здесь схема абстрактна, на каждой конкретной реке картина будет своя; но сам подход достаточно нагляден, чтобы им воспользоваться, сделав поправку на местные условия (например, многие равнинные реки имеют слабо выраженные свалы и т. п.).

Мы рассмотрели реку в разрезе, теперь попробуем взглянуть на нее в плане и определим наиболее перспективные места (рис. 111).

doc2fb_image_03000088.png

Рис. 111. Характерные места стоянки рыбы и схемы ловли:

а) впадение притока; б) отход русла от берега; в) яма на повороте реки;

г) ямы на входе и выходе с переката; д) яма у берега с круговым течением.

Наиболее типичные участки: впадение притока, залив, подход русла к вогнутому берегу, отбойная струя, перекат и яма. Вероятное расположение рыбы и забросов изображены на рисунках символами и стрелками (далее эти случаи будут рассмотрены подробнее).

Чтобы решить, откуда и куда бросать, можно попытаться поставить себя на место рыбы и учесть, что во время охоты хищник, как правило, стоит или движется:

— против течения;

— с глубоких мест на более мелкие;

— на мелких местах — по солнцу.

Выбор приманки определяется уже рассмотренными условиями ловли. Для дальнего заброса нужны компактные оснастки. Обычно это обтекаемые джиг-головки или свободно оснащенные приманки с шаровым грузом.

Так как проводка большей частью ступенчатая, используются те типы головок, которые лучше для нее подходят: “шар”, “регби”, “сапожок”, “подкова” и т. п. Из насадок — твистеры, виброхвосты, поролоновые приманки, подбираемые с учетом силы течения.

Начинать следует с мелких моделей, т. к. на них может взять любая рыба: судак, окунь, язь, голавль, жерех, щука. Если же окажется, что клюет в основном “пятнистая”, лучше переставить более заметную крупную приманку.

Комментарии закрыты.