Исколесив несколько городов, он наконец решается. Это, и верно, заманчиво — поглядеть на Россию не из окна зеленого вагона николаевской «железки», не с пропыленной скамьи конного экипажа-линейки, а с высоты велосипедного седла.
Губернские, уездные газеты начинают печатать короткие и интригующие сообщения. Что ж, есть чему удивляться: атлет господин А. П. Фирсов — первый цикл ист, да к тому же путешественник!
В крупном городе к циклистам понемногу привыкали. Но никто не отваживался вторгнуться на диковинной машине в русскую провинцию. Ведь шло самое начало 80-х годов XIX века: пугали дороги, пугались провинциалы, не от кого было ждать помощи в случае поломки. Появление неведомой колесницы вызывало поголовную панику среди крестьян, путь смельчаку преграждали колья. Приходилось срочно ретироваться. Колеса вязнут в тележной колее. Быстрей, еще быстрей. Со свистом проносятся над головой камни. Наконец бешеным усилием Фирсов устремляется в прогон, за деревню, велосипед спасает его, путешествие продолжается, а путешественник тем временем постепенно привыкает к данной ему кличке — «антихрист на огненном колесе». Но почему же на огненном? Может быть, в тот солнечный день спицы особенно горели на солнце?
Постепенно гнев сменяется на милость. К «антихристам на огненных колесах» присматриваются, их перестают бояться, правда, сельские жители все еще провожают странную коляску раздумчивым взглядом.
Однако как все переменчиво! Проходит каких — нибудь десять лет, и здесь же, в России, уже предлагают вашему благосклонному вниманию целую дюжину маршрутов для велосипедных путешествий. Куда только душа ни пожелает! Короткие, многодневные, шоссейные, лесные, одиночные, групповые. Вот что писал об этом в 1895 году журналист Ивашенцов: «С.-Петербург изобилует окрестностями, не оставляющими желать ничего лучшего для прогулок на велосипеде. Города Царское Село, Павловск, Петергоф, Ораниенбаум и Гатчино с прилегающими к ним парками, в большинстве которых езда на велосипедах разрешена, могут служить целью для велосипедных прогулок, как по превосходному содержанию их дорог, так и по красоте местоположения. Все эти дороги соединены с Петербургом шоссированными дорогами, тоже доступными для велосипеда, хотя, впрочем, далеко не безукоризненного содержания».
В 1911 году Анисим Панкратов предпринял на велосипеде кругосветное путешествие. Огромнейший путь — 48 тысяч верст, около 50 тысяч кило-
Метров, он завершил к 1913 году. Международный союз велосипедистов удостоил Панкратова высшей награды — Бриллиантовой звезды.