11.05.2012. | Автор:

Если сейчас велосипедисту приходится остере­гаться близкого соседства автомашин, то в начале века остерегались его самого, относились к нему с удивлением и некоторой опаской. По дорогам разъезжали кавалькады велосипедистов, оснащен­ных охотничьими рожками, трубами, чтобы преду­преждать об «опасности». В вечернее время свой путь они освещали яркими красивыми фонарями, по размерам лишь немного уступавшими карет­ным.

Фонари самых разнообразных форм — и круглые, и кубические, и прямоугольные, и трапециевидные, и цилиндрические, и конические, и, наконец, эллип­соидные подвешивали к оси переднего колеса или к рулю, поднимавшемуся над высоким передним ко­лесом. Свет был виден издалека и пешим, и верхо­вым. А если добавить к этому звуки клаксонов и рожков, можно представить, какое пристальное вни­мание к себе привлекали наездники «педальных двуколок» в те годы.

Иное дело — наши дни, когда подчас бывает не­легко разглядеть ныряющего в клубах автомобиль­ной гари и дыма велосипедиста. Но и сегодня ему важно быть заметным.

Первым отличительным знаком «педального на­ездника» являются фонари и световозвращатели, так называемые катафоты. Если передний фонарь необходим в первую очередь самому велосипедисту, фонарь задний и катафоты — это своеобразные «до­рожные бакены», «габаритные огни». У нас в стра­не их изготавливает завод автотракторной освети­тельной арматуры, разместившийся в старинном живописном городке Вязники. Делают их трех цве­тов: красного, белого, оранжевого.

Велолюбителям предлагается круглая отражаю2- щая поверхность с площадью в пределах 6—10 см2. Хрупкий катафот должен быть защищен от проник­новения влаги на внутреннюю поверхность опти­ческого элемента, очень важна и его стойкость к воздействию смазочных масел и бензина. Даже теп­лоустойчивость и та оговаривается: плюс 65° по Цельсию. Морозоустойчивость — минус 45—50°. А еще и виброударопрочность.

Конструкция катафота в течение последних лет постоянно совершенствуется. Какие же в нее можно внести изменения? Ведь на первый взгляд катафот предельно прост.

Оказывается, прежде всего желательно освоить широкоугольное отражение с широким диапазоном рассеивания света. А что это даст? Прежде всего то, что движущийся по вечерним и ночным дорогам велосипед будет заметен даже при боковом (в 170°) падении света фар обгоняющего его автомобиля. Это крайне важно, особенно при крутых поворотах. А пока еще у наших катафотов «мертвая зона» очень велика.

Относительная безопасность на ночных и вечер — них дорогах обеспечивается не только скромным небольшим отражателем на заднем крыле велосипе­да, но и отражателями на спицах. Пластмассовые пластинки являются своеобразными рамками, опра­вами, в которые вставляются катафоты, позволяю­щие отражать свет с двух сторон велосипеда. Такой тип отражателей удачно использован на одном из наших велосипедных заводов для оснащения склад­ных велосипедов «Скиф».

Английская велосипедная фирма «Релей», кро­ме того, устанавливает отражатели в торцах ручек велосипедного руля (иногда в этих местах появля­ются даже красные фонарики). Отражатели слегка заглублены в плоскости резины, что предохраняет их при случайном падении велосипеда.

Исследования в лабораториях и мастерских су­лят нам новые оригинальные решения. Сделав пер­вые шаги на пути «иллюминирования» велосипеда, конструкторы уже не хотят остановиться. Испыты — вается велосипед со светящимися… колесами. На обычные велосипедные шины наклеивается с двух сторон светоотражающая пленка, такая же пленка покрывает и металлические обода колес. Расчет прост и разумен — в свете фар проходящих автомо­билей «светящиеся дорожки» напоминают о близ­ком соседстве с хрупким экипажем.

А вот какие требования к «рассвечиванию» ве­лосипедов обнародованы в штате Нью-Йорк, пожа­луй, одном из наиболее плотных по населению в США.

Большой отражатель — катафот (5X7 см) крас­ного цвета должен размещаться спереди, и точно такой же — позади на заднем крыле, еще два ката­фота — между спицами каждого колеса, чтобы ко­леса сверкали в темноте при освещении сбоку фарами автомобиля.

Безопасность велосипеда в немалой степени зависит от прочности шин. Довольно часто случают­ся досадные проколы. И в этом случае на помощь приходит маленький карманный баллон со сжатым газом и клеющей пеной. Достаточно лишь присое­динить его наконечник к проколотому колесу, как оно накачано и тотчас заклеено клеющей пеной. Содержание баллона, сконструированного во Фран­ции, рассчитано на несколько проколов.

«Тернистый путь» шинам решили облегчить и итальянские изобретатели. Они предложили напол-

На международном рынке появляются велосипеды с очень красивыми покрытиями — так называемыми металлоэффектными, или металлизированными. На таких велосипедах не только ездить приятно, они еще и прекрасно видны в свете автомобильных фар.

Новинка превосходит все ожидания. Поток све­та выхватывает из темноты велосипед — его корпус мерцает, искрится, как новогодний снег в свете фо­нарей. Голландские велосипеды — с серым металли­зированным покрытием, напоминающим по цвету алюминий, японские «мистер» — с металлоэффект — ной под бронзу окраской корпуса. У английского «молтона» и французского «пежо» рамы окраше­ны в белый цвет — это тоже один из методов допол­нительной предосторожности на дорогах.

Не забыт и сам «наездник». Венгерская фабри­ка в городе Пене начала производство светоотражаю­щих перчаток, курток, что делает ездока хорошо заметным ночью, в тумане.

Но вот неожиданно велосипедист падает. Думая об облегчении его участи, конструкторы заботятся о том, чтобы рама, руль и багажник не имели ост­рых углов, которые могли бы поранить седока. А кроме того, специальные ограничители не позво­ляют выдвигать руль и седло выше безопасного пре­дела.

Наездники двухколесных экипажей во всем ми­ре настолько непоседливы, что разъезжают и в зим­ние месяцы. Зимние и осенние катания стали так популярны, что в Америке изготовляют даже нос­ки с… электрообогревом. Специально для любителей езды в холодное время года.

Однако на этом не поставлена точка, и внима­ние к велосипедисту простирается еще дальше. Оказывается, на велосипедистов довольно часто на­брасываются собачьи своры. И если сто лет назад двухколесного путешественника снабжали пистоле­тами, а его ботинки отделывали железными пласти­нами (на случай укусов), то сейчас к четвероногим друзьям человека подходят более гуманно — вело­сипедист снабжается специальным баллоном с рас­пылителем жидкости, отпугивающей собак.

Комментарии закрыты.