Автострады уже исполосовали весь земной шар. А где, какими тропинками крадутся велосипеды?
В «Правилах дорожного движения» нашей страны весьма недвусмысленно сказано: «Движение на проезжей части на велосипедах, гужевых повозках и верхом на животных разрешается на расстоянии не более 1 метра от ее правого края» (пункт 1.60). А если дорога не очень широка, то расстояние от велосипедиста до автомобиля тоже подчас не более одного метра, и на автострадах, особенно где скорости высокие, скромной двухколеске порой бывает неуютно от такого соседства.
Шаги к «автономии» велосипеда уже делаются. Законодателями моды стали литовцы. Они успешно строят велосипедные дорожки, в большинстве случаев отделенные от потока автомобилей зелеными партерами. Ширина дорожек — полтора-два метра. Эти «лучи» скользят от Каунаса до Гарлявы, от Таураге до границы Литвы с РСФСР (в направлении Советска), тянутся в маленькие города, поселки — Титувенай, Радвилишкис, Раудондварис, Пиль — вишки, Вилковишки, Игляука, Свядесай, Кайряй, появляются на отдельных участках автострады Рига — Вильнюс за Шяуляем, идут бок о бок с шоссейной дорогой за Антакальнисом (район Вильнюса) по направлению к городку Неменчине. Дорожные строители относятся здесь к велодорожкам со всей серьезностью, прекрасно понимая, что эти узкие «ленты» станут в самые ближайшие годы постоянными спутниками автодорог.
В 1974 году в Литве заискрилась первая 16-километровая «ленточка» велодорожки, в 1975 году в «дорожный узор» было вплетено еще 19 километров, 1976 год добавил 17, а 1977-й — 22 километра. Через 10 лет, в 1987 году, общая длина велодорожек составила уже более 100 километров.
От Литвы не отстает и Латвия. Например, в Риге, в конце улицы Ленина, переходящей в Псковское шоссе, возникла автономная велодорожка, отделенная от основной трассы зеленым газоном. Ее длина, правда, не более километра, но то удобство, с каким велосипедисты проедут этот участок (не оглядываясь боязливо на никелированные морды — бамперы стальных «лошадей»), послужит наилучшей рекламой будущих велопутей.
Велодорожки не только станут своеобразным «эскортом» шоссейных дорог, но и возникнут, будем надеяться, в наших лесопарковых зонах, лесных хозяйствах и национальных природных парках. Не исключено, что велосипедные трассы протянутся
По курортным местам Крыма, Кавказа, Сибири, Дальнего Востока.
Велодорожки строятся и в других странах. Кому же принадлежит первенство среди «велосипедо — любивых» государств? Как выяснилось, Японии. В настоящее время здесь уже построено 5300 километров велопутей, в том числе 1200 километров вокруг островов, по побережью. Это малое дорожное строительство продолжается и по сей день. По какому же ведомству? Оказывается, в рамках программы «Защита окружающей среды». Японцы прислушиваются к предостережениям экологов. Подготовлено решение о прокладке еще 25 тысяч километров. Если эта идея осуществится, кольца велодорожек опояшут всю территорию Японии и смогут, пожалуй, слегка развеять «угар автомобильного идолопоклонства».
Здесь серьезно подходят к «курсу на велосипед», японцы твердо уверены — велосипедизм не только поможет решить проблему «дорожного паралича» на улицах городов, но и будет способствовать защите окружающей среды.
Что же представляют собой японские велодорожки? Рядом с жилыми массивами, особенно новой застройки, вьются три или четыре узких параллельных ленты, как правило, двух цветов: серо-стального и зеленого — это асфальт (или бетонные плиты) и трава. Травяной покров не только естественный природный разделитель велосипедного движения, но и своеобразный элемент оформления ландшафта. Иногда эти зеленые пояски обсаживают деревьями, украшают цветами.
