Венера — вторая по расстоянию от Солнца и ближайшая к Земле планета Солнечной системы. Сред — нес расстояние от Солнца — 108 млн. км, период обращения вокруг него — 225 суток. Венера может при­ближаться к Земле на расстояние до 40 млн, км, т. е. ближе любой дру­гой большой планеты Солнечной системы. Синодический период (от одного нижнего соединения до дру­гого) равен 584 суткам. Наилучшие условия видимости Венеры прихо­дятся на периоды элонгаций, хотя угловое расстояние Венеры от Сол­нца не превышает 48°, вследствие чего она видна либо после захода (вечерняя звезда), либо незадолго до его восхода (утренняя звезда). Венера — самое яркое светило на небе после Солнца и Луны.

"Диаметр Венеры — 12 100 км (95% диаметра Земли), масса — 81,5% массы Земли, или 1/408 400 массы Солнца, средняя плотность — 5,2 г/см3, ускорение силы тяже­сти на поверхности — 8,6 м/с2 (90% земного). Период вращения Вене­ры долго не удавалось определить из-за плотности облачного слоя, окутывающего эту планету. Только с помощью радиолокации было ус­тановлено, что он равен 243,2 су­ток, причем Венера вращается в обратную сторону по сравнению с Землей и другими планетами. На­клон оси вращения Венеры к плос­кости ее орбиты равен почти 90°.

Существование атмосферы Ве­неры было обнаружено в 1761 г. М. Ломоносовым при наблюдени­ях прохождения ее по диску Солн­ца. В XX в. с помощью спектраль­ных исследований в атмосфере Ве­неры найден углекислый газ, со­ставляющий 97% всего состава ат­мосферы. В нее входят также около 2% азота и инертных газов, не бо­лее 0,1% кислорода и небольшие количества окиси углерода, хлоро — водорода и фтороводорода, около 0,1% водяного пара. Углекислый газ и водяной пар создают в атмосфе­ре Венеры парниковый эффект, приводящий к сильному разогре­ванию поверхности планеты (оба^ газа интенсивно поглощают инф­ракрасные лучи, испускаемые на­гретой поверхностью Венеры), из — за чего ее температура достигает 500°С. Облачный слой Венеры, скрывающий от нас ее поверх­ность, расположен на высоте от 49 до 68 км над поверхностью и по плотности напоминает легкий ту­ман. Предполагается, что облака состоят из капель водного раство­ра серной кислоты. Освещенность на поверхности в дневное время подобна земной в серый пасмур­ный день. Из космоса облака Ве­неры выглядят как система полос, располагающихся обычно парал­лельно экватору планеты. На уров­не облаков дуют постоянные вет­ры со скоростью около 100 м/с.

Атмосферное давление у поверх­ности Венеры составляет около 9 МПа, а плотность в 35 раз пре­восходит плотность земной атмос­феры. Верхние слои атмосферы Ве­неры почти целиком состоят из водорода (до высоты 5500 км). Ра­диолокация позволила изучить не­видимый из-за облаков рельеф Венеры. Обнаружены более 10 кольцевых структур, подобных кратерам Луны и Меркурия, диа­метром от 35 до 150 км, разлом в коре планеты длиной 1500 км, горные массивы, вулкан, огром­ная котловина протяженностью 1500 км с севера на юг и 1000 км с запада на восток. В целом поверх­ность Венеры более гладкая, чем поверхность Луны.

Спутников Венераjre цмеет.