Отдельные страны проводят помимо международных свои маленькие внутренние соревнования образцов велосипедов. С большой выдумкой к таким конкурсам подходят, например, в Польше. Ежегодный выпуск велосипедов в этой стране поражает не только числом (1,6 млн. штук), но и многообразием вариантов: «Трапер», «Вагант», «Рекорд 10», «Корморан», «Юбилат», белоснежная дамская «Мальва». Проходит здесь конкурс и на самый оригинальный велосипед-самоделку. Одно из призовых мест занял недавно на таком конкурсе велосипед — коляска Н. Гарбеня. Изобретатель поразил комиссию тем, что, собирая «самобеглый экипаж», использовал наибольшее количество уже готовых элементов, умело их соединив.
Расстояние между колесами составило всего 80 см. Переднее колесо подвешено жестко, а вот заднее — на маятниковом подвесе, да еще с резиновой прокладкой. Своеобразна и передача — две роликовые муфты, стальные барабаны и тросик.
Мало того, что при такой езде ноги почти не устают, сама поза ездока (полулежачее положение) позволяет более интенсивно нажимать на педали.
Национальные конкурсы подстегивают неутомимых конструкторов и дизайнеров. «Изобретать велосипед», так изобретать! Фирма «Хонда» и ее избранник среди 5000 японских транспортных диковин — велосипед с квадратным задним колесом. Он не только замечен, но и отмечен — отобран для реализации. Самое удивительное, что на этом экспонате можно ездить и даже без тряски — благодаря особенному расположению переднего колеса и несколько необычной форме рамы, полностью гасящей тряску.
Не успевают японцы привыкнуть к квадратному колесу, как на токийских улицах появляется необыкновенный двухколесный экипаж, весь в световых сигналах. Какой странный мотоцикл! Но почему ездок на педалях? Может быть, это мопед с заглохшим мотором? Не видно и мотора. Недоумение возрастает. И все-таки — велосипед, новейшая модель. Впереди, под рулем, три глаза фонарей, соединенных одной панелью — «поясом безопасности»: два оранжевых — по сторонам и яркий красный — в центре. Из-под панели робко выглядывает фара, дожидаясь вечерних сумерек. Аналогичная световая панель размещается позади, под багажником.
Наконец появляется и владелец в яркой красной шапочке с огромным козырьком. Он на ходу вскакивает в седло, не успевая ответить на расспросы. Ну что ж, пока он «монополист». Пока.
Необычный экипаж растворился среди автомобилей в темнеющих улицах, видны только три ярких задних фонарика, переливающихся, словно переговаривающихся на своем световом языке. Но вот будто маленькая микромолния пробежала по всей панели — сработало реле. Слева направо. Слева направо. И тотчас замигал часто-часто правый оранжевый сигнал. У светофора наездник притормозил, и мгновенно загорелся красный огонек. Внимание! Я существую, как будто говорил он. Глаз светофора позеленел, и ездок скрылся из глаз.
Потом удалось выяснить — это была так называемая «престижная» модель фирмы, как «престижный» лимузин автомобильного концерна,— с дисковыми тормозами, пятью скоростями, спидометром на панели, причем крайняя «ресница» спидометра отмечала 60 км маленьким счетчиком километража и, наконец, уже упоминавшимся электрическим «поясом безопасности».