Философия древняя советовала мыслить о дальних мирах, как бы принимая в них участие В ра: ных формах давались эти указания.
«Братство», 162
Изучение природы рождает и укрепляет в человеке веру в многочисленность обитаемых миров.
К Фламмарион
Представления о разумной жизни во Вселенной, о Космическом Разуме пронизывают всю древнюю философию, пересекают пласты мифологической культуры и теряются где-то в глубинах доисторических времен, откуда до нас дошли легенды об Атлантиде и Ле — мурии, о Сынах Неба и Учителях человечества. Убеждение в обитаемости Вселенной, в множественности обитаемых миров было широко распространено в античном мире. Можно привести нема ло имен выдающихся античных мыслителей, принадлежавших к различным философским школам, которые были едины в этом убеждении. Анаксимандр, Пифагор, Анаксагор, Платон, Демокрит, Гераклит, Эпикур, Плутарх и многие другие. Часто они исходили из общих умозрительных представлений о беспредельности пространства, а также из идей гилозоизма и пантеизма. Хорошо известно высказывание греческого философа Метродора (V век до и. э.): «считать Землю единственным населенным пунктом в беспредельном пространстве было бы такой же вопиющей нелепостью, как утверждать, что на i ромадном! асеянном поле мог бы вырасти только один пшеничный колос». Среди образованных людей Древней Греции подобные взг ляды, по-видимому, были достаточно распространены
Известный французский археолог XVIII века Жан Жак I цттеле — ми в своей книге «Путешествия молодого Анахарсиса по Греции» в форме легкого повествования нарисовал яркую и, по мнению специалистов, правдивую картину общественной жизни древних греков. Их взгляды о населенности миров Баргслеми вкладывает в уста верховного жреца храма Изиды:
«Верховный жрец Каллий, близкий друг Евклида, сказал мне после этого —толпа не видит Boicpyi населенного ею земного шара ничего кроме небесного свода, ярко освещенного днем и усеянного звездами ночыо, это для них граница вселснной Но для многих философов вселенная уже не имеет границ, для пик она раслшрнлась ло таких размеров, перед которыми в страхе останавливается даже паша сила воображения. Сначала люди предполагали, что Луна обитаема. Затем было высказано предпо ложение, что звезды тоже представляют собой миры и, наконец, что число миров может быть бесконечно, потому что ни один из них не может ни ограничи л., пи охватить другого. Какой дивный путь открыва ется для человеческого духа1 Для того чтобы пройти его, чтобы пройти через вечность, возьми крылья утренней зари и лети к Сатурну, лети к небесам, расстилающимся над >гими планетами: ты беспрерывно будешь встречать новые небесные тела, новые звезды и миры над мирами, всюду ты найдешь бесконечность, в материи, в пространстве, в цвижснии, в численности миров и звезд, украшающих миры, и если ты будешь I лядеть миллионы лет, то ты все таки едва успеешь увидеть лишь несколько точек в беспредельном царстве природы. О1 Какой великой представляется нам природа при этой мысли! И если наша душа действительно способна расшириться вместе с этой мыслью и каким-либо путем слиться с вое принятыми ею идеями, то каким чувством гордости должно наполнить человека сознание, что он проник в эти непостижимые глубины.
— Чувство гордости! — воскликнул я удивленно, — но почему же, досточтимый Каллий? Мой дух чувствует себя стесненным при виде этого безграничного величия, перед которым исчезает все остальное. Ты, я, все люди в моих глазах кажутся теперь крохотными существами в необьят — ном океане, среди которого владыки и завоеватели выделяются только тем, что они в окружающей их воде шевелят несколькими каплями больше, чем другие.
При этих словах верховный жрец пристально взглянул на меня; после короткого молчания он пожал мне руку и сказал: "Сын мой’ Самое крохотное сущестьо, начинающее познавать бесконечность, принимает участие в том величии, которое наполняет его удивлением".
