Экскурсионные программы по России
Судоходная компания «ВодоходЪ» имеет колоссальный опыт работы с российскими и ино странными туристами на своих речных теплоходах и намерена перенести высокие стандарты качества на новый продукт.
Мы готовы организовать для Вас экскурсию в любой город России по Вашему желанию.
Наши недорогие экскурсионные программы по городам России включают в себя транспортное обслуживание, проживание в гостинице (различной комфортабельности), питание, обслуживание квалифицированными гидами. штшзжг
Экскурсионные программы по Тверской и Ярославской областям
специальное предложение от компании «ВодоходЪ» — уникальные автобусные экскурсии по самым интересным и красивым местам Тверской и Ярославской областей, разработанные совместно с автором этой книги доктором географических наук, профессором Глушковой В. Г.
(495)710-74-93
125195, г. МОСКВА, ЛЕНИНГРАДСКОЕ ШОССЕ, Д. 51 (м. «РЕЧНОЙ ВОКЗАЛ»)
(здание Северного Речного вокзала)
|
богатства — себе, детям, внукам, получить себе власть, причем любой ценой, в том числе и греховным путем, но за все эти прегрешения рано или поздно придется отвечать перед Богом, судьбой, Россией.
На правом берегу Волги расположено селение Новоока- тово, связанное с Д. И. Фонвизиным (1744—1792), создателем русской социальной комедии («Бригадир», «Недоросль» и др.). Здесь была усадьба его отца — Сельцо Новое (Ново — окатово), от которой уцелела только часть парка
На берегу Угличского водохранилища расположен город Калязин — районный центр в Тверской области. В городе есть речная пристань, а также железнодорожная станция на линии Москва — Сонково — Санкт-Петербург, от Калязи — на начинается железнодорожная ветка на Углич. В наши дни Калязин — тихий маленький город (людностью немногим более 16 тыс. чел) с очень скромной градообразующей базой, представленной всего несколькими промышленными предприятиями. Среди них фабрики — валяной обуви, швей-
Колоколъня затопленного Никольского собора в Калязине |
ная, обувная и заводы — спецавтоматики, механический, овощесушильный, льнообрабатывающий и др. Тем не менее Калязин как населенный пункт имеет давнюю девятивековую историю, ведь в XII в. на его месте возникла слобода. В XV в. на противоположном берегу р. Волги был основан Калязинский Троицкий монастырь; его основал Макарии Калязинский, позже канонизированный Русской Православной Церковью. Матвей Кожин, тверской служилый человек из знатного рода кашинских бояр, после смерти жены принял в Кашинском Клобуковом монастыре постриг с именем Макарий. При земной жизни Макарий Калязинский славился своей духовной поддержкой людей, способностью ослаблять или даже излечивать ряд недугов, особенно успешно он исцелял расслабленных и бесноватых. Этот монастырь стоял на землях их владельца Ивана Каляги (или Калязя), откуда слобода (значение которой существенно возросло с основанием монастыря) получила свое название. В Троицкий монастырь приезжали цари Иван Грозный (3 раза), Борис Годунов, Петр I и Екатерина II; здесь в начале XVII в. спасались от моровой язвы семейство царя Алексея Михайловича Романова и патриарх Никон. Калязинская слобода вначале была собственностью монастыря. Ее жители занимались огородничеством и ремеслами, они были и известными мастерами валять валенки, шить сапоги. В 1775 г. слобода получила статус уездного города Тверского наместничества. В конце XIX в. в Калязине было 30 предприятий, среди них особенно выделялись ткацкая фабрика, заводы: крахмальный, кожевенные, кафельные. Кроме того, здесь мужчины строили суда, вели кузнечное дело, а женщины пряли, ткали, плели кружева. Калязин тогда считался богатым городом; значительная часть его жителей были зажиточными и богатыми людьми. Наивысшего расцвета Калязин достиг на рубеже XIX и XX вв. Важной предпосылкой для жизни и развития Калязина всегда было и остается его положение города-порта
Исторический облик города был принципиально изменен при строительстве Угличского водохранилища Тогда часть территории города была затоплена В зоне затопления оказались
и постройки Троицкого монастыря. Этот монастырь в 1920 г. закрыли, в 1940 г. он был взорван и разобран. Над зеркалом водохранилища возвышается многоярусная колокольня бывшего городского Никольского собора (1800). В сохранившейся исторической части города на холмах можно увидеть застройку 1—2-этажными домами XVIII—XIX ва, Вознесенскую церковь (1787). Кроме того, интерес представляют палаты Шаховских и дом Пановых (XVIII в.), а также ряд других построек
Об истории Калязина рассказывает его краеведческий музей. В нем также представлены архитектурные, скульптурные и керамические фрагменты и росписи затопленного Троицкого монастыря, примеры декоративно-прикладного искусства XVII—XIX вв.
Калязин стал местом, где какое-то время жили писатель — сатирик М. Е. Салтыков-Щедрин (1826—1889), педагог К. Д. Ушинский (1824—1871), будущий баснописец ИА Крылов (1769—1844 гг.; девятилетним мальчиком он служил именно здесь в должности подканцеляриста). ME Салтыков-Щедрин хорошо знал быт городов Верхнего Поволжья и изобразил его в своих произведениях «Пошехонская старина», «Благонамеренные речи» и др. В Калязин — ском уезде неоднократно навещала имения мужа и г. Калязин замечательная актриса МН. Ермолова (1853—1928).
Далеко не все древние русские города расположены на р. Волге и ее водохранилищах, но очень многие из этих городов находятся именно в бассейне Волги, поблизости от русла этой великой русской реки. Так, по ходу нашего маршрута, на левом берегу Волги, но в некотором удалении от нее находится привлекательный город Кашин, интересный своей историей, архитектурными памятниками и давший русскую святую Анну Кашинскую.
Кашин — районный центр в Тверской области на левом притоке р. Волги Кашинке. Это полусредний по его людности город (около 20 тыс. чел.) с небольшой градообразующей базой. В нем есть заводы: электроаппаратуры, льноперерабатывающий, ликероводочный, по розливу минеральный воды, молочный, кроме того, есть мясокомбинат и швейная фаб-
рика. Основу хозяйства города составляют предприятия приборостроения, легкой и пищевой промышленности. В городе есть филиал Тверского объединенного историко-архитектурного и литературного музея. В его экспозиции представлены археологические находки, предметы быта, декоративно-прикладное искусство XVIII—XIX вв., есть коллекция севрского фарфора и стекла.
