.. .Вы не могли нигде слышать или читать о том, что я собираюсь вам рассказать. Поэтому готовьтесь к неожиданностям, насколько удивительным, настолько и приятным…
В. Зеланд
Она очаровательно спросила меня: «Это, наверное, очень трудно выдумывать все из головы?» — «Трудно,— ответил я,— но думаю, что из ноги было бы еще труднее»…
Станислав Ежи Лец
Сотни сообщений и сотни судеб, точнее, вариантов судеб, которые «выбираются», «выбираются»,
«выбираются»… Люди общаются, спорят, шумят, высказываются. Нелицемерно, от души, даже с задором — у каждого он, разумеется, свой.
Н. В. Гоголь писал в «Мертвых душах»: «…У всякого есть свои задор: у одного задор обратился на борзых собак; другому кажется, что он сильный любитель музыки и удивительно чувствует все глубокие места в ней; третий мастер лихо пообедать; четвертый сыграть роль хоть одним вершком повыше той, которая ему назначена; пятый, с желанием более ограниченным, спит и грезит о том, как бы пройтиться на гулянье с флигель-адъютантоми напоказ своим приятелям, знакомым и даже незнакомым; шестой уже одарен такою рукою, которая чувствует желание сверхъестественное заломить угол какому-нибудь бубновому тузу или двойке, тогда как рука седьмого так и лезет произвести где-нибудь порядок, подобраться поближе к личности станционного смотрителя или ямщиков,,— словом, у всякого есть свое…».
Задоры-потребности остались все теми же — только с поправкой на современность. И это замечательно, потому что чем больше потребностей у человека, тем богаче, осмысленнее и разностороннее его жизнь. Современная психология рассматривает целенаправленное удовлетворение потребностей как основную движущую силу развития личности.
Потребности легко обнаруживаются в направленности личности, ее стремлениях, мечтах и прочих мотивах, побуждающих человека к деятельности и являющихся формой проявления потребности. Если исходить из того, что деятельность зависит от ее предметно-общественного содержания, то в мотивах эта зависимость проявляется как собственная активность личности. Поэтому, говорят психологи, система мотивов, раскрываемая в поведении личности, богаче признаками и более подвижна, чем потребность, составляющая ее сущность.
Потребности не остаются неизменными на протяжении всей жизни, однако меняются и совершенствуются в зависимости от роста общей культуры человека, его знаний о действительности и отношений к ней. В этом смысле потребность может восприниматься как некая гипотетическая переменная, в зависимости от обстоятельств проявляющаяся то в виде мотива деятельности, то в виде черты характера. В последнем случае потребности обретают устойчивость и стабильность и становятся определяющими личностными качествами.
Одна из наиболее полных и популярных классификаций потребностей принадлежит известному психологу X. Мерею, выделявшему двадцать основных позиций:
1) доминирование или стремление контролировать, влиять, направлять, убеждать, препятствовать, ограничивать;
2) агрессия или стремление превзойти, победить, восторжествовать, растоптать, опозорить, осудить, унизить;
3) социальное сближение или поиск дружеских связей, стремление к дружбе, партнерству, любви;
4) отторжение или стремление отвергнуть попытки сближения извне;
5) автономия или стремление к независимости и свободе от всех и всяческих ограничений: опеки, режима, порядка;
6) пассивное повиновение или принятие судьбы, подчинение грубой силе, признание собственной неполноценности и собственной несостоятельности;
7) потребность в уважении и моральной поддержке;
8) потребность достижения или стремление преодолеть, превзойти, достичь более высокого уровня;
9) потребность быть в центре внимания;
10) потребность в игре или стремление к развлечениям, предпочтение игровой модели поведения всякой серьезной деятельности;
11) эгоизм или нарциссизм, самодовольство, автоэротизм, проявления субъективизма при восприятии внешнего мира;
12) социофилия или болезненный альтруизм, забвение собственных интересов во имя корпоративных или групповых, а также внутреннее благородство, уступчивость, забота о других;
13) потребность быть опекаемым или стремление к поиску покровителя, зависимость от чужого мнения, поиски утешения, ожидание мягкого обращения, беспомощность;
14) потребность оказания помощи;
15) потребность избегания наказания или потребность считаться с общественным мнением, сдерживание собственных импульсов и порывов с целью избежать осуждения, порицания, кары;
16) потребность некритической самозащиты или отказ от анализа своих ошибок, проблемы с признанием собственных упущений, стремление оправдаться ссылками на обстоятельства;
17) потребность преодоления неудачи — в отличие от потребности достижения может быть охарактеризована самостоятельностью принятия решений и действий;
18) потребность избегания опасности;
19) потребность порядка или стремление к аккуратности, опрятности, точности, красоте;
20) потребность суждения или склонность к философствованию, абстрактным формулировкам и обобщениям, стремление задавать общие вопросы или отвечать на них, увлеченность «вечными темами».
Примерно того же самого и еще немного — с поправкой на неизбывный отечественный инфантилизм — хотят и поклонники трансерфинга, молодые преимущественно люди. Лозунг дня — получить все, сразу и без особенных усилий.
«Мы, не будем заниматься упражнениями, медитациями и самокопанием,— ненавязчиво роняет В. Зеланд. — Трансерфинг — это не новая методика самосовершенствования, а принципиально иной способ мыслить и действовать так, чтобы получать желаемое. Не добиваться, а именно получать. И не изменять себя, а возвращаться к себе…».