Сказав это, Калий удалился, а Евклид заговорил со мной о людях, которые верят в многочисленность миров, о Пифагоре и его учениках». (Фл., .909, с. 31-34)[128]
Этот впечатляющий отрывок, рисующий взгляды просвещенных греков времен Платона, представляет собой позднейшую реконст рукцию Бертелеми. Можно привести подлинные высказывания античных авторов. Одним из горячих приверженцев идеи множественности обитаемых миров был знаменитый римский философ и поэт Лукреций Кар, живший в I веке до н. э. Он считал, что видимый нами мир не единственный в природе. За пределами этого мира, в других областях пространства, над видимым звездным небом рас — nojiai ается невидимая вселенная, И в этой вселенной имеются друг ие миры и другие земли, населенные другими людьми и другими животными. И видимую, и невидимую вселенную Лукреций Кар считал материальными. В своей поэме «О природе вещей» он писал.
«Если волны созидающей материи в тысячах ра:личных видов проносятся по океану беспредельного прос ранетка, то неужели их плодотворности хватило только на создание земного шара и его небосвода» Нсуже ли возможно, что за пределами видимого небесного свода мировая материя осуждена на мертвое бездействие? Нет и нет! Если творческие элементы из себя создали массы, из которых возникли небеса, воды и земля с ее обитателями, то эти элементы материи, несомненно, должны были н в остальном пространстве вселенной создать бесчисленное мно жество живых существ, морей, небес н земель; они должны были усеять вселенную мирами, схожими с тем миром, на котором мы несемся по волнам эфира. Всюду, где бесконечная материя находит пространство, в котором она может беспрепятственно проявить свои силы, она создает Жизнь в самых разнообразных проявлениях, и если число элементарных частиц настолько велико, что всей жизни всех когда-либо живших существ не хватило бы для их подсчета, если созидающая природа снабдила эти элементы силами, которые они вложили в основу нашего земного шара, то те же творческие элементы непременно должны были создать миры, людей и жизнь также и i сЗластях пространства, скрытых от нашего взора» (Фл., 1909, с 20)[129].
Убеждение в множественности обитаемых миров было свойственно не только греко-римскому миру. Сходные представления содер жатся в древнейших учениях Индии, Китая, Египта. В одном из древнейших источников — в индийских Ведах имеется указание на то, что Солнце, Луна и другие неизвестные жителям Земли (!) небесные тела населены разумными существами. Эти миры выработали в себе жизненные формы, «непостижимые для нашего разума» (Фл., 1909, с. 14).
Следует иметь в виду, wo древняя концепция множественности миров в одном отношении существенно отличается от современной В наше время под обитаемыми мирами подразумевают планеты, населенные разумными существами, может быть, какие-то другие объекты во Вселенной, но, во всяком случае, не Вселенную в целом. В древней космологии наблюдаемый мир (вселенная) ограничивался сферой неподвижных звезд (см рис 4 1.1). И когда ан тичные философы говорили о множественности миров, они имели в виду множественность таких миров-вселенных. Эти миры существовали в неком абстрактном пространстве и не имели ничего общего с видимыми нами звездами и планетами. Любопытно, что в последние годы, в связи с развитием квантовой космологии и ант — ропным принципом (см. гл. 2 и 3), наметился новый поворот к концепции множественности миров-вселенных, но уже на новом витке спирали познания. Что касается обитаемости миров, то, с одной стороны, древние философы (например, философы эпику рейской школы и некоторые другие) указывали на обитаемость Луны и планет, т. е. имели в виду небесные тела, принадлежащие нашему миру. С другой стороны, под обитаемыми мирами подразумевались миры-вселенные, которые, по необходимости, должны были располагаться за пределами видимого небесного свода, т. е. при-
ГЛАВА 4 Множественность обитаемых миров
334 _____ ________________ _______________
Надлежали невидимой бесконечной Вселенной. (В какой-го мере такие преде гавленил сродни современной концепции «параллельных миров».) Подобные представления содержатся в философии Платона, по-видимому, тех же взглядов придерживался и Лукреций Кар. На Востоке они удержались вплоть до позднего средневековья. Так, китайский философ XIII века Тэги My писал. «Небо и Земля