На первый взгляд Кашин — обьгчный небольшой провинциальный город. Но это совсем не так. Во-первых, он является больнегрязевым курортом, так как здесь имеются разнообразные по химическому составу минеральные воды, торфя-
Воскресенский собор 6 Кашине |
ная и сапропелевые грязи. Минеральные воды и минерализации (сульфатные натриево-магниево-кальциевые, хлоридно — сульфатные магниево-кальциевые и другие) используются для питьевого лечения и ванн. Здесь на местном заводе осуществляется розлив минеральной воды «Кашинская». Эта сульфатная натриево-магниево-кальциевая вода пользуется большим спросом Целебные свойства кашинских источников известны издавна, но впервые обстоятельно и аргументированно они были изложены только в 1808 г. Курорт здесь был основан в 1584 г. Это значит, что целебные свойства кашинской минеральной воды известны людям и лечат их без малого два века (201 лет в 2009 г.), а возраст местного курорта — более 120 лет (125 г. в 2009 г.). Грязелечение здесь применяется с 1912 г., т. е. практикуется свыше 90 лет (97 лет в 2009 г.). Здесь, на окраине Кашина, находятся санатории для лечения больных с заболеваниями органов пищеварения, движения и опоры, нервной системы и ряда других болезней.
Во-вторых, Кашин — это древний русский город со славной историей. Впервые он упоминается в Никоновской летописи в 1238 г. (771 лет в 2009 г.), а это значит, что возраст этого населенного пункта — около восьми веков (в 1238 г. Батый захватил рке существующий город). Кашин в XII—XIII вв. входил в состав Владимиро-Суздальского княжества, с 1247 г. — Тверского княжества, с которым вместе вошел в 1485 г. в состав Московского государства. Большие беды городу принесли польские интервенты, в 1609—1612 гг. Кашин разрушили поляки. В XVIII—XIX вв. Кашин был известен как заметный торговый и ремесленный центр, в нем проводились ярмарки, куда приезжали купцы со всей Тверской губернии и из соседних губерний. Постепенно росло в нем число самых разных предприятий. В 1892 г. в Кашине рке работали 4 кирпичных, 1 кожевенный, 2 свечных завода, 1 водочный завод, еще была войлочно-валяльная фабрика. Развивающаяся градообразующая база города способствовала транспортному строительству. В 1898 г. от Сонкова до Кашина построили железную дорогу.
Третья и главная особенность Кашина в том, что он своей историей связан как минимум с 3 русскими святыми —
преподобной княгиней Анной Кашинской (1278— 1368) и с двумя другими русскими святыми — преподобными Макарием Калязинским и Ефремом Переком — ским. В Николаевском-Клобуковом монастыре сохранялась тесная деревянная келья преподобного Макария Калязин — ского, которую он сам себе построил. В этом монастыре он принял монашеский постриг около 1420 г. (а впоследствии основал. Калязинский Троицкий монастырь в 18 верстах от Кашина). В монастыре бережно сохраняли память и о преподобном Ефреме Перекомском — кашинце и сподвижнике преподобного Макария — основателя Перекомской обители около Ильмень-озера.
В царский период в городе было 25 храмов, 2 собора, 3 монастыря (мужские Дмитровский и Николаевский-Кло — буков и женский Сретенский).
В течение длительного времени Кашин сохранял многочисленные черты древнего города. (До XVII в. в городе сохранялась крепость с деревянными стенами и 15 башнями (до наших дней от них остались только земляные валы). Большой урон городу нанес пожар 1676 г., когда сгорела большая часть города, включая крепость. Но город возродился и отстроился. В XVIII в. застройка велась хаотично. В 1777 г. Кашин получил утвержденный регулярный план и стал застраиваться по нему.
Еще одна характерная особенность Кашина — значительное число памятников архитектуры, особенно православных храмов. В Кашине раньше было очень много храмов, до нас сохранились далеко не все, но в городе можно увидеть значительное число памятников церковной архитектуры. На территории бывшего Дмитровского монастыря сохранился Троицкий собор (1682); в Николаевском-Клобуковом монастыре — Троицкий храм (1664) и надвратная Покровская церковь (конец XVII — начало XVIII в.), монастырские кельи (XVII в.) и настоятельский корпус (XVIII в.), а также Алексеевский храм (1851) в стиле позднего классицизма; на территории Сретенского монастыря — Троицкий храм, настоятельский корпус, кельи (XVII—XVIII вв.); деревянная
церковь Иоакима и Анны (1646, перестроена); 2-ярусная пятиглавая Входоиерусалимская церковь (1777); Ильинско — Преображенская церковь (1778); Петропавловская церковь (1782); церковь Флора и Лавра (1749—1751, перестроена); церковь Спаса Нерукотворного (1763—1771), ряд других храмов XVII—XIX вв. Памятниками архитектуры также являются ряд каменных гражданских построек XVIII—XIX вв., бывший дом священника Воскресенского собора («Соборный дом», конец XVIII в.), Присутственные места (начало XIX в.), Гостиный двор и Торговые ряды (конец XIX в.) и др.
^^3 Преподобная Анна Кашинская (1278— 1368) была дочерью ростовского князя Дмитрия Борисовича, родилась она в Кашине. Детство ее и юность были полны тревог и страхов из-за внутренних неурядиц на
Преподобная Анна Кашинская |
Руси и нападений ордынцев. В 16 лет она с сестрой Василисой остались после смерти их отца круглыми сиротами, их судьбой стал распоряжаться дядя Константин Борисович. Анна глубоко переживала беды,, обрушившиеся на жителей княжества. При ее дворе по ее просьбе кормили голодающих, она, как могла, помогала обездоленным, особенна — старикам, детям, вдовам, также помогала переносить недуги больным, раненым, искалеченным. Слава о ее милосердии и красоте дошла до Твери. Почти в 17 лет она стала женой Тверского князя Михаила. Через полгода после ее свадьбы в боль-. гиом пожаре сгорела вся Тверь; через три года загорелся их княжий двор и они, спасая себя и рискуя жизнью, выпрыгнули в окно и едва не погибли; на тверской земле были большие засухи, горели леса, поля, болота, погибал скот. Только через четыре с половиной года после свадьбы родилась у них дочь Феодора, но она скончалась в младенчестве. Через год, в 1300 г., у тверской княгини родился наконец и остался живым сын Дмитрий, затем родились — Александр, Константин, Василий. За 10 лет она родила четверых детей, что не способствовало сохранению крепости ее здоровья.
