Этот монастырь был основан в 1544 г. вдовой родного дяди царя Ивана Грозного — княгиней Евфросинией Старицкой из знатного рода бояр Хованских, в иночестве она получила имя Евдокия. В 2009 г. Горицкому монастырю исполнилось 465 года, но теперь пока мало кто хорошо знает его историю и то, что было время, когда именно этот монастырь мог претендовать на роль второго или даже первого по значимости русского женского монастыря. (Покровский монастырь в Суздале, основанный почти на 200 лет раньше Горицкого, был местом пострижения, в том числе насильственного, женщин самых знатных московских фамилий и местом их вынужденной монашеской жизни главным образом до первой трети XVI в. Основанный почти на два десятилетия раньше Горицкого монастыря, Новодевичий Богородице-Смоленский московский монастырь ощутил свое возвышение гораздо позже Горицкого, и связано это было с царицей Ириной Годуновой, сестрой Бориса Годунова, женой, а затем — вдовой царя Федора Ивановича, т. е. только с конца XVI в. — начала XVII в.)
Горицкий Воскресенский монастырь |
Горицкий, а также Покровский суздальский и Новодевичий московский монастыри остались в русской истории как обители опальных цариц и княгинь. Горицкий монастырь в XVI—XVII вв. служил местом ссылки и вынужденного пребывания в нем титулованных особ, среди них были: высланные сюда царем Иваном Грозным его четвертая жена — Анна Колтовская и вторая жена его сына Ивана — царевна Пелагея, вдова его родного брата Юрия — княгиня Юлиания, а также последняя жена царя Ивана Грозного — Мария Нагая; дочь царя Бориса Годунова — царевна Ксения; княжна-невеста юного императора Петра II (внука Петра I), и несостоявшаяся русская императрица Екатерина Долгорукая (XVIII в.); кроме того (в 1601) — княгиня Черкасская со своим племянником, будущим русским царем Михаилом Романовым (первый русский царь из династии Романовых), а еще раньше — княгиня Евфросиния Старицкая (XVI в.) и позже — княгиня Елена Масальская и Анна Хилкова (XVII в.), Варвара Арсеньева (XVIII в.) и др. Расскажем о некоторых из них.
Евфросиния Владимировна Старицкая
была одной из самых известных личностей в истории Горицкого монастыря. Ее большинство источников обычно называют основательницей этой обители. Но существует информация и о том, что этот монастырь якобы существовал уже в начале XVI в. и неизвестно, кто и когда его основал, а княгиня Старицкая построила в нем вместо деревянного храма каменный собор Воскресения Христова. Документально известно, что на вклад семьи Старицких в 1544 г., а еще точнее, по инициативе Евфро — синии Старицкой в этом монастыре был возведен каменный собор, этот год принято считать датой основания Горицкого монастыря. Евфросиния Старицкая — жена удельного князя Андрея Ивановича (брата великого московского князя Василия III), происходила из знатного боярского рода Хованских. Ее сын — Владимир Андреевич Старицкий — по
рождению был равным царю Ивану Грозному. Князья Ста — рицкие могли претендовать на первое место в русском государстве. Князя Андрея Ивановича Старицкого, как и годом раньше его брата Юрия Ивановича, умертвили по приказу матери малолетнего царя Ивана IV (будущего Грозного ) Елены Васильевны Глинской и Боярской думы в 1537 г., а к княгине Евфросинии Старицкой и ее малолетнему сыну Владимиру приставили стражу. Повзрослевший царь Иван IV сначала доверял своему двоюродному брату Владимиру Старицкому и его матери Евфросинии Старицкой. Но в 1553 г., во время тяжелой болезни и беспамятства 23-летнего царя Ивана IV, его близкого родственника — 20-летнего князя Владимира Старицкого — чуть было не избрали царем и многие бояре ему успели присягнуть. Поправившийся царь Иван IV этого не простил Старицким, они были обвинены в заговоре против него, их семью разорили. В 1563 г. княгиня Евфросиния и ее сын Владимир подверглись опале, княгиню Евфросинию Старицкую постригли насильно, она стала монахиней Еленой’, ей было велено жить в Воскресенском монастыре на Велоозере, так она стала инокиней монастыря в Горицах. В 1569 г. по приказу царя Ивана Грозного княгиню Евфросинию Старицкую, ее двух келейниц — племянницу княгиню Юлианию (в иночестве Александра), удельную княгиню Марию, а также игуменью монастыря Анну утопили в р. Шексне, а затем с почестями похоронили; позже на месте их захоронения поставили часовню. Князя Владимира Старицкого с женой и детьми убили в Александровой слободе под Москвой.
