При анализе разумной жизни во Вселенной современная наука оперирует понятием «цивилизация»; равновеликое понятие «культура» почти не используется. Это отражает преимущественно технологи ческий подход к проблеме.
Под космической цивилизацией (КЦ) понимается любая цивилизация во Вселенной, включая нашу земную цивилизацию. Последняя, таким образом, рассматривается, как частное проявление общекосмического феномена, как одна из космических цивилизаций. Подобное рассмотрение очень важно и может оказаться весьма пло — дотворным для понимания природы нашей земной цивилизации, для понимания природы человеческой культуры. Что же таксе кос мическая цивилизация? Можно выделить три различных подхода к определению понятия КЦ. Самый общий, философский подход сводится к представлению о КЦ как о высокоор1 анизованной материи во Вселенной. Это, несомленно, верно, но чрезмерная общность такого подхода не позволяет сделать каких-либо конструктивных выводов в отношении интересующих нас вопросов. Более плодотворны два другп:: подхода: экстраполяциоииый и системный.
При экстраполяционном подходе космическая цивилизация представляется как нечто аналогичное нашей земной цивилизации: как обществе разумных существ, возникшее на каком-то космическом теле (или в какой-то космической среде), подобное человеческому обществу, но отличающееся от него по уровню технологического, намного и духовного развития. При таком подходе понятие КЦ тесно связано с понятием «разумное существо», которое, в свою очередь, нуждается в определении, особенно когда речь идет о внеземном разуме. В этом слабость экстраполяционного подхода. Но достоинство его состоит в том, что он опирается на известное нам проявление феномена — человеческую цивилизацию, пытаясь нащупать наиболее общие закономерности и прийти к обобщениям, справедливым д, гя других цивилизаций. Так, по мнению Э. С. Мар — каряна, суть цивилизаций состоит в способности живых разумных существ вырабатывать систему внебиологических по своему источнику средств и механизмов (таких, как материально-техническая база, язык, мораль, право, социальные институты и т. д.) для активной адаптации к среде и поддержания своей коллегивной жизни.
В. С. Троицкий подчеркивает, что понятие КЦ должно основываться прежде всего на понятиях «жизнь» и «разум»[190]. Развивая определение А. А. Ляпунова, он рассматривает жизнь как высокоорганизованное самовоспроизводящееся состояние материи, которое поддерживается благодаря обмену с внешней средой веществом, энергией и информацией (кодируемой состоянием молекул). Последнее справедливо, конечно, лишь для молекулярной жизни. На определенной стадии | азвития жизн — в сообществе живых существ возникает разум; он формируется в процессе труда и общественных отношений и является, таким образом, социальной категорией. Характерной функцией разума является обмен информацией с внешней средой и между отдельными особями (индивидами4 Обмен информацией с внешней средой состоит в том, что живой разумный организм, получая инфопмацию от внешней среды непосредственно через свои рецепторы (органы чувству или посредством технических устройств, анализирует эту информацию, делает определенные выводы и, соот — ветс гвенно, воздейст вует на среду Это воздействие, по сути, и есть процесс труда (мастным случаем котор< го является научный эксперимент). Обмен информацией с внешней средой приводи^ к возникновению науки, техники, пр< таводства. «Все созданное человеком во внешнем мире, — пишет Троицкий, — является зафиксированным результатом обратного потока информации от субъекта к объекту или, иначе говоря, материализованной информацией»279. Поскольку речь идет о сообществе разумных существ, взаимодействие с внешней средой осуществляется путем коллективных действий членов сообщества. А это невозможно без обмена информацией межд) ними Обмен информацией «ежду индивидами идет как обмен понятиями без их материализации. (Причем сами понятия формируются в процессе коллективною взаимодействия с внешней средой.) Так возникает боже высокий уровень обмена информацией по сравнению с живыми системами — переход от кодированид информации состоянием молекул к кодированию с помощью абстрактных понятий. Это важнейшее свойство разума. Троицкий определяет его, именно, как способность живой материи к обмену информацией, кодируемой с помошью абстрактных понятий.