В некоторых японских городах на проезжающих смотрит «око» дорожного знака с непривычным изображением. Что же видит удивленный чужеземец? — условного папу с условным ребенком, а чуть ниже по диагонали — велосипед. Знак указывает — здесь возможна езда на велосипеде и одновременно пешие прогулки.
Интересно, что велосипедом пользуются не беспечные «катальщики», а вполне деловые люди. Например, в городке Касунабе, что в полутора часах езды от Токио, на 160 000 жителей 120 000 велосипедистов. Одни едут на службу в конторы, магазины, на предприятия. Другие спешат по хозяйствен-
Ным нуждам с огромными ящиками, коробками, баулами на задних багажниках, а полицейские — велосипедисты лихо лавируют между «спинами» автомобилей, игнорируя велосипедные дорожки. Часто это даже не специальные велопути, а достаточно широкие «зоны независимости», отделенные от проезжей части белой полосой и украшенные специальными знаками. Шоферы привыкли к «хрупкому» соседу и не посягают на чужую территорию.
А вот и долгожданная граница города. Японец- велосипедист миновал дымные кварталы, измучил уши визгом тормозов и почти оторвался от медленно и грозно надвигающейся автомобильной лавы. Он на автостраде. Как быть дальше? И тут сбоку от шоссе появляется змейка новой велодорожки. Поднимаясь по косогору, она петляет среди деревьев и, наконец, выравниваясь, идет параллельно шумной трассе, но на известном расстоянии от нее. Путь достаточно широк. Он рассчитан и на веломобили (о них речь впереди) всевозможных габаритов и форм.
Десятки миллионов американских велосипедистов также устремляются по «проторенным» для них трассам. Конечно, в таком городе, как Нью-Йорк, велосипеду трудновато. Зато в Вашингтоне для него несколько путей. Один, например, протяженностью 25 миль (около 40 километров), ведет на природу — к усадьбе Джорджа Вашингтона в городке Маунт Вёнен.
Уже известно, что чем меньше населенный пункт, тем больше велосипедистов, а следовательно, и специальных дорожек. Особенно много их в учебных центрах: в колледжах, университетах. В небольшом городке Дэвис, где большинство 20-тысячного населения составляют студенты, велосипед — основное средство передвижения. Происходит взаимовлияние: велодорожки увлекают велосипедистов, а велосипедисты увлекаются строительством дорожек.
В настоящее время в 100 городах США, расположенных в 42 штатах, имеется развитая их сеть. Если в 1973 году ее протяженность составляла 25 тысяч километров, то в 1985 году она увеличилась до 135 тысяч. В некоторых штатах, например
Эти машины хорошо заметны благодаря ярким вымпелам |
В Орегоне, велопути пронизывают всю территорию. Рост велосипедного движения здесь начался еще в 1950 году, велосипедами тогда пользовалось 15% населения, через 10 лет — 20%. А в середине 1970-х годов в этой «автомобильной стране» впервые было продано велосипедов больше, чем автомобилей. И наконец, в 1980-х годах на двухколесных экипажах разъезжало уже 50% населения. США, не довольствуясь тем, что производили сами (6 млн. велосипедов в год), вдвое больше закупали за границей, и все равно не хватало.
Куда же устремляется вся эта лавина двухколесных странников? На службу, за покупками, в путешествия. Легкие дорожки в США простираются теперь не только вдоль шоссе. Они «оккупировали» даже мосты. Велолинии, протянувшиеся по Сан-Франциско в Калифорнии, выскальзывают на мост Голден-Гейт (Золотые ворота), и если раньше здесь существовал автономный проход лишь для пешеходов, сейчас зону поделили поровну между пешеходами и велосипедистами.
Но, конечно, самые приятные километры ждут велоколесников в природных национальных парках — на пешеходно-велосипедных дорожках, а скорее тропинках. В одном из парков — Боис Оазис, в штате Айдахо, эти тропинки тянутся на несколько километров по берегам реки Боис, ее протоков и притоков, вяжут замысловатые узоры вдоль прудов, вклиниваются в маленькие уютные полуостровки. И когда посетители с восторженностью вспоминают о времяпрепровождении в парке, то часто можно услышать такое выражение: «вокинг энд вилинг», то есть прогулки и катание на велосипеде.