Княгиня Евфросиния Старицкая была энергичной, деятельной, несгибаемой личностью. Царь Иван Грозный ненавидел ее (свою родную тетку), считал ее душой и началом всех интриг против него. Оказавшись в неволе в Горицком монастыре, Евфросиния Старицкая организовала там собственную прославившуюся во всей России золотошвейную мастерскую по изготовлению вышитых изделий. Скорее всего эта ее мастерская была переведена из ее княже-
ской усадьбы в Воскресенасий монастырь 6 Торицах. В музеях России сохранились 12 работ из мастерской Евфроси — нии Старицкой. Из них главным шедевром считают знаменитую плащаницу «Положение во гроб», созданную в 1565 г., когда Евфросиния Старицкая была монахиней в Воскресенском монастыре в Торицах.
Анна Колтовская (1554—1626) в 18 лет
стала в 1572 г четвертой и последней законной женой 42-летнего царя Ивана Грозного. Он прожил с ней менее года, затем ее насильно постригли, и она стала монахиней Дарьей Воскресенского монастыря в Торицах, потом ее перевели в Введенский монастырь в г. Тихвин (всего она провела в монастырях 54 года).
Мария Федоровна Нагая (родилась в 1561)
стала в 1580 г. в 19 лет против ее желания (у нее был любимый просватанный жених) восьмой женой 50-летнего царя Ивана Грозного ив 1582 г. матерью царевича Дмитрия (позже в 1591 г. убитого или погибшего из-за несчастного случая в Угличе). Этот уже брак царя не был разрешен церковью, поэтому гщгь относился к нему как ко временному и вел переговоры, с английским королевским домом о его новом браке с племянницей английской королевы 30-летней Марией Гастингс. После смерти Ивана Грозного в 1584 г. царицу Марию Нагую, ее сына царевича Дмитрия и двух ее братьев отправили жить в Углич, где произошла трагическая гибель царевича Дмитрия. Мария Нагая насильно приняла монашество в Николаевской пустыни (близ Череповца); стала монахиней Марфой. Она часто приезжала в Воскресенский монастырь в Торицах, подолгу жила в нем, заложила предел (северо-западный) к Воскресенскому храму в память своего погибшего сына. Красивая и деятельная женщина Марш Нагая создала свою мастерскую вышивальщиц, их работы и ее вклады были сделаны вряд монастырей, в том числе и в Горицкий Воскресенский, в Кирилло-
Белозерский и др. В 1605 г. ей пришлось приехать в Москву, чтобы «признать» в новом царе (Ажедмитрий I, т. е. Ю. Б. Отрепьев, 1581—1606) своего сына — щревича Дмитрия; другого выхода у нее тогда не было (сказав неправду, она сохранила себе жизнь и получила некоторые материальные милости от «нового царя»).
^^<3 Царевна Ксения Борисовна Бодунова
(1582—1622), дочь царя Бориса Федоровича Бодунова, славилась своей дивной красотой, образованностью, добротой, скромностью. Она хорошо знала грамоту, любила книги, получила музыкальное образование, пристрастилась к пению. После смерти ее отца в 1605 г., убийства следуюгцего царя — ее брата Федора и их матери — вдовствующей царицы Марии, Ксения Бодунова против ее воли оказалась во власти Ажедмитрия I. Он даже был увлечен некоторое время ею, прожил с нею пять месяцев как со своей наложницей. Затем по настоянию его патрона и будущего тестя (отца его невесты Марины Мнишек) пана Юрия Мнишека Ксению Бодунову удалили из Москвы, по указанию Ажедмитрия I ее сослали в дальний северный монастырь в Борицах, она стала монахиней Ольгой. Позже, в 1608 г., когда она гостила в Троице-Сергиевой лавре, оказалась свидетельницей длительной и тяжелой осады лавры поляками, умерла она на 41-м году жизни в Покровском монастыре в Суздале.
