«Если гдѣ и нужна катушка, то всего болѣе для ловли карповъ, такъ какъ крупные на толстую леску не берутъ, а тонкую рвутъ какъ паутину»,[127] — заметил более века тому назад Л. П. Сабанеев. Современная же ловля карпов без катушки совершенно немыслима. С одной стороны, катушка позволяет забрасывать насадку на нужное расстояние, с другой — оказывает неоценимые услуги при вываживании.
Первый, стремительный порыв крупного или даже среднего карпа сдержать практически невозможно, какими бы прочными ни были удилище, леска и крючок: «… несокрушимая крѣпость этихъ атрибутовъ, неразрывно связанная съ толщиной и массивностью, даетъ несравненно меньшій процентъ поклевокъ и кромѣ того, далеко не всегда обеспечиваеть побѣду над крупнымъ сазаномъ, т. к. у послѣдняго часто не выдерживаеть губа, часть которой онъ и оставляетъ „на память“ любителю упрощенныхъ снастей».[128] Таких «любителей» с «памятными подарками» мы немало повидали на своем веку. А избежать обрыва губы у карпа совсем несложно. Раньше удочку просто бросали в воду, после чего отправлялись вслед за ней на лодке. Теперь карпу дают сматывать леску через фрикционный тормоз катушки.
Современный карпятник пользуется преимущественно безынерционными катушками, за исключением ловли нахлыстом и, может быть, ловли со льда. В отличие от инерционных катушек, безынерционные позволяют сравнительно далеко забрасывать без грузила самые легкие насадки, в том числе и из укрытия на берегу, откуда сделать заброс снастью с инерционной катушкой вообще невозможно.
Из всего разнообразия безынерционных катушек карпятнику можно порекомендовать только модели открытого типа со шпулей диаметром не менее 50 миллиметров, вмещающие по меньшей мере 200 метров 0,30-й лески. Шпули меньшего диаметра недостаточно вместительны, а леска на них сильно скручивается.
Наличие или отсутствие кнопки для быстрого снятия шпули столь же несущественно, как и цвет катушки. По крайней мере, нам еще ни разу не приходилось менять шпулю на запасную в такой спешке, чтобы полминуты могли играть какую-нибудь роль. Гораздо важнее, чтобы шпуля имела удлиненную форму, позволяющую делать более дальние забросы. Хорошо, если удлиненная шпуля сочетается с механизмом, который при подматывании лески поднимает шпулю быстрее, а опускает медленнее (или наоборот), как, например, у последних моделей «Симано» (эту японскую фирму иногда ошибочно называют «Шимано»). В результате леска укладывается таким образом, что при забросе она разматывается с минимальным трением.
Катушка для ловли карпов должна иметь хотя бы один шарикоподшипник — во фланце. У моделей с двумя или тремя шарикоподшипниками второй и третий располагаются на оси ручки. Их роль выявляется по истечении нескольких лет регулярного использования катушки: шарикоподшипники продолжают исправно работать, а втулки на других катушках размолачиваются.
У самых дорогих катушек число шарикоподшипников достигает пяти, восьми и даже одиннадцати. Дополнительные подшипники находятся в шпуле, на оси второй шестерни, в ручке, в ролике лесоукладывадетеля и т. п. Несомненно, они способствуют более плавной работе катушки, как способствует ей двойная рукоятка или ручка с противовесом, но настоятельной необходимости нет ни в тех, ни в других. Чем считать подшипники, лучше обратить внимание на другие, более важные элементы катушки.
Многие современные модели снабжены практически вечными, неломающимися пружинами лесоукладывателя, значение которых особенно хорошо понятно тому, у кого пружина хотя бы однажды сломалась во время вываживания карпа. Поэтому из старых катушек мы рекомендуем модели с двумя пружинами: если сломается одна, то дужка будет удерживаться в закрытом положении другой. Нетрудно догадаться, что у дешевых катушек пружина всегда одна, причем очень даже ломающаяся. С такой катушкой остается только надеяться, что поломка произойдет не в самый ответственный момент.