В сообществе разумных существ, благодаря их социальной деятельности, осуществляется обмен вещества, энергии и информации как с внешней средой, так и внутри самого сообщества. Это позволяет подойти к понятию «цивилизация». Согласно Троицкому, Цивилизрция — организованная, самоуправляемая общность бот — Шого чиста разумных существ, использующих обмен информации, энергии и массы для поддержания своей коллективной жизни и прогрессивного развития. «Циви. (изация — это определенная ступень организации разумной жизни, по существу новый живой организм, состоящий из множества особей, образующих социальну ю форму движения материи, социальный разум»280. В отличие от биологического организма обмен внутри цивилизации (и ее обмен с внешней средой) определяется не биохимическими, а социальными закономерностями Такое представление о цивилизации перекли
274 Цит. работа С. 9. 2™ Там же. С. 11.
Кается с некоторыми философскими идеями прошлого, в частности, с идеями немецкого физика, психолога и философа Г. Т. Фех — нера (1801-1887), который считал, wo Земля должна иметь кол лективное сознание, слагающееся из сознания огде гьных живых существ, обитающих на ней, но стоящее на качественно более высоком уровне. Близко это и к идеям В И. Вернадского о ноосфере. Применительно к КЦ такое представление о цивилизации как о едином opi анизме, обладающем единым коллективным сознанием, единым коллективным разумом, очень важно, ибо в отношениях с другими цивилизациями КЦ выступает, именно, как единый организм. В этом смысле (но только в этом смысле!) нет принципиальной разницы между Сообществом разумных существ и Мыслящим Океаном С, Jle — ма или Мыслящим Облаком Ф. Хойла.
Изложенная концепция Троицкого, наряду с экстраполяцион — ным, содержит и черты системного подхода При системном подходе КЦ рассматривается как некая сложная структура или система, обладающая определенными функциональными свойствами.
В качестве таких свойств различными авторами назывались: 1) способность к целенаправленным действиям; 2) активное преобразование окружающего мира, способность создавать и совершенствовать условия своего развития, способность преобразовывать самое себя; 3) накопление и отбор информации, способность анализировать прошлое, настоящее и будущее, вырабатывая сохраняющие и прогнозирующие реакции, 5) способность к абстрактному мышлению, к построению модели мира с помощью абстрактных понятий — Перечисленные свойства, несомненно, в какой то степени характеризуют космические цивилизации, по взятые в отдельности они не являются специфическими для КЦ. Например, на копление и отбор информации, выработка сохраняющих (и отчасти про гиозирующих) реакций свойственна каждому живому оритнизму. Многие животные способны к целенаправленным действиям. Способность преобразовывать самое себя в ходе биологической эволюции свойствен на биологическому виду Система живых организмов активно (хотя и неосознанно) преобразует окружающий мир А ЭВМ оперирует абстрактными категориями.
Следовательно, задача состоит в том, чтобы определить совокупность функциональных свойств, которую можно было бы считать достаточной для определения КЦ. При этом важно указать и масштаб деятельности такой системы.
Разумеется, дать исчерпывающее определение КЦ в виде точной формулировки очень сложно (а яямкет быть, и невозможно). В качестве некоторого приближения можно было бы принять такое определение: КЦ — сложная, высокоорганизованная система, действующая в масштабе не менее планетарного, способная к целенаправленным действиям, способная познавать окружающий мир (и самое себя), г. е. строить модели мира с помощью абстрактных понятий, используя результаты познания в целях дальнейшего совер шенствования системы.