В 1304 г. умер великий князь Андрей Александрович; муж Анны — князь Тверской Михаил, оказавшийся старшим в роде, получил в наследство Владимирское великое княжество. Но на великое княжение стал претендовать племянник Михаила — Юрий Данилович, Московский князь. Так началась борьба Москвы с Тверью, которая тянулась более полутора веков и сопровождалась разорениями и бедами для обоих княжеств.
Когда Анне было 40 лет, убили в Орде ее мужа (позже, в 1549 г., он был причислен к лику святых), а через 7 лет там убили и ее старшего сына Дмитрия (который сам убил в Орде Московского князя Юрия — виновника смерти его отца и многих бед жителей тверского княжества), еще через 4 года там убили ее среднего сына Александра с его сыном и ее внуком Федором.
Тверская земля была опустошена огнем и мечом, многие жители были истреблены или угнаны в плен. В такое время тверским князем стал ее третий сын Константин.
Анна, как могла, стала помогать ему возрождать жизнь в их княжестве, была религиозно-нравственной наставницей для своего семейного круга и княжества. Правление Константина было мирным, но продолжалось оно только 7 лет (в 1346 г. он умер, его матери тогда было 68 лет). В княжение Константина Анна приняла монашество в Софийском женском монастыре в Твери с именем Евфросиния.
В 1364 г. единственный оставшийся в живых ее сын Василий упросил мать переселиться в Кашин — его удельное княжество и ее родной город, где он для нее построил Успенский женский монастырь. Там она приняла схиму под именем Анна, а в 1368 г. в возрасте 90 лет скончалась и была погребена в этом монастыре. В 1649 г. княгиню Анну причислили к лику Святых. Люди вспоминали и вспоминают, что княгиня Анна переносила невзгоды со смирением и покорностью воле Божией, была спокойна и не отчаивалась. Как бы ей ни было плохо, она находила в себе мужество помогать другим, которые нуждались в помощи и поддержке. Творя милосердные дела, она ощущала новые силы для жизни и добрых дел, отмечала возвращение духовного равновесия. Она всегда надеялась на защиту и помощь Божью.
В 1908 г. в Кашин с его 8 тыс. жителей на торжества по случаю подтверждения прославления Анны Кашинской приехали около 100 тыс. богомольцев, в том числе не только православные, но и единоверцы, старообрядцы. Среди гостей была и великая русская княгиня Елизавета Федоровна Романова (1864—1918, в конце XX в. ее причислили к лику русских святых). В 1910 г. в Петербурге, на Выборгской стороне на Сампсоньевском проспекте, был освящен первый в России храм во имя преподобной Анны Кашинской.
В советский период мощи преподобной Анны Кашинской переносились из храма в храм и в конце концов оказались в единственном действующем храме города — в честь апостолов Петра и Павла, — в нем они пребывали с 1962 по 1987 г. Святые мощи покровительницы Кашина не были поруганы даже во время всеобщего осквернения и изъятия мощей. Ныне мощи преподобной Анны Кашинской пребы-
бают в ее родном городе в храме Вознесения. К преподобной Анне Кашинской обращаются с просьбами о заступничестве вдов и сироту о возвращении из дальних отлучек мужей и сыновей, от насилия иноверных, нашествия врагов и об освобождении из плена, в разлуке с ближними, о семейном благополучии, о спасении от грусти и уныния.
Путешествие по Угличскому водохранилищу завершается прибытием в самый посещаемый туристами город на Волге — Углич, где делают остановку все туристические теплоходы. Углич — один из древнейших и широко известных городов на р. Волге. В наши дни в нем живут немногим менее 40 тыс человек. Благодаря своим историко-архитектурным памятникам он входит в список городов и поселений «Золотого кольца России». При этом Углич является административным и промышленным центром Он — районный центр в Ярославской области, славится производством сыра (здесь находится созданный в 1944 г. ВНИИ маслодельной и сыроваренной промышленности), известен как центр производства часов. В 1942 г. здесь был введен в строй завод точных технических камней; он стал выпускать часовые камни из рубина и корунда. Затем здесь в 1950 г. открыли первый конвейер по сборке часов «Звезда» из узлов Пензенского часового завода. В 1954 г. был создан Угличский часовой завод; его наиболее известная продукция — часы «Чайка» (названы в честь первой женщины-космонавта В. Н. Терешковой), часы для подводного плавания «Амфибия». В городе имеются немногочисленные предприятия станкостроения, пищевой, текстильной, мебельной промышленности. Широкую известность имеет Угличская минеральная вода из целебного источника; ее промышленное производство началось в 1975 г. Но главную славу и мировую известность Угличу принесли его давняя насыщенная событиями история, многие исторические и архитектурные памятники. Тысячи туристов прибывают сюда на теплоходах, автобусах, по железной дороге, на автомобилях.
На месте современного Углича еще в начале первого тысячелетия нашей эры существовали поселения дьяковской
археологической культуры раннего железного века, позднее — финно-угорских и балтийских племен. Археологические исследования 1985 г. доказали возникновения Углича в X в., а местные углические летописи называют год основания города еще точнее — 937 г. В представительных русских летописях город под названием Углече-поле впервые упоминается в 1148 г. (Ипатьевская летопись).
Есть три версии происхождения названия этого города. По первой, название происходит от имени славянского племени «уличи — угличи», переселенного на Верхнюю Волгу с Днепра. По второй версии, название объясняется изгибом реки; у берега кремлевского острова река делает крутой поворот, образуя в своем течении угол. По третьей версии, название города объясняется тем, что здесь в древности выжигали уголь. Город до конца XIV в. называли Углече — поле, иногда — Углец, а с XV в. — Углич или Углеч.