Судьба первого русского царя из династии Романовых — Михаила Федоровича — также связана с Воскресенским монастырем в Горицах. Когда царь Борис Федорович Годунов оценил отца юного Михаила — боярина Федора Никитича Романова как наиболее опасного претендента на царскую корону, то он организовал пострижение Федора Никитича и его жены Ксении Ивановны, так появились монах Филарет и монахиня Марфа Их детей — шестилетнего сына Михаила и дочь — сослали в г. Кириллов в 1601 г. вместе с род-
ственниками — князем Борисом Черкасским, его женой, детьми. Вместе с теткой — княжной Черкасской и ее детьми — Михаил Романов несколько лет жил в Горицах, в строениях Воскресенского монастыря.
Ряд литературных источников рассказывают о жизни в монастыре княжны Екатерины Долгорукой (родилась в 1712 г.). Подросток — внук царя Петра I Петр II — стал императором в 12 лет. А. Д Меншиков хотел его женить на своей 16-летней дочери, но юный царь отказался от этой невесты. Вскоре он попал под влияние князей Долгоруких, которые смогли уговорить его почти в 15 лет жениться на княжне Екатерине Долгорукой. Петр II сделал заявление о своем предстоящем бракосочетании. Екатерина Долгорукая была в ее 18 лет изящной, миловидной, образованной, энергичной девушкой. Побуждаемая фамильным и личным честолюбием, она согласилась на роль невесты, а потом и жены нелюбимого ею подростка (Она была влюблена в родственника австрийского посла графа Меллиссимо, но чтобы он не мешал задуманному князьями Долгорукими плану, графа Меллиссимо навсегда отправили за границу.) На заре дня, когда должна была состояться свадьба, Петр II умер от оспы (1730). Долгорукие подделали завещание Петра II в пользы Екатерины Долгорукой, но обман был обнаружен. Вдовствующей правящей императрицей Екатерину Долгорукую сделать не удалось. Все князья Долгорукие и их родственники после раскрытия этого обмана пострадали. Екатерину Долгорукую заточили в монастырь в Горицах, где ее содержали в самом строгом заключении почти 2 года. Со временем новая императрица Елизавета Петровна даровала Екатерине Долгорукой свободу и звание фрейлины. В 1745 г. 33-летняя Екатерина Долгорукая вышла замуж за генерал-аншефа Брюса, но вскоре умерла.
История Горицкого монастыря свидетельствует судьбой своих насельниц, что часто кратким и ненадежным было счастье и благополучие женщин, связавших по своему или по чьему-то желанию свою жизнь с первой семьей или с пер-
вым лицом в государстве. Учит она и тому, что трезвость и расчетливость при устройстве семейных дел и личной карьеры далеко не всегда обеспечивают желаемый итог начинаний даже у деятельных, энергичных людей, не говоря рке про ординарных россиян.
В XVII—XVIII вв. Горицкий монастырь был рядовой обителью. В начале XIX в. начался его новый расцвет, когда игуменьей монастыря стала матушка Маврикия (М. И. Ходнева, 1778—1861). При ней монастырь стал одним из самых известных в России. Тогда император Александр II пожаловал ему земельные участки, оказывал покровительство. Вслед за ним жертвователями в монастырь стали многие состоятельные россияне. Ходнева была дочерью небогатого помещика Белозерского уезда. Ее личная жизнь была несчастливой. В 23 года она поступила в Горицкий монастырь, в 28 в нем была пострижена в монашество, в 32 стала его игуменьей и была ею 45 лет (1810—1855). При ней в 1812 г. монастырь стал общежительным (у насельниц ничего не было своего, все было общее), укрепилась его экономика и хозяйство, на небывалую высоту поднялись религиозная жизнь, дисциплина и репутация обители. В 1858 г. в 80 лет она приняла великую схиму с именем Мария, а в 1861 г. умерла в возрасте 83 лет.
