Новейшая история «педально-летательных».
В 50-е годы вдруг вспомнили о вертолете и по анологии соорудили мускулолет с несущим, вернее, возносящим винтом. В аппарате разместили двух велопилотов, они стали усердно, в четыре ноги, нажимать на педали и вращать огромный винт, размером около шести метров. Мускулолет, напрягаясь, оторвался от земли, но продолжал «полоскаться» на одном месте, не двигаясь ни вперед, ни назад. Эта идея оказалась слишком «приземленной», от нее отказались.
Нелегки попытки преодолеть земное притяжение. Меняются конструкции, формы, одно лишь незыблемо — крылья и велосипедный привод. И вот в конце 50-х годов в нашей стране взмывает в воздух удивительный крылатый аппарат, сконструированный группой спортсменов,— педальный привод увлекает крылатую конструкцию на 300 метров.
Просматривая архивы, нахожу место поисков и счастливого взлета: Север, бухта Провидения. Какое совпадение! Ведь удачливое «велокрылое детище», может быть, поистине провидение нового и чистого транспорта будущего.
В 1961 году студенты Саутгемптонского университета сконструировали из ели и бальза мускуло — лет «Сумпак». Он имеет огромное крыло, а весит всего 60 килограммов. Под крылом располагается пилон с воздушным винтом, который вращается с помощью все тех же велосипедных педалей. Характерно, что пилотировал или, можно сказать, «обкатывал» мускулолет спортсмен-велосипедист Дерек Пигот.
Не проходит и года, как в воздух взмывает новая конструкция. Здесь почти все то же, только винт — сзади, за хвостовым оперением, он не тянет. Этот мускулолет пролетает уже 900 метров. Аппарат легок (50 кг) и в воздухе напоминает стрекозу — перепончатые полупрозрачные крылья и сверкающая головка-кабина.
Велосипедист прекрасно виден сквозь корпус обтекателя — весь напряжен, ноги на педалях, яростно работает, выжимая лишний воздушный метр. Скорость чуть выше 30 километров. В воздухе вело — самолет пробыл немногим более полутора минут, и все-таки это — мировой рекорд.
Компетентное мнение специалистов — машины с педальным приводом находятся в наши дни на той же стадии развития, что и первые моторные летательные аппараты в 1904 году. Но если за 1904 годом последовали 1913-й, 1914-й, 1934-й с новыми удивительными конструкциями, то не исключено, что и мускулолеты покорят многие страны мира, особенно на фоне топливного кризиса и предостережений экологов о загрязнении атмосферы.
Первое доказательство этого — конкурс-соревнование велосамолетов в Англии. По условиям конкурса велопилот должен взлететь без посторонней помощи и даже без аккумулированной энергии, затем в горизонтальном полете на высоте не менее трех метров выполнить «восьмерку», а это при теперешних возможностях педальных самолетов просто немыслимо.
Несмотря на столь тяжкие требования к участникам, многие рвутся попытать счастья. Идея заражает, а ее теоретическая неисполнимость лишь подстегивает. Пробные полеты совершаются в присутствии зрителей и выполняются по прямой, но лишь подует ветерок, выступления тотчас сворачиваются — скорость ветра не должна превышать двух метров в секунду.
Трудно дается высота, она медленно набирается усилиями педалей с постоянной скоростью, только
Pa при длине фюзеляжа в 13 метров. И хотя вес фюзеляжа при таких больших его размерах составлял один пуд (таков же был и вес приводного устройства) , крыло получилось достаточно тяжелым — 36 кг. В общей сложности набегало 68 кг.
Несмотря на такие гигантские габариты, построен был «Авиет» очень быстро (причем усилиями всего двух человек), на предварительные исследования и проект ушел один год (1970), а на постройку — три года.
Предварительные исследования в лаборатории показали неплохие результаты. На экспериментальном стенде один из кандидатов в пилоты, 20-летний велосипедист, развивал моментную скорость в 0,5 лошадиной силы, удерживая ее в течение 50 секунд. Потом спортсмен уставал, и скорость, естественно, падала до 0,33 лошадиной силы. Однако 0,25 лошадиной силы будущий пилот мог поддерживать в течение целых 10 минут.
Предполагалось, что стартовая скорость вело — самолета составит 18 км/час, а полетная — 20, на выполнение конкурсного маневра уйдет около восьми минут.
При всей своей массивности, «широкоплечести» «Авиет» был красив. Над распростертым крылом поднимался ажурный металлический пилон, подкрепленный бальзовым деревом. Не в пример другим мускульным экипажам пилон этот не завершался винтом, его лопасти уверенно вращались перед кабиной пилота. Необычной была и сама кабина. Если, к примеру, англичане и японцы бережно укрывали прозрачной наилегчайшей пленкой лишь ее переднюю часть — исключительно для обзора пилотом окружающего пространства (как говорят в Японии, для любования окрестным пейзажем), французы решили иначе, они «остеклили» всю кабину. Прозрачным сделали и фюзеляж, сквозь покрытие просвечивали очень тонкие сосновые продольные полосы и геометрически правильная сетка мелких ребер жесткости. Короче говоря, весь «Ави — ет» бережно укутывался прозрачным плащом из мейлара. И хотя мейлар (для большей прочности) не забыли металлизировать, его толщина продолжала составлять лишь сотые доли миллиметра.
Что при конструировании французского велосамоле — та моделисты обращали внимание на аэродинамику, не забывая и о преростигме крыльев. Эти на первый взгляд мелочи, подмеченные биологами, тоже оказались кстати.
Итак, начались испытания во французском небе. Первый полет «Авиета» после серии проб произошел в 1974 году. Каждая новая сотня метров давалась с трудом. Сложно было и управлять махиной. Наконец-таки ручным штурвалом удалось «нарисовать» в воздухе желаемый круг с радиусом в 150 метров, а ноги пилота, интенсивно вращая педальный привод, выжали из винта последние усилия. «Авиет» сумел пролететь целых тысячу метров. Скорость (чего никак не ожидали от тихоходной педальной машины) составила 5,5 м/сек. Причем время засекли не на глаз и не по земному секундомеру — «Авиет» был снабжен бортовым скоростемером.