Почаев. Свято-Успенская Почаевская лавра
Регион: Подолье / Тернопольская обл. / Почаев
По пересказам, близ истинной обители на границе ХІІ-ХІІІ ст. преподобный Мефодий (погиб в г.), греческий монах из Афона, основал монастырь (сейчас тут лаврский Свято-Духовский скит). Позже к нему присоединились и киевские монахи.
«Монумент монастыря Почаевского» ведает, что в г. на лаврской горе поселились подвижники.
Книжка «Гора Почаевская» (72 г.) констатирует, что в г. на лаврской горе появилась в огневом столбе Божья Мама и оставила там следует собственной Стопы. Из следа Стопы Божьей Мамы пробился лечебный источник. В грамоте польского короля Августа ІІ 00 г. Почаевский монастырь именуется давнешним, чудотворным и православным давно.
В г. в имении Анны Гойской по требованию хозяйки останавливался греческий митрополит Неофит, который ездил в Москву. В символ благодарности за гостеприимность он оставил Гойской давнишнюю икону Божьей Мамы, которую вез с собой. Через лет от вида начал излучаться превосходный свет. Слепой от рождения брат Гойской Филипп, когда приложился к святыне, прозрел. Тогда Гойская с крестным ходом и пениями перенесла икону в Почаев, устроила в 97 г. для монахов, которые жили по пещерам и лесам, монастырь при Успенской церкви и обеспечила его всем нужным. Первым документально известным игуменом этой обители стал преподобный Иов (погиб в г.), узнаваемый к тому времени на Волыни подвижник. Много сил дал преподобный благоустройству и защиты монастыря от припираний, писал полемические произведения, был огромным молитвенником и аскетом, жил в пещере.
Его мощи было найдено в г. Они стали последней из 3-х основных почаевских святынь (не считая следа Стопы Божьей Мамы и иконы, подаренной Гойской).
Меж и гг. монастырь перебежал в унию, а в г. опять возвратился в лоно православия. Тут находилась резиденция Волынского Епархиального архиерея с Консисторией. В г. обитель «по многочисленности стекающихся в оную богомольцев, по великолепию ее церквей, обширности и огромности сданный» четвертой за счетом посреди российских монастырей получила титул лавры.
Во 2-ой половине ХІХ ст. лавра стала огромным религиозно-просветительским центром. Принципиальное значение тут имело издание местной типографии (за одними данными, она была унаследована от Гойской, за другими — появившаяся не ранее г.; в г. вывезенная к США, где действует при монастыре Преподобного Иова Почаевского в Джорданвиле). В 80-х гг. ХІХ ст. при лавре действовала двухклассная церковно-приходская школа, в 90-91 гг. — церковная школа. В 91 г. в обители открылась богословская школа для подготовки священников и псаломщиков в западноукраинской епархии.
С 94 г. — Почаевская духовная семинария. С 96 г. лавра имеет Ставропигию и управляется через наместника, который носит сан архимандрита.
Ансамбль Почаевской лавры (ХV-ХІХ ст.) составляют пещеры с подземными ходами, расположенными в три яруса (ХV-ХVІ ст.), Успенский собор (71-83 гг., конструктор И. Гофман), корпусы келий, трапезная (ХVІІ-ХVІІІ ст.), колокольня (61-71 гг.), Троицкий собор ( г., конструктор А. В. Щусев, южное панно выполнено за наброском М. К. Рериха).
На западной окраине лавры размещен монастырский отель. Около отеля есть место для парковки прочанского и туристического автотранспорта. В кабинете можно заказать экскурсии по обители.