Само собой разумеется, что лесоукладыватель должен быть снабжен вращающимся роликом из особо прочного материала. Тем не менее, ролик следует регулярно осматривать и при малейших признаках износа немедленно заменять. При осмотре ролика обратите внимание на винт, которым он крепится. Если винт затянут слабо, на рыбалке он может незаметно открутиться и улететь вместе с роликом в воду или в кусты. Такие случаи действительно происходят время от времени, но не всегда они оканчиваются так же благополучно, как следующая история, приключившаяся недавно с одним из авторов:
«Года два назад я неожиданно получил приглашение посетить частный водоем, где, как мне было известно, попадались карпы до пуда весом. Нужно ли говорить, что я охотно воспользовался этим случаем. К сожалению, снастей у меня с собой не было, как, впрочем, и у моего коллеги, так что нам пришлось довольствоваться тем, что мы нашли в рыбацкой хижине хозяина, стоявшей на берегу. Кое-как собрал из нескольких удочек одну более-менее подходящую: недорогая катушка, толстая леска с другой катушки, судя по всему, очень старая; стеклопластиковое удилище английского образца с параболическим строем.
Карпы не заставили себя долго ждать. Первого, килограмма на три, я вытащил без проблем, но второй оказался крупнее. Он невозмутимо направлялся к большой коряге, видневшейся слева метрах в тридцати, и мне стоило немалых трудов завернуть его в сторону. Как раз в этот момент раздался щелчок, и леска ослабла. Взгляд на катушку прояснил ситуацию: дужка болталась, держась лишь с одной стороны ротора! Как потом выяснилось, винт не выдержал нагрузки и выскочил.
К счастью, карп был все еще на крючке. Пока я продолжал его вываживать, держа леску в левой руке, словно нахлыстовый шнур, мой коллега лихорадочно искал в хижине катушку похожей серии и того же размера, что и моя сломанная. Мне повезло — ко второй или третьей катушке моя шпуля подошла. Я выбросил старую катушку, закрепил передвижными кольцами новую и вскоре благополучно вытащил пятикилограммового чешуйчатого карпа. Ролик отыскался в траве лишь полчаса спустя, а винт так и исчез…»
Важнейшим узлом катушки с полным правом можно назвать фрикционный тормоз. Встроен ли он в шпулю и регулируется спереди или находится в корпусе катушки и регулируется сзади — на практике это не имеет абсолютно никакого значения, сколько бы в книгах, журналах и каталогах ни утверждалось обратное. Главное, чтобы он не перегружал передачу, имел тонкую регулировку и работал плавно, без рывков.
Другое дело, что некоторые катушки с тормозом в корпусе снабжены устройствами двойной регулировки. Выглядеть такие устройства могут по-разному, но принцип всегда тот же самый: одним рычагом или винтом перед ловлей тормоз устанавливается в такое положение, при котором данная леска не может порваться. Второй рычаг («fighting drag» и т. п.) ослабляет или усиливает торможение во время вываживания, но его в любой момент можно возвратить в исходное положение, и заданная сила торможения немедленно восстановится.
На первый взгляд все очень просто и удобно. Однако при установке оптимальной силы торможения приходится учитывать два обстоятельства. Во-первых, чем меньше на шпуле остается лески, тем сильнее торможение при том же положении тормоза. Многим рыболовам это неизвестно, так как они весьма опрометчиво пропустили мимо ушей законы механики, которые им объясняли в школе. Во-вторых, для приведения заторможенной шпули в движение требуется больше силы, чем для того, чтобы поддерживать это движение.
Исходя из приведенных выше соображений, обычно рекомендуют заранее устанавливать тормоз на 25 % разрывной нагрузки лески (с помощью безмена; например, 1 килограмм для лески, выдерживающей 4 килограмма), а во время вываживания постоянно манипулировать вторым рычагом, усиливая торможение (тем более, чем больше лески на катушке), когда карп непрерывно движется или при его подтягивании, и ослабляя — при рывках. Все это кажется нам слишком сложным, и мы предпочитаем иметь дело с обычным тормозом.
Что касается блокировки заднего хода, то мы считаем, что она должна быть бесшумной, ибо треск привлекает внимание других рыболовов, а в утренней, вечерней и ночной тишине просто вызывает раздражение. Впрочем, это больше относится к громкому треску, свойственному дешевым катушкам.