Как же установить, что система относится к классу КЦ? В каче стве мыслимого тест а можно использовать критерий диалога, коте рый предлагался в связи с проблемой «машинного разума». При менительно к нашей проблеме, этот критерий можно было бы сфор мулировать следующим образом: будем считать, что две сложные, высокоорганизованные системы, действующие в космическом масштабе, относятся к классу КЦ, если они (или какие то из их подси стем) потенциально способны, хотя бы в определенных условиях (например, при непосредственном контакте) и после надлежащего обучения, обмениваться смысловой, содержательной информацией, вести диалог на абстрактные темы, в частности, о своем пони мании, о езоей модели окружающего мира (и их самих как части этого мира). В более узком смысле, применительно к задаче обна ружения ВЦ, под цивилизацией можно понимать космическую систему, способную к целенаправленной передаче информации по ка налам связи. Вопрос о се субстрате, структуре, ор! анизации и других свойствах, с эгой точки зрения, не имеет существенного значения. Такой узкоутилитарный подход дает определенное основание для построения теории SETI/CETI, однако он ост авляет а стороне многие важные вопросы.
Можно думать, что элементом цивилизации как системы являются относительно автономные (и тоже достаточно сложные) под системы — отдельные «индивиды» или «разумные существа». Тогда цивили! ацию можно мыслить как «общество» разумных существ, а «разумное существо» — как элемент более сложной системы, цивили зацип. Это сб. [ижает системный подход с экстраполяциопным. Подобный подход содержится, например, в работах И. М. Крейн[191]
Опираясь на теорию конечных автомагов М. И. Цейтлина (и развивая эту теорию), она рассматривает цивилизацию как систему конечного чиста отдельных индивидов с ограниченным сроком жизни и способностью к самовоспроизведению, набор действий которых не фиксирован, т. е. может включать самые разнообразные проявления. Индивиды действую! во внешней среде. Все реакции среды относятся к числу благоприятных или неблагоприятных в зависимости от того, способствуют ли они или препятствуют самосохранению и самовоспроизведению. Целесообразность поведения заключается в уменьшении числа неблагоприятных реакций и увеличению числа благоприятных. Сведения о целесообразност и каж дого действия составляют опыт индивида. Другой важной характеристикой индивида яв;1яется глубина памяти. Она определяется длиной последовательности входных сигналов, под действием которых индивид меняет свое поведение. Почему это называется глубиной памяти? Ясно, что прежде чем orpeai ировать на последова тельносп» входных сигналов, индивид должен ^запомнит ь» эту последовательное ь и сравнить ее со своим опытом (накопленной информацией), чтобы выбрать тот или иной вариант целесообраз ного поведения Индивид с небольшой глубиной памят ■ может реагировать лишь на самые простые ситуации. Чем больше глубина памяти, тем богаче опыт индивида и тем более сложные ситуации он может анализировать. Если время жизни индивида не ограничено, то в стационарной случайной среде (ще для каждого действия существует фиксированная вероятность успеха) целесообразность поведения индивида возрастает с ростом Шубины памяти (и объема опыта). В пределе, при неограниченном увеличении i нубины памяти, поведение индивида становится максимально целесообразным, как если бы он заранее знал ответ решаемой задачи.
Иное дело для индивида с конечным временем жизни. В стационарной среде такой индивид также будет стреми ться к неограниченному увеличению глубины памяти и объема опыта для повышения целесообразности своего поведения, но из-за ограниченности срока жизни он не может реализовать это стремление. Следовательно, и целесообразность его поведения не может возрастать неограни ченно, она достигает некоторого предела, превзойти который индивид не может. Это противоречие между необходимостью неограниченного увеличения объема опыта и глубины памяти и ограниченными возможностями каждого отдельного индивида является для него неразрешимым. Но если индивиды, способные к самоиоспро — изведению, объединяют ся в систему, то время ее жизни можег быть, в принципе, неограниченным. Поэтому появляется возможность неограниченного наращивания опьгга системы (увеличения целесообразности ее поведения). Как реализуется эта возможность? Для неограниченного накопления опыта необходима память, которая не зависела бы от конечности бытия отдельных индивидов. Следовательно, она должна бы ть внешней по отношению к ним, в отличие от вн^ренней памяти каждого индивида. Системы, обладаю щие потенциальной возможностью преодоления отмеченного противоречия путем создания внешней памяти, И. М. Крейн предлагает назвать разумными, а системы, реализующие эту возможность, она называет цивилизациями. Для того чтобы пользоваться внешней памятью, разумная система должна создать соогве гствующее средство. Таким средством, согласно И. М Крейн, является язык. Он позволяет каждому индивиду использовать коллективный опыт системы, а также сделать свой индивидуальный опыт достоянием коллективного опыта системы.