В XII — начале XIII в. Углич входил в состав ВладимироСуздальского княжества, с 1207 г. — Ростовского, с 1218 г. он стал столицей Угличского княжества, в 1329 г. был присоединен к Московскому княжеству, в XIV—XV вв. был центром удельного княжества. При этом с XIV в. история Углича тесно связана с г. Москвой. В 1328 г. его купил московский князь Иван Калита. С конца XIV в. в Угличе правили братья и сыновья великих московских князей.
Выгодное экономико-географическое положение, обилие лесов, удобные пространства для земледелия, расположение на Волжском торговом пути, большое число зажиточных и богатых горожан — все это делало Углич лакомым куском для его недругов. Так, в 1238 г. Углич был захвачен ордынцами во главе с ханом Батыем; в 1293 г. он стал жертвой междоусобной войны; в 1371 г. его сжег князь Михаил Тверской; в 1448 г. — войска великого князя Московского Василия II (Темного); в 1608 г. город заняли войска Ажедмитрия II; в 1611 г. поляки (войска Яна Сапеги) захватили и сожгли Углич, есть и другие примеры. После всех разорений, разрушений, пожаров, после самых разных бед и несчастий Углич всегда возрождался, отстраивался и успешно развивался дальше.
К середине XVII в. уже в разных частях России хорошо были известны традиционные изделия угличских ремесленников: подсвечники, паникадила, ножи, гвозди, кожи, мыло, холст. В ощутимых объемах в Москву поставляли масло, мясо, пушнину, шерстяные платки, чулки. Производство всех этих и некоторых других товаров в объемах колебалось по годам, но по набору оставалось стабильным и даже имело тенденцию роста В XIX в. здесь в наибольшей степени были развиты обработка льна, производство масла, сыра, сигорских телячьих окороков и знаменитой угличской колбасы (получившей серебряную медаль на Всемирной выставке в Париже в 1897 г.). В городе также производили ткани, бумагу, была развита кожевенная промышленность, кузнечное дело. Славились вязаные угличские чулки.
В XX в. Углич пережил мощное промышленное переустройство. В 1935—1940 гг. построили Угличскую ГЭС, вступили в строй крупный сьгроделательный завод и завод точных технических камней (позднее преобразованный в часовой завод). В послевоенный период в городе начали работать новые машиностроительные предприятия, открылись Всесоюзный НИИ маслоделия и сыроварения, НИИ часовой промышленности, учебные заведения. В 1960—1980-е гг. на окраинах города сложились микрорайоны с индустриальной застройкой. Но социалистическое переустройство принесло и невосполнимые досадные потери. Почти половина храмов Углича и ближайших его окраин была снесена, были разобраны ограды монастырей, что разрушило целостность их ансамблей. При сооружении ГЭС был взорван и ушел под воду древний Покровский монастырь с уникальными храмами XV— XVII вв., а также несколько церквей, кварталы и улицы на обоих берегах Волги. До 1960 г. новое строительство в центральной части города велось без должного учета сохранения ценной исторической застройки. Многие древние здания Углича были искажены низкого качества ремонтными работами.
Давняя история, духовно-нравственные, патриотические традиции определили в Угличе уже к XVIII—XIX вв. формирование благодатной культурной среды. Так, в XVIII в. ста-
рообрядец-угличанин Григорий Серебреников (в монашестве Фома) собрал в монастырях и свел в один список древние летописные и документальные сведения об Угличе. В 1844 г. учитель истории Федор Киссель составил и издал «Историю города Углича» — одно из первых историко-краеведческих изданий в России. В конце XIX в. в Угличе открылись музей древностей, публичная библиотека, было образовано театральное общество. В их составлении принимали участие просвещенные представители местного общества. Среди них было немало купцов (А. Кожевников, Н. и К. Евреиновы, Л. Соловьев и др.), учитель П. Критский, предводитель уездного дворянства Я. Колмогоров, Т. Тучков, М. Чехов (племянник писателя А. Чехова) — податный инспектор по Угличскому уезду, журналист, сочинитель, душа драматического кружка. Именно Углич в XIX—XX вв. чаще других городов упоминается в произведениях крупных российских поэтов и писателей (от АС. Пушкина, ВА Гиляровского до АА Ахматовой, Е А Евтушенко, АИ. Солженицына и др.).
Угличане хорошо знали и всегда помнят о нравственнодуховной благодати их земли, о том, что здесь прошла значительная часть земной жизни нескольких русских Святых, в том числе князя угличского Романа (XIII в.), царевича Дмитрия (XVI в.) и др.
Угличский князь Роман Владимирович (1261—1285)
обеспечил процветание Углича в период его княжения; тогда, например, было построено здесь одних только храмов 15. В Угличе погиб в 1591 г. (был убит или умер от несчастного случая) царевич Дмитрий — младший сын царя Ивана IV, ставший, по сути, жертвой придворных группировок в борьбе за власть. Его мученическая кончина вызвала массу толков и домыслов о ее реальной причине.
Царевич Дмитрий Иванович (1582—
1591) — младший сын царя Ивана Грозного был отправлен в 1584 г. вместе с матерью — вдовствующей і4,арицей М. Ф. Нагой — в удел в Углич. Он погиб там при сполна невыясненных обстоятельствах, со временем был
канонизирован русской Православной Церковью. Пятый век сохраняется версия о том, что гибель 9-летнего царевича — это хорошо подготовленное и проведенное убийствОу облегчившее путь к царскому трону царскому шурину Б. Ф. Годунову. Именно царское происхождение делало жизнь царевича Дмитрия особо опаснойу хотя и давало шансы получить исключительные блага и даже стать российским царем (однако нужно напомнить о том, что в прошлом ни один великий князьу царь, император на Гуси, России никогда сполна не был здоров и счастливу что является субъективным выражением бремени статуса первого лица в ушедшей России). Положение царевича Дмитрия было весьма незавидным, тем более что он от рождения был жертвой вырождения правящей династии Рюриковичей. Браки внутри узкого круга знатных семей из века в век неизбежно вели к отрицательным биологическим последствиям. Брат царя Ивана Грозного — Юрий — был глухонемой от рождения, был не способен оставить потомство. Бее родившиеся дети царя Ивана Грозного были не вгюлне здоровыми, многие из них умерли в младенчестве или детстве. Царевич Дмитрий страдал от рождения эпилепсией, а тогда говорили «падучей болезнью». Его брат царь Федор Иванович (1557—1598, царь с 1584 г.) отличался выраженной болезненностью, был не способен оставить жизнеспособное потомство, умер бездетным в 41 год. Только в 1990-е гг.