Архитектурный комплекс Горицкого монастыря создавался более четырех веков (XVI—XX вв.). В 1812 г. на месте деревянного храма построили каменный храм Введения во храм Пресвятой Богородицы (Введенский храм), воздвигнутый за монастырскими стенами на высоком берегу р. Шекс — ны для жителей ранее многонаселенного села Горицы. В 1821 г. на месте погребения царских узниц: Евфросинии Старицкой, ее племянницы Юлиании, княгини Марии, игуменьи Анны, — на том месте, где раньше стояла часовня, возвели Троицкий собор. В 1831 г. построили Покровский больничный храм. В начале XX в. на берегу р. Шексны возвели часовню в честь святого Иоанна Предтечи.
В конце XIX — начале XX в. Горицкий Воскресенский монастырь имел 3 киновии (малые монастыри, подчиненные
главному монастырю и размещенные в уединенных местах): в деревнях Микулино (Никулино), Фетинино и на острове Ворбозомского озера на месте Зосимовой пустыни. В начале XX в. монастырь в Горицах славился своим искусством выращивания цветов, золотошвейным и иконописным мастерством, своими башмачным двором, кожевней и пекарней.
В 1932 г. Горицкий Воскресенский монастырь закрыли, монахинь выселили, часть из них расстреляли или утопили, часть разбрелась по окрестным деревням, имущество монастыря конфисковали, куда-то вывезли наиболее ценные вещи, а часть церковной утвари и икон уничтожили тут же в Горицах. Во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг. в монастыре размещался Дом инвалидов, позже его закрыли. В здании закрытого монастыря размещались овощехранилище, жилые помещения, клуб, затем — Дом культуры.
В 1990 г. местной православной общине вернули Введенский храм, в котором в советский период размещалось овощехранилище. В 1994 г. во Введенском храме отслркили первую службу (этот храм находится вне стен монастыря). Горицкий Воскресенский монастырь возродился в 1999 г. Силами монахинь и послушниц заведено подсобное хозяйство, восстановлен сестринский корпус Богослужения ведутся в Покровском больничном храме с больничными кельями (его приделы: Архангела Михаила и святого Иоанна Предтечи). В монастыре живут около 10 насельниц, в том числе настоятельница и послушницы (а в царский период здесь жили от 40 до 500 насельниц).
Главной святыней Горицкого Воскресенского монастыря является икона Николая Чудотворца, архиепископа Мир Ликийских, почитаемая чудотворной. Эта икона пребывала до этого в Москве в храме Рождества Богородицы в Старом Симонове. Ранее, до 1918 г., она находилась в Николо-Озе — рецкой женской обители, в советский период имела непростую судьбу. В 2002 г. эту икону вернули в Вологодскую епархию и передали в Горицкий Воскресенский монастырь, пока единственную женскую обитель в этой епархии.
Главными архитектурно-художественными ценностями Горицкого Воскресенского монастыря являются Воскресенский собор (1544 г.; возведен на средства князей Старицких; приделы построены на средства восьмой жены царя Ивана Грозного — Марии Нагой), каменная колокольня над соборной папертью (1611 г.; построена царицей Марией Нагой), Троицкий собор (1821), Покровский больничный храм (1831) и ограда (начала XIX в.), на берегу р. Шексны — часовня в честь Иоанна Предтечи (начало XX в.). Вне стен монастыря в селе Горицы с населением 500 человек сохранился на высоком берегу р. Шексны Введенский храм (Введения во храм Пресвятой Богородицы, 1812) с приделами иконы Божией Матери «Живоносный источник»; в этом храме сейчас совершаются богослужения. На территории монастыря бьет источник, именуемый Святым.