Организация внешней памяти системы приводит к проблемам, связанным с умением пользоваться ею и правом получить доступ к ней. Мы не будем останавливаться на этих вопросах. Отметим только, что, согласно Крейн, целесообразность поведения системы, у которой Щля части членов существует запрет на умение пользоваться внешней памятью или на право доступа к ней, будет ниже, чем для систем, у которых таких запретов не существует А система, у которой после создания внешней памяти будет полный запрет па пользование ею, по определению, перестает быть цивилизацией.
Таково первое приближение к определению понятий «разумная система» и «цивилизация». Дальнейшее развитие теории (в частно сти, введение в рассмотрение более сложной внешней среды) при водит к выявлению новых противоречий, преодоление которых, шаг за шагом, позволяет обогатить эти понятия, наполнить их но вым содержанием. При этом последовательно вводятся такие понятия, как «мышление», «картина мира», «сознание», «самосознание», типы поведения и другие, в том числе этические, категории.
Не намереваясь излагать теорию в полном виде, попытаемся проил люстрировать метод ее построения. Создание внешней памяти может привести к столь значительному увеличению объема системы, что каждый отдельный индивид (опять гаки в силу ограничение сти своей жизни) может просто не успеть найти и получить необходимое ему знание из коллективного опыта системы. В конце концов, рано или поздно это вновь приведет к невозможное гн увеличения опыта и, как следствие, к застою системы Чтобы избежать застоя, необходимо создан, внешние Средства поиска и получения информации нз коллективного опыта системы. Только такие системы, которые создадут подобные средства, можно отнести к классу цивилизаций, а членов таких систем, умеющих пользо ваться такими средствами, согласно Крейн, можно назвать «цивилизованными индивидами».
Следующее фундаментальное противоречие связано с использованием нового (еще не проверенного) опыта Оно вызывается, с одной стороны, необходимостью неограниченного увеличения нового опыта (для повышения целесообразности поведения), а с друюй — той опасностью, которую этот опыт может представлять как для отдельных индивидов, так v для системы в целом Задача состоит, следовательно, в том, чтобы найти такой способ увеличения нового опыта, который позволил бы пре одолеть )"го противоречие. И. М. Крсйп называет этот способ «мышлением». Имея в виду отмеченное противоречие, мы можем отнести к ра зумным системам такие, которые об 1адают потенциальной способное тью, благодаря «мышлению», преодолеть это противоречие, а к цивилизации — системы, реализующие эту возможность
Далее, для оценки нового опыта система должна иметь возможность сопоставить его с прошлым опытом Необходимость использования прошлого опыта приводит к понятию «картины мира». Согласно Крени, это циркулирующий в системе структурированный, упорядоченный опыт, и построенное на его основе индивидуальное, групповое и коллективное (т. е. для всей системы в целом) поведение. Благодаря наличию «картины мира» получение нового опыта априори оказывается ограниченным. Это является источником нового противоречия — между хранящейся в коллективной памяти системы «картиной мира» и возможностью неограниченного увеличения нового опыта Противоречие разрешается с помощью «творческожо мышления», в отличие от «мышления» репродуктивного, при котором полученный опыт не вступает в противоречие с «картиной мира» систем». «Творческое мышление» дает системе возможность оптимизации индивидуального, группового и коллективного по ведения. И. М. Крейп рассмотрела возможные варианты отношения системы к новому опыту и выделила 4 типа «мышления»: узкоэкспериментаторское, прагматическое, традиционное и консервативное
Новый опыт не всегда может быть использован для изменения «картины мира» в ближайшее время. Тем не менее, его надо обязательно сохранить в памяти системы Это становится источником нового проти воречия — между упорядоченным опытом, хранящимся во внешней и внутренней памяти системы и новым опытом, полученным па основе «творческого мышления» Чтобы преодолеть это противоречие, язык разумных систем должен обладать таким способом представления опыта в коллективной памяти системы, который дает ей потенциально неогра ииченную возможность накопления упоря точенного опыта. А это, в свою очередь, приводит к необходимости создания знаковых систем.