один из ведущих петербургских судебно-медицинских экспертов, доктор медицинских наук ЮЛ. Молин, аргументированно доказал гибель царевича Дмитрия в результате именно несчастного случая. Как уже отмечалось, царевич Дмитрий был болен эпилепсией. Когда он играл в ножички на дворе, случился очередной приступ болезни — он упал на нож (обращенный вверх острый клинок) и погиб. Политические и религиозные причины заставили представить его кончину в другом ключе. В любом случае, именно происхождение царевича Дмитрия, его принадлежность к властьпредержащему кругу изначально несли большую вероятность краткости его земной жизни по биологическим и политическим причинам, когда борьба за получение и сохранение власти ведется не на жизнь, а на смерть.
В советский период в должной мере не поддерживалась память о благопристойных православных угличанах, развитие хозяйственного комплекса города нередко велось в ущерб его
Цековъ Димитрия на Крови. Углич |
религиозным центрам. Наряду с промышленно-производственным и культурно-бытовым развитием умалялись историко-религиозные основы развития Углича. Очень многие храмы были снесены, разобраны или искажены неумелыми ремонтами и перестройками. В 1952 г. создали Угличский участок Ярославских реставрационных мастерских для работ по сохранению исторического наследия города. В последние годы Углич развивается по новому градостроительному генеральному плану, одной из важных задач которого является сохранение памятников истории и культуры.
В Угличе сохранилось большое число архитектурно-художественных памятников. Среди них кремль с Тронной палатой княжеского дворца («Дворец царевича Дмитрия», XV в.), церковь Дмитрия «на Крови» (1692), Спасо-Преображенский собор (перестроен в начале XVIII в.), 3-шатровая Успенская церковь («Дивная») Алексеевскою монастыря (1628), церковь Иоанна Предтечи (1681), ансамбли Воскресенского (1674— 1677) и Богоявленского (1-я половина XIX в.) монастырей, церковь Рождества Иоанна Предтечи (конец XVII в.) и другие. Углич в XIX в. застраивался главным образом зданиями в стиле классицизма (дом градоначальника в кремле, 1815 г. и др.). Определенный архитектурно-художественный интерес представляют некоторые жилые здания XVIII—XIX вв. («Зимин двор», дома Воронина, Казимировых, Овсянникова и некоторых других состоятельных угличан).
Далеко не все приезжающие в Углич успевают посмотреть все историко-архитектурные памятники этого города и его окрестностей. Но абсолютно все посещают и знакомятся с достопримечательностями его кремля — исторической цитадели города Первоначально этот кремль был небольшим и треугольным в плане; он занимал мыс при впадении в Волгу Каменного ручья. В начале XIII в. этот кремль стал резиденцией удельного Угличского князя, тогда в нем построили княжеские палаты и Спасо-Преображенский собор. Со временем кремль-крепость расширялся, приобрел форму близкую к квадрату, был насыпан вал, на котором поставили деревянные рубленые стены с башнями. Стены кремля-крепости нео-
днократно ремонтировались и заменялись. В XVIII в. оборонительное значение этого кремля оказалось уже не нужным, поэтому обветшавшие стены в 1780-е гг. разобрали, позднее срыли и вал, а на территории бывшего кремля-крепости разбили городской сад.
Самый древний памятник кремля в Угличе — Палата дворца удельных князей — является небольшой частью тогда обширного дворцового комплекса, возведенного в 80-е гг. XV в. Позже именно здесь жила вдовствующая царица Мария Нагая с царевичем Дмитрием, здесь этот девятилетний мальчик и погиб.
Палаты удельных князей в Угличе |
В начале XVII в. в пустующем дворце несколько лет жил шведский принц Густав, незадачливый жених царевны Ксении Годуновой, сосланный в Углич и вскоре умерший в соседнем г. Кашине. В начале XVIII в. эти палаты, названные после гибели царевича «палаты царевича Дмитрия», собирались разобрать на кирпичи, но так и не собрались. В начале 1801 г. на средства купца А. Кожевникова отремонтировали это здание, починили кровлю и пристроили односкатное крыльцо. В этих палатах в 1892 г. открыли Музей отечественных древностей (в них и сейчас размещается музейная экспозиция). Этот музей был одним из первых в России. На его открытии присутствовали представители царствовавшего рода Романовых: великий князь Сергей Александрович и его жена — великая княгиня Елизавета Федоровна (причисленная к лику русских святых).
Церковь царевича Дмитрия «на Крови» — единственный в кремле памятник архитектуры XVII в. Эту церковь построили в 1692 г. по указу царей Петра и Ивана Алексеевичей Романовых, правивших совместно. До этого здесь стояли деревянная часовня и сменившие один другого два храма Сохранившийся до наших дней храм относится к типу бесстолп- ных пятиглавых церквей на подклети, с трапезной и колокольней. Его богатый декор, многоцветие, с явным преобладанием красного цвета, прочно оставляют этот храм в памяти. Стенопись трапезной этого храма выполнил в 1788 г. Петр Хлебников — мастер из Борисоглебской слободы под Ростовом На западной стене храма сохранилась композиция «Убиения царевича Дмитрия» — редкий образец исторической живописи в интерьере культового здания. Роспись основной части храма выполнена артелью московского подрядчика Сапожникова в 1772 г. Золоченый резной иконостас установили в 1867 г. В храме хранятся исторические реликвии — свидетели трагических событий гибели царевича Дмитрия: серебряная доска-мощевик с орехами, которые якобы были у царевича в руках в момент гибели, и «Угличский ссыльный набатный колокол», возвестивший звоном в 1591 г. о смерти Дмитрия. Этот колокол лишили языка и уха, «сослали» в Сибирь в
г. Тобольск в 1593 г.; в 1892 г. его вернули в Углич, он стал первым экспонатом Музея отечественных древностей. В день памяти царевича Дмитрия (28 мая) в этот 19 пудовой (304 кг) колокол звонят угличские дети.