Туристы, как правило, совершают экскурсию на гору Мауру с ее богатой флорой, а также местом, откуда Кирилл Белозерский увидел местность, где ему предстояло основать новый монастырь. На горе установлен Поклонный Крест, построена часовня, сохранился камень, как утверждает легенда, с отпечатком ступни Кирилла Белозерского. Затем туристы отправляются на автобусах в древний город Кириллов с его широко известным Кирилло-Белозерским монастырем. Редкой красоты места и их насыщенность историческими и архитектурно-художественными памятниками определили создание в Вологодской области в окрестностях г. Кириллова и села Ферапонтова Национального парка «Русский Север» (образован в 1992 г., площадь 166,4 тыс. га).
Кириллов — небольшой город, центр Кирилловского района Вологодской области (численность населения менее 10 тыс. чел.), удаленный на 8 км от пристани Горицы. Город расположен на соединенных протоками озерах Долгое и Си — верское (имеется пристань). Кириллов является центром окружающего его сельскохозяйственного района, в нем осуществляется переработка сельскохозяйственной продукции и древесины. В последние десятилетия и особенно в после-
Вид на Кириллов |
дние годы в Кириллове стали снова развиваться местные традиционные ремесла и кустарные промыслы. Среди них наибольшее развитие получили ложкарный промысел и кррке — воплетение. Раньше Кирилловский уезд, в том числе и его главный город, славился не только ложкарным делом и плетением кружев, но и другими народными промыслами: посудным, берестяным, кожевенным, гармонным, гончарным, — теперь они постепенно возрождаются здесь.
Кириллов имеет известность главным образом благодаря Кирилло-Белозерскому монастырю (основан в 1397). Кириллов возник в конце XIV — начале XV в. как слобода при
Кирилло-Белозерском монастыре; с начала XVIII в. она называлась Большая подмонастырская слобода С 1776 г. Кириллов стал уездным городом, в том числе в Новгородском наместничестве, потом — Новгородской губернии. В 1918 г. он вошел в состав Череповецкой губернии, а затем был районным центром Ленинградской, ас1937г. — Вологодской области.
Большая насыщенность Кириллова и его окрестностей историческими, архитектурными памятниками и наличие влиятельных религиозных центров с высочайшего класса памятниками церковной архитектуры определили включение Кириллова в список городов России, имеющих особо важное историческое значение в масштабе не только нашей страны, но и мира. Значительная историческая и архитектурно-художественная привлекательность Кириллова определяет его статус как одного из самых посещаемых туристических центров России, обладающих редчайшими памятниками культурного и архитектурного наследия.
В Кириллове почти все внимание приезжающих приковано к Кирилло-Белозерскому монастырю, но и другие историко-архитектурные памятники этого города представляют интерес Среди них историческая застройка 2-й половины XIX — начала XX в.; исторические Кузьминские судоремонтные мастерские (самый старый производственный корпус построен в конце XIX в.), храмы и часовни. Всего около 3 десятков местных строений отнесены к архитектурным памятникам местного значения, среди них бывшие дома купцов, здания бывших земской больницы и тюрьмы, часовни и храмы. В советский период ряд культовых строений снесли (кладбищенская церковь Николая Чудотворца на Обша — ре начала 1890-х гг., колокольня Казанского собора XIX в. и церкви Двенадцати апостолов XIX в. и др.). Среди сохранившихся памятников культовой архитектуры наибольший архитектурно-художественный интерес представляют храм Вознесения Христова с приделом Иоанна Воина (1798, ул Победы), Казанский собор (1812—1823, рядом с монастырем), храм Двенадцати апостолов (1836—1840, рядом с ул. Гагарина), часовня на кладбище (1885).
Кириллов гордится не только своими архитектурно-историческими памятниками, но и своими земляками, прославившимися на всю страну. В Кириллове родились историк, академик, дипломат (посол СССР в Великобритании в 1929—1943, заместитель Наркома иностранных дел СССР в 1943—1946) И. М. Майский (1884—1975) и математик, академик АН Украины ДА. Граве (1863—1939); здесь жил Герой Советского Союза летчик Е. Н. Преображенский — командир авиационного полка, который первым бомбил Берлин во время Великой Отечественной войны 1941—1945 гг.