По мере роста упорядоченности системы расширяется и само понятие «опыт», в него включается опыт по упорядочению и организации индивидуального и коллективного поведения Чтобы преодолеть возникающие здесь противоречия, система должна обладать свойством регуля ции поведения своих членов. Развитие этих идей приводит к понятиям «сознания» и «самосознания» (индивидуального, группового и коллективного), а также к понят ию «саморегуляция-. В рамках развитого фор мализма рассмотрены различные модели поведения рациональное, кооперативное, альтруистическое, жертвенное, авантюристическое, безответственное, индивидуалистическое, эгоистическое, паразитическое, агрессивное, хищническое. И. М. Крейн приходит к выводу, что целесо образность поведения систем, членам которых свойственны альтруизм, кооперация и рационализм, должна быть существенно выше целесообразности действия систем е другими типами поведения. А у систем, членам которых свойственны безответственность, агрессивность, авантю ризм, паразитизм и хищничество, срок существования должен быть принципиально ограничен, такие системы обречены па гибель.
Предложенный И. М. Крейн подход позволяет смотреть на кос мическис цивилизации не через призму единственно известной нам формы проявления разума, а через «магический кристалл» общей теории «разума», строящейся методом продвижения от абстрактного к конкретному. Теория справедлива для целого класса систем, которые можно назвать «антропоморфными», имея в виду, что человеческий разум относится к тому же классу, предст aBjine i его час тный случай. «Мы привыкли рассматривать человека, — пишет Крейн, — как члена определенной национальности, расовой, социальной и других групп. Настало время рассма гривать Человека как представителя "Разума". Осознание себя носителем "Разума"… должно содействовать консолидации человечества как "разумной" системы»[192].
Возможно, некоторые положения концепции И. М. Крейн по кажутся спорными, однако сам подход представляется интересным и плодотворным. Характерная черта этой концепции — тесная связь понятий «разумная система» и «цивилизация». Отметим, что разум рассма тривается здесь (как и во Mtioi Их других работах по про блеме SETI), главным образом, как рассудочный механизм (рассу дочный ум, интеллект), оперирующий логическими категориями Высшие формы разума, проявлением которых является озарение, интуиция и т. д., остаются пока вне поля зрения. Хотя введение категории «творческого мышления» — важньгй шаг в направлении к вьгсшим функциям разума.
Вернемся, однако, к вопросу об уровне развития космических цивилизаций. Вероятно, бесгголезно пытаться представить себе внут ренний мир КЦ, но можно поставить вопрос об уровне их технического развития, имея в виду энергетику, массу и информацию, вовлеченную в сферу их материальной производственной деятельности. Этот вопрос, хотя и с трудом, поддастся изучению, поскольку здесь можно выявить определенные предельг и ограниченна, вытекающие из естественных законов природьг. Так физические условия существования КЦ определяют те рамки, в пределах которых развиваются технические цивилизации и за пределы которых они не могут выйти, не впадая в против* >речие с законами физики. Можно думать, что в развитии каждой цивилизации существуют специфические червы, наряду с которыми действуют общие, универсальные законы развития, справедливые для любой КЦ. Построение теории космических цивилизаций — даго будущего. Но какие то самьге общие проявления универсальньгх закономерностей можно попытаться нащупать уже теперь. Длл этого используются два пути: 1) изучение и npoi позирование наиболее общих тенденций развития нашей земной цивилизации (экстраполяционный метод) и 2) изучение генеральных принципов строения, функционирования и эволюции сложных самоорганизующихся систем (системный подход). Остановимся вначале на ггервом пути.