Самым значительным сооружением кремля является Спа — со-Преображенский собор, построенный в 1713 г. на месте разобранного древнего храма. Большой квадратный зал храма со стороной 14 м перекрыт легким сводом без опор, что было значительным достижением в XVIII в. В 1810—1811 гг. расписывала собор артель Тимофея Медведева из села Тейко — во Владимирской губернии. 6-ярусный иконостас установили в 1 860 г. В музейной экспозиции икон при этом храме пребывают ценные иконы XVI—XIX вв. Среди них исключительное место занимает самая древняя икона — «Покров Пресвятой Богородицы» XVI в., почитаемая с древних времен святой и чудотворной. Это была храмовая икона затопленного при строительстве Угличской ГЭС Покровского монастыря. Этот образ, особо почитавшийся угличанами, раз в год перевозили через Волгу и обносили крестным ходом вокруг Углича.
Рядом со Спасо-Преображенским собором в 1730 г. возвели 37-метровую колокольню с золоченой главой. Это 3-ярусная композиция из убывающих восьмериков. В 1984 г. специалисты угличского часового завода установили на колокольне электрические часы; через каждые полчаса люди слышат перезвоны часовых колоколов.
Кроме того, в кремле сохранились здания Богоявленского собора (1827 г., сильно искажен перестройкой, снесен купол; в нем сейчас размещается экспозиция живописи и прикладного искусства XVIII — начала XX в., хорошо представлен жанр купеческого портрета) и бывшей Городской думы (1815, в стиле классицизма).
Как и во многих древних городах, в Угличе есть строения, окутанные тайнами и легендами. Так, все туристы, прибывающие в Углич, обращают внимание на полуразрушенный барский дом с затопленным садом, недалеко от пристани. Здесь когда-то был великолепный ансамбль с дворцом, ста-
ринным парком с дивными огромными кедрами. По преданию, этот ансамбль построила императрица Екатерина II для одной из тайных дочерей императрицы Елизаветы Петровны Романовой от ее тайного брака с графом А. Г. Разумовским.
С 1990-х гг. начался новый этап в развитии Углича, появились частные предприятия — промышленные, строительные, торговые и другие, появились (рядом с пристанью) новые, в том числе и частные музеи (кукол, тюремного творчества и др.). Среди относительно новых и очень популярных музеев этого города — Угличский муниципальный музей «Библиотека русской водки», рассказывающий об истории этого спиртного напитка, его производстве и потреблении в России с древних времен до наших дней.
Углич остается заметным религиозным центром, местом паломничества в места, связанные с земной жизнью, делами ряда русских святых, например митрополита Алексия, великой княгини Евдокии Дмитриевны (в монашестве Евфросинии Московской), великого князя Дмитрия Ивановича Донского, царевича Дмитрия, угличского князя Романа Владимировича, великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой и др.
В Угличе есть два действующих монастыря, каждый из которых является значимым религиозным центром и ценным архитектурно-историческим ансамблем.
Воскресенский Угличский монастырь (Советская пл., 4) существовал уже в конце XIV в., когда он был основан — не известно. Ростовский митрополит Иона Сысоевич в юности принял постриг в этом, тогда деревянном монастыре; постройки стояли недалеко от Волги и во время половодий нередко затоплялись, разрушались. Став митрополитом, Иона Сысоевич решил отстроить эту обитель в камне, несколько удалив строения от реки, сам руководил этим строительством. Созданный в XVII в. ансамбль Воскресенского монастыря оценивается как выдающееся произведение архитектуры. В 1674—1677 гг. был возведен огромный по тем временам монастырский комплекс Этот ансамбль включает 5-главый Воскресенский собор с двумя приделами (Михаила Архангела и Иакова, брата Божия), трехпролетную звонницу с одно-
главой церковью Марии Египетской, которая расположена под ярусом звона, и трапезную палату с одноглавой церковью Богоматери Одигитрии Смоленской. Стены монастырских зданий и центральный барабан собора украшены вставками из зеленых поливных изразцов. Именно здесь впервые в Угличе были применены эти поливные изразцы с изображением орлов, животных, батальных и военных сцен. Обновленный монастырь существовал почти 90 лет, но в 1764 г. его упразднили и превратили в приходскую церковь. В монастыре сохранились небольшие фрагменты древних фресок. В 1999 г. Воскресенский Угличский монастырь возродился, в 2000 г. в нем жили 4 человека братии, сейчас — больше.
Алексеевский Угличский монастырь (ул Шаркова, 27) также является действующим и также оценивается как ценный архитектурный памятник и как особенно дорогой для москвичей исторический объект, ибо он связан с митрополитом Алексием и великим князем Московским Дмитрием Ивановичем, названным Донским. Этот первоначально мужской монастырь основал в 1371 г. именно митрополит Алексий по разрешению князя Дмитрия Ивановича, вскоре после разорения Углича князем Михаилом Тверским. По сути, этот
Алексеевский монастырь в Угличе. Фото начала XX в. |
монастырь является в Угличе своего рода памятником митрополиту Алексию — уникальной личности в масштабе не только России, но и всего мира (см. с. 119—122).
Ансамбль монастыря расположен на холме, который в древности называли Огненная (Огнева) Гора, поскольку когда-то в прошлом здесь было языческое капище. Алексеевс- кий монастырь был основан на месте этого языческого святилища и служил не только как религиозный центр, но и как оборонительный форпост на подступах к Угличу, как форпост России на ее северо-западных рубежах того времени.
С 1439 г., после обретения мощей святителя Алексия, монастырь стал называться Алексеевским. В 1534 г. в монастыре возвели церковь во имя святого Алексия Митрополита, которая была первым каменным храмом Углича (в XIX— XX вв. ее сильно перестроили). В 1608—1612 гг., во время польско-литовской интервенции, Алексеевский монастырь после упорного сопротивления врагам был сожжен и разрушен. Около 500 защитников монастыря были убиты, а некоторые были заживо засыпаны в подвале. В монастыре в 1628 г. было завершено строительство 3-шатровой Успенской церкви, ставшей памятником защитникам этого монастыря и всего Углича в период Смутного времени. Народ назвал эту Успенскую церковь «Дивной», так это название и осталось за ней. Как и раньше, в наши дни эту церковь именуют «Дивной» или Дивный Успенский храм, и ныне являющийся одним из выдающихся произведений русского зодчества Храм стоит на высоком подклете, на его втором этаже — большая одностолпная трапезная, завершен он тремя шатрами, поставленными в цепочку.