Катушки со встроенными сигнализаторами поклевки — дело вкуса. Широкого распространения они не получили, а в последнее время даже почти исчезли, хотя пользоваться ими очень удобно. Система сигнализации может быть встроена в ротор или же связана со шпулей. В первом случае леска при открытой дужке лесоукладывателя вставляется в специальную прорезь на роторе, и система приводится в готовность с помощью выключателя. При поклевке карп вытаскивает леску из зажима, и в этот момент срабатывает сигнализация. У некоторых моделей (например, «Квик Сенсор» фирмы «Д. А.М.») специальным колесиком можно регулировать усилие, необходимое для того, чтобы вытащить леску, увеличивая его при ловле на течении или в ветреную погоду. Сигнал обыкновенно подается комбинированный: загорается лампочка (диод), и раздается характерный свистящий звук, не слишком громкий, но достаточно хорошо слышный для рыболова.
Во втором случае дужку закрывают, а шпулю отключают от тормоза. При поклевке шпуля свободно крутится, леска разматывается через ролик лесоукладывателя (но при этом она перекручивается!), загорается лампочка, и раздается звуковой сигнал. Когда карп останавливается или выплевывает насадку, сигнализация выключается — в этом преимущество перед первой системой. У некоторых катушек яркость свечения диода и громкость сигнала зависят от скорости разматывания лески.
Отключение шпули от тормоза или «свободный ход шпули» весьма часто встречается и у катушек без встроенного сигнализатора поклевки (всевозможные «фри спул риле», «бэйтраннерс» и т. п.). Оно производится с помощью специального рычага или кнопки и позволяет карпу в момент поклевки разматывать леску при закрытой дужке лесоукладывателя. Для того, чтобы леску не вытягивало течением или ветром, а также для предотвращения слишком быстрого вращения шпули, последняя снабжается особым тормозом, который регулируется рыболовом в зависимости от силы ветра или течения. Перед подсечкой свободный ход выключается тем же рычагом или просто вращением ручки катушки.
По правде говоря, особенной необходимости в этом устройстве нет, хотя оно, конечно, и не мешает. Мы предпочитаем ловить обычными катушками, с открытой дужкой и — в случае необходимости — с зажимом для лески, прикрепленным к удилищу. В тех же случаях, когда карп подсекается сам, например на современные волосяные оснастки, достаточно после заброса закрыть дужку и сильно ослабить фрикционный тормоз. Оказавшись на крючке, карп бросается прочь и разматывает леску с почти свободно вращающейся шпули — точно так же, как у моделей со «свободным ходом». Заметив поклевку, мы берем в руки удочку, затягиваем тормоз катушки до прежнего положения, которое нетрудно запомнить по отметкам, и начинаем вываживание. Если на регулировку тормоза не остается времени (например, когда карп приближается к препятствию в воде), то шпулю можно притормаживать пальцами, с тем чтобы заняться тормозом в менее ответственный момент. Такой же практики придерживаются и многие авторитеты зарубежной рыболовной сцены, например Джеймс Гиббинсон.[129]
К каждой катушке у нас имеются шпули с леской 0,22; 0,25; 0,30; 0,35 и 0,40 мм. Разумеется, они неизменно сопровождают нас на водоем, а не пылятся где-нибудь в шкафу.
Хорошо известно, что многие карпятники предвзято относятся к современным катушкам. Их сомнения легко понять. Сегодня, когда безраздельно господствует философия одноразовости — использовал и выбросил — очень немногие вещи конструируются с расчетом на многолетнюю исправную службу. Насыщение рынка вечными катушками означало бы, конечно, конец рыболовной индустрии. Может быть поэтому новые модели с углепластиковым корпусом, произведенные где-нибудь в Китае или в Корее, производят крайне несолидное впечатление. Из нового поколения катушек только моделям «бэйтраннер» фирмы «Симано» удалось получить признание карпятников, прежде всего благодаря удобному механизму отключения шпули. Но они лишены того ореола, который присущ легендарным старым катушкам (это «Митчелл 300», выпущенная тиражом в десятки миллионов, «АБУ Кардинал 66» и «55» и «Д. А.М. 3002» («2002»)) — и не столь надежны и долговечны.