По воздуху быстро поднимается вверх ведро с краской. Неподалёку от него, также в воздухе, висит площадка, на которой стоит несколько рабочих. Внизу по строительной площадке вслед за грузовиком будто сама собой едет платформа с кирпичом. Куда грузовик — туда и платформа поворачивает…
Башенный кран опускается и поднимается, и его движения повторяет большая бетонная плита, повисшая в воздухе…
Какие же силы управляют висящими в воздухе предметами? Почему не падает площадка с людьми, не летит вниз плита и ведро с краской не опрокидывается на головы прохожих? Почему упрямо, на одном и том же расстоянии, следует за грузовиком нагруженная платформа?
Вместо толстых тросов и канатов, к которым мы так привыкли, все эти тяжёлые предметы и даже платформа-прицеп, держатся на капроновых нитях.
Эти необыкновенно прочные нити приготовлены из искусственной смолы — поликапролактама.
Обыкновенная сосновая смола, если её разогреть станет мягкой, начнёт прилипать к пальцам и сможет вытянуться в тонкую ниточку; но ниточка будет непрочной, её очень легко разорвать.
Чтобы получить нити из поликапролактама, его тоже разогревают, и уже из разогретого
Размягчённого вещества вытягивают на специальных машинах нити любой длины и любой толщины. Нить длиной в несколько тысяч километров весит всего лишь один килограмм!
Материи, сделанные из смолы, после стирки не мнутся; их не только не нужно гладить, но и нельзя прикасаться к ним горячим утюгом: на платье или на ленте сразу образуется дырка с жёсткими, скрученными краями — расплавилась разогретая смола.
Если соединить несколько тонких волокон в одно, более толстое, можно получить нитку огромной прочности. Хорошую капроновую леску ни одна щука не разорвёт. А попробуй-ка разорви её сам! Наши отважные охотники за китами теперь тоже пользуются капроновыми верёвками. Во много раз более прочные, чем пеньковые канаты или даже стальные тросы, они намного легче их.
Издалека заметен рыбачий посёлок: перед домами, на улицах, на берегу, всюду растянуты для просушки сети. Длинные, тяжёлые, большие, они повисли на кольях… Сети нужно сушить после каждого лова, иначе они начнут гнить и рваться. Сушка сетей — трудоёмкая и тяжёлая работа. А вот капроновые или нейлоновые сети, после того как их выбрали из воды, готовы для нового лова. Нити из искусственной смолы не гниют и не намокают; они не впитывают в себя воду, поэтому их и просушивать не нужно. Они такие прочные, что ими можно ловить не только самую крупную рыбу, но даже тюленей…
Пароход на якоре удерживают толстыми стальными цепями. Во время шторма бросают даже два или три якоря. Как грохочут и скрежещут цепи во время подъёма и спуска! Они очень тяжелы и кажутся очень прочными. Но бывает, что во время бури разрываются даже самые прочные цепи. А кроме того, у стальной цепи есть страшный враг: её пожирает ржавчина. Ржавчина превращает в труху и самую прочную сталь. Есть, правда, стали нержавеющие, но они очень дороги.
На стоянках, у пристаней, суда обычно закрепляют толстыми пеньковыми канатами. Как и рыбацкие сети, эти канаты требуют просушки, иначе и они сгниют и порвутся. И якорные цепи, и тросы для буксировки судов, и пеньковые «концы», которые удерживают суда у причалов, прекрасно заменяют лёгкими и прочными капроновыми и нейлоновыми канатами. Им не страшны ни ржавчина, ни влага.
Альпинисты, уходя на штурм вершин, всегда берут с собой несколько мотков прочных верёвок. Тяжело тащить эти мотки на себе в гору. Тонкие капроновые шнурочки будут и гораздо легче и намного прочнее.
Стропы парашютов, также как и сами парашюты, обычно делали из шёлка, так как он был самым лёгким и прочным материалом. Теперь парашюты шьют из капрона или нейлона, а для строп достаточны тонкие капроновые нити…
Итак, везде, где нужны прочные и лёгкие нити, верёвки, канаты, самыми лучшими будут не хлопчатобумажные, не шёлковые, не шерстяные и даже не металлические, а химические волокна — нити из искусственной смолы.