В 1681 г. в монастыре возвели 5-главый храм Иоанна Предтечи, перед его притвором — крыльцо в виде беседки на четырех столбах. До наших дней не сохранились Алексеевский (XVI в.) и Богоявленский храмы с трапезной и колокольней, они были разобраны. Алексеевский монастырь возродился в 1997 г., но теперь это женский монастырь.
Митрополит Алексий (1293—1378) был главой Русской Православной Церкви — митрополитом Киевским и всея Руси, регентом-правителем (он был опекуном несовершеннолетнего великого князя и возглавлял послушную ему Боярскую думу у фактически правил княжеством); позитивно настроенным, мудрым и искусным дипломатом; высокого класса лингвистом, редким и тонким знатоком греческого языка (который он знал в полном совершенстве); уникальным теоретиком и практиком Православия, талантливым духовным литератором (в духовной литературе он является автором грамот, поучений, переводов, в том числе перевода с греческого Евангелия); грамотным и разносторонним лекарем (не только в духовном, но и в собственно физическом медицинском смысле); обладал, говоря современным языком, экстрасенсорными способностями; был стойким патриотом Московского княжества, понимал, что освобождение Руси зависит от ее объединения и во главе с Москвой (вот почему он всегда боролся за приоритет и стойко поддерживал права московских князей, неизменно был на их стороне в решении споров о Великом княжении); психологически подготовил русичей к мысли о реальности победы над ордынцами и свержении ордынского ига; неутомимым создателем многочисленных православных храмов и монастырей, в том числе Чудова монастыря в Московском Кремле, Андроникова монастыря и других; был другом неоспоримых церковных авторитетов масштаба мира и древней Руси (Константинопольский патриарх Филофей — ученик знаменитого святителя Григория Паламы, архиепископа Фессалоникийского — был его другом и покровителем, а сам он был другом и покровителем преподобного Сергия Радонежского, бесспорного духовного авторитета Древней Руси); являлся духовным родителем как минимум нескольких российских святых (Дмитрия Донского, его жены Евдокии, великой княгини Елизаветы Федоровны Романовой и др.). Мощи митрополита Алексия почивают в Москве в кафедральном Богоявленском соборе в Елохово.
Митрополит Алексий происходил из знатного черниговского боярского рода. Будущий святитель родился в Москве в 1293 г., в светской жизни его звали Симеон-Блефрерий Федорович Бяконт. Он с детства мечтал стать монахом. В 20 лет он пришел в Богоявленский монастырь в Москве и принял постриг. Более 20 лет монах Алексий провел в этом монастыре, выучил в совершенстве греческий язык. Он исправил славянский перевод Евангелия по греческому тексту, внес поправки в древний кирилло-мефодиевский текст. Именно его перевод был использован в XVII в. для создания печатного, современного текста Нового Завета. Митрополит Феотосту грек по национальности, сделал его своим наместником, поручил ему управление всеми церковными делами и церковным судом. В 40 лет Алексий стал вторым человеком в Русской Православной Церкви. Митрополит Феогност назначил Алексия своим преемником. После смер-
Митрополит Алексий. Фрагмент иконы XVI в. |
ти митрополита Феогноста по соборному постановлению избран митрополитом был епископ Алексий. Патриарх Филофей, хотя и хотел видеть в России во главе церкви гре — кау все-таки в 1354 г. поставил Алексия Митрополитом Киевским и всея Руси (так полностью и официально звучал тогда титул Митрополита Московского).
Год от года рос авторитет митрополита Алексия. Фактически он был во главе не только Церкви, но и всего государства, так как Московские князья всегда следовали его советам. После смерти от чумы великого Московского князя Семена Ивановича Гордого (1353), при слабом Иване II Ивановиче (1353— 1359) и в малолетство князя Дмитрия Ивановича (будущего Донского) митрополит Алексий был, в сущности, регентом-правителем.
Известно, что святитель Алексий имел обширные познания в медицине в традиционном ее смысле. Имел он и экстрасенсорные способности. Прикосновением и движением рук он умел снимать головную боль, умалять некоторые другие недуги, вероятно, из-за этого многие его современники воспринимали его как чудотворщ, волшебника, а его недруги считали его колдуном. Исторически неопровержим факт исцеления им в 1357 г. от слепоты Гайдулы-ха — туни-старшей, любимой жены хана Ажстибека.
О чудном исцелении от слепоты ханши Гайдулы крепко помнили в Орде, уважали, но и побаивались митрополита Алексия. Это обстоятельство позволило во второй приезд митрополита Алексия в Орду, в том же 1357 г., отговорить сына убитого хана кжанибека и ханши Тайдулы — Бердибека — идти войной на Русь, если не выплатит она новую дань. Аважды ему удавалось уговаривать ханов сократить размер выплачиваемой в Орду дани. И дважды удавалось ему от правителей Золотой Орды получать особые ярлыки на льготы для Православной Церкви (ярлыки от ханши Гайду лы в 1354 г. и от хана Бердибека в 1357 г.). Митрополит Алексий неоднократно выступал примирителем во внутренних распрях князей (например, Московского князя Амитрия Ивановича с Тверским князем Михаилом
и др.). Он был бесспорным главой Церкви, опытным администратором, искусным дипломатом, воспитателем личности Московского князя, первым и самым надежным борцом за его права, интересы. Фактически именно митрополит Алексий лучше всех русских князей продолжил дела Ивана Даниловича Калиты (его крестного отца), возглавляя концентрацию национальных сил вокруг Москвы.
Митрополит Алексий, несомненно, оказал исключительное влияние на воспитание и формирование личности великого князя Московского Дмитрия Ивановича (будущий Донской); в 1988 г. великий князь Дмитрий Иванович Донской был причислен Русской Православной Церковью к лику святых. Способствовал митрополит Алексий в течение целых 12 лет (1366—1378) и духовному развитию, подлинному духовному возмужанию и жены великого князя Дмитрия Ивановича — Евдокии Дмитриевны, причисленной гораздо ранее своего мужа к лику святых.