Кружево велодорожек как нельзя более к лицу Старому Свету. В 1980 году в Бельгии было затрачено на их строительство 700 млн. бельгийских франков, и к 1985 году протяженность велопутей составила пять тысяч километров. В Голландии общая длина дорожек равна восьми тысячам километров. Интересно, что в целях повышения безопасности на основных магистралях Гааги велодорожки решено окрашивать в темно-красный цвет. Тысячи километров насчитывают велопути в ГДР. Они скользят по Котбусу, Галле, Магдебургу, Карл- Маркс-Штадту, а также по «велосипедной столи-
Це» — городу Дессау, где добрая половина жителей (около 50 тыс. человек) передвигается исключительно на велосипедах. Сплетается кружево велодорожек в городах Венгрии, Чехословакии и Польши, большие возможности ждут велопутников в Югославии — здесь ленты дорожек могут быть легко вплетены в изумрудное ожерелье приморских городов — Сплита, Дубровника и других.
Во Франции сейчас велодорожки становятся неотъемлемым атрибутом градостроительного проектирования. Если в 1981 году на развитие велосипедной «инфраструктуры» было выделено 15 млн. франков, то в следующем году — уже 45 млн.
А вот и туманный Альбион. В городе Портсмуте несколько лет назад проводился «велосипедный эксперимент»: в распоряжение велосипедистов предоставили дорожку длиной восемь километров и шириной 3 метра, связавшую жилые районы с промышленными и торговыми. Сегодня велодорожки заполнили здесь все.
Швеция шагнула еще дальше. Фирмы по строительству дорог предполагают в ближайшее время начать сооружение общегородских систем велодорожек, которые будут полностью изолированы от автомобильных трасс. В настоящее время каждая шведская семья не только имеет велосипед, но и активно использует его в течение дня.
Королевство Дания. В западной части Копенгагена построена группа жилых домов с внутренними двориками — патио и дорожками из плит. Эти дворики, объединенные велодорожками, успешно используются датчанами, особенно молодыми и совсем юными, для велосипедной езды — и безопасно, и близко от дома. А общая протяженность велодорожек составляет пять тысяч километров.
Испещрена дорожками и географическая карта ФРГ. Их здесь 18 тысяч километров, и недавно было принято решение о выделении средств на строительство еще нескольких тысяч.
Получается, что, как бы ни были заполнены автомобилями улицы многих городов мира, велосипедисты отвоевали или усердно отвоевывают себе «зоны влияния», их наступление ширится, захватывая все новые и новые города и страны.
Обозначение велодорожки — изображение велосипеда на голубом фоне. Знаком велосипедистам и другой знак — красного цвета: стой, обратно, проезд запрещен.
Союзником велосипеда мог бы стать и белый цвет. Идея принадлежит итальянцам. Они предлагают применять белое покрытие шоссейных дорог. Неподалеку от Милана сооружено такое белое шоссе, совсем небольшой участок. В чем же его преимущества? Во-первых, на нем лучше видны цветные дорожные обозначения. Во-вторых, оно может освещаться в ночное время менее сильными лампами. И наконец, самое важное — на такой дороге водитель меньше утомляется и хорошо виден попутчикам и встречным.
Разработки итальянцев совсем недавно подтвердили специалисты компании «Мерседес-Бенц». Они авторитетно заявили, что все виды транспортных средств, окрашенные в чистый белый цвет, самые безопасные. Этому выводу предшествовали длительные исследования, в результате которых появилась таблица «цветовой безопасности», где цвета распределены следующим образом: первое место — белый, второе — желтый, затем светло-оранжевый и светло- красный.
Раз велосипед движется, он должен где-то остановиться. Раньше стоянкой был только наш дом, а теперь, когда велосипед так широко «пошел в дело»?