В Угличе сохранились постройки еще одного монастыря — Богоявленского. Этот монастырь основала в конце
Богоявленский монастырь в Угличе. Открытка начала XX в. |
XIV в. жена великого Московского князя Дмитрия Донского Евдокия Дмитриевна, позже причисленная к лику святых. Первоначально монастырь находился в угличском Кремле, затем был перенесен за его пределы. Монастырь выполнял не только религиозные, но и военные функции; он как крепость защищал Углич со стороны Ростова. Первой каменной постройкой монастыря стала церковь Смоленской иконы Божией Матери (1689—1700). Это небольшая церковь с трапезной и галереей выразительным внешним убранством напоминает Богоявленский монастырь, а также о достойной русской женщине, какой была его основательница великая княгиня Евдокия Дмитриевна (см с 123—125).
Церковь Федоровской Божией Матери была построена в 1818 г. в стиле классицизма, в ее интерьере сохранились росписи Е. Медведева (1822—1824). Главное сооружение монастыря — огромный пятиглавый Богоявленский собор. Место для постройки этого собора было выбрано не случайно. Раньше здесь был фруктовый сад горожан Буториных, несколько лет в этот сад и именно на это место прилетали 3 лебедя. После покупки этой земли монастырем, на месте, куда прилетали лебеди, возвели алтарь храма. Богоявленский собор (1843—1853; проект К. Р. Тона) является образцом «неовизантийского» стиля. В интерьере храма сохранились росписи масляными красками по штукатурке художниками Бурениными. Богоявленский собор стал одним из самых значительных зданий города. В монастыре был еще один храм— во имя иконы Божией Матери «Достойно есть» (1890-е гг.), от него остались только включенные в перестроенное здание фрагменты стен. Кроме того, на территории монастыря сохранились настоятельский дом, кельи, школа и некоторые другие, ограду и ворота монастыря разобрали в 1930-е гг.
Преподобная Ебфросиния Московская, в миру
великая княгиня Евдокия Дмитриевна
(1353—1407) была примерной женой, добродетельной матерью и, вероятно, первой поэтессой на Руси (это доказывает ее стихотворный план над умершим в 1389 г. мужем).
Евдокия была дочерью суздальского князя Дмитрия Константиновича. Когда ей исполнилось 13 лет, ее выдали замуж за 16-летнего великого князя Московского Дмитрия Ивановича, с 10-летнего возраста вступившего на престол. Свадьбу сыграли в 1366 г. в г. Коломне, чтобы не было обидно ни Москве, ни Суздалю. Почти 33 года было суждено им прожить в счастливом супружестве, у них родилось 8 детей. Немного не дожил до 40 лет князь Дмитрий; на 21 год пережила его Евдокия и скончалась на 54-м году своей жизни. Хотя супружество великокняжеской четы и было счастливым — в смысле взаимности в любви, тгонимании и одобрении обоюдных дел, — протекало оно в сложных, даже трагических исторических условиях. Она знала и о его частных недостатках, но не пыталась изменить его характер (например, по отношению к церковным иерархам князь не всегда был послушным слугой). Княгиня осознавала себя прежде всего первой помощницей мужу, никогда и ни в каких ситуациях она не впадала в отчаяние, просила и надеялась на помощь Божию.
В 1380 г. под руководством ее мужа русские одержали первую победу над ордынцами на Куликовом поле. Но в 1382 г. ордынский хан Тохтамыш подошел к Москве и осадил ее. Не трусость, а чувство материнского долга за сохранение великокняжеской семьи заставило княгиню Евдокию оставить Москву. Обманом войска хана Тохтамыша вошли в город, сожгли Москву, убили великое множество москвичей. Вдвойне этот захват был тяжел для княгини Евдокии, в этом были повинны и ее родственники, которые выступили союзниками ордынцев и обманули москвичей.
Чтобы отстоять в Орде свое право на великое княжение, надлежало великому князю Московскому ехать к хану Тохтамышу. В 1383 г. послали с ответственной миссией в Орду старшего сына князя, 13-летнего княжича Василия, и бояр. Ордынцы оставили Василия у себя в качестве заложника, они фактически держали его в плену. 2 года жил в плену у хана княжич Василий, потом ему удалось убежать. Можно только догадываться, какие безграничные муки и страдания терзали княгиню Евдокию, как постоянно волновалась
за сына, но ничего изменить не могла. Адже узнав о его побеге, она долго не знала о его судьбе, а он скитался в чужих землях и далеко не сразу смог добраться до Москвы.
Великий князь Амитрий Иванович передал престол своему старшему сыну Василию, завещал, чтобы соправительтщей ему была мать — великая княгиня Евдокия. Став на 37 году жизни вдовой, она реально оценивала свои организационно-управленческие способности, вот почему и воздерживалась от непосредственного активного участия в государственных делах, свою роль соправительнхщы видела в ожидании возмужания сына и в советах решения государственных дел с мудрыми опытными боярами. Весь облик и внутренний мир красавицы великой княгини отождествлял мудрость, привлекательность, доброе начало и позитивные намерения князей московского великокняжеского дома. Несмотря на ее благопристойный, кристально чистый образ жизни, у нее были недоброжелатели, упрекавшие ее в любви к роскоши и участии в любовных утехах. Она доказала им нелепость этих слухов, потому что не хотела, чтобы продолжалось дискомфортное духовное состояние ее детей; при этом она запретила наказывать клеветников. Она учила людей творить только добро, не разносить и не верить клевете, воспринимать клевету только как испытание крепости своего духа, в известном смысле подавала пример в толі, что только с равньши можно выяснять отношения, особи низшего уровня развития не стоят траты на них времени, сил, элюций.
/духовная зрелость великой княгини Евдокии еще раз ярко проявилась в 1395 г., во время нашествия Тамерлана на Русь. По ее совету принесли из Владимира в Москву чудотворную Владимирскую икону Божией Матери. По преданию, в этот самый день и час Тамерлан спал в своем шатре и видел во сне видение «Светозарной Жены», окруженной огромным воинством и огромным числом ангелов, каждый из которых держит в руках огненный меч, устремленный на него. Тамерлан испугался и велел своим войскам отступать. Великая княгиня в 1402 г. приняла монашество, через 5 лет в возрасте 54 лет она умерла.