Я) Пифагорейская система но Филоляю (V век до п.-).); 6) система Гсраклнда Поп — гинского, ученика Платона (IV век до н э.), «) сисгсма Аристотеля (IV век до h. j.). Рисунки из книги А И Еремеевой «Астрономическая картина мира и ее творцы». Согласно Пифагорейской модели, в центре Мира располагается Центральный огонь, вокруг него обращаются 10 концентрических сфер Земли, Протиноземли, Луны, Солнца, пяти (известных тогда) планет Меркурия, Bcncpw Марса, Юпитера и Сатурна, наконец — сфера неподвижных звезд Каждое светило считалось прикрепленным к своей сфере и вращалось вместе с ней. В системе Гсраклнда Поптнйского в центре мира находится Земля, вокруг нее вращаются Луна Солнце, Марс, Юпитер, Сатурн; Меркурий н Венера вращаются вокруг Солнца и вместе с ним вокруг Земли самая внешняя сфера неподвижных звезд. В системе Аристотеля в центре Мнра неподвижная Земля вокруг нее расположены концентрические сферы Луны Солнца пяти планет и сфера неподвижных звезд Известна также система Аристарха Самосекого (III век до н. э.). который помещал в центр Мира Солнце. Каковы бы ни были летали этих моделей и их различия, общее в них то, что они включали вес известные тогда светила Луну, Солнце, планеты, располагая их на различном расстоянии от центра Мнра. Все системы ограничивались сферой неподвижных звезд. Это был весь видимый мир древних, вся их вселенная И когда древние философы учили о множественности миров, они имели в виду множественность таких миров вселенных
Велики, однако во всем Космосе они лишь как маленькие зерна риса… Это как если бы весь Космос был деревом, а небо и земля были бы одним из его плодов. Космическое пространство подобно королевству, а небо и земля не более чем одно единственное лицо в этом королевстве Как же неразумно было бы предполагать, что, кроме неба и земли, которые мы видим, нет никаких других небес и земель» |96.
190 Цитируется по докладу Дж Виллингема и Р. Псшска на конференции «Юннс — пейс-82»; см. «Земля и Вселенная», 1984. № 2. С. 90-93
Логика этого высказывания вполне подобна api ументации Мет — родора. Но следует обратить внимание на мысли Тенг My о том, что, кроме неба и земли, которые мы видим, т. е. за пределами видимого небесного свода (в невидимой вселенной), должны существовать другие небеса и земли, т. е. другие невидимые миры.
Наско. [ько далеко заходили древние мыслители в своих взглядах на распространенность разумной жизни во Вселенной, можно су дать, например, по высказыванию, которое приписывается Анакса гору (V век до н. э.), о том, чго в кажцой частице, как бы мала она ни была, есть города, населенные людьми, обработанные поля, светит Солнце и другие звезды, как у нас. Есть нечто общее между этим положением и учением средневекового штайского философа Фа Цза — на (643-712 п.), согласно которому мир един, «нет нринципиаль ной разницы между большим и малым, между близким и далеким. Малое включает в себя большое, одно — многое, многое — одно. В одной крупинке может поместиться вся Вселенная, гочно так же, как эга крупинка можег поместиться в другой»[130]. Интересно, что уже в новое время аналогичные идеи развивал известный немецкий фило соф, физик и математик Г. Лейбниц (1646-1716). В письме к Я. Вер н^лли он писал — «С другой стороны, весьма возможно, скажу даже больше, неизбежно, что в мельчайших пылинках, далее в атомах (выделено мною — авт ), существуют миры, которые в отношении красоты и разнообразия развитой в них жизни нисколько не уступаю! нашей земле…» (Фл., 1909, с. 169-170). Можно предположить, что в этой уверенности Лейбниц опирался не только на свои собственные выводы, но и на авторитет древних мыслителей. В том же духе примерно в то же время высказывался и Б. Паскаль «Пусть человек представит себе неисчислимые вселенные в этом атоме, и у каждой — свой небесный свод и свои планеты, и своя Земля, и тс же соотношения, что в зримом мире, и на этой земле…»[131].
Вдумаемся еще раз в выражение Фа Цзана: «в одной крупинке может поместиться вся Вселенная». Чго это — образное выраже ние, поэтическая метафора или гениальное прозрение, предвосхищающее современные представления о квазизамкнутых мирах — фридмонах и о макро-микросимметрии Бесконечного Космоса?
В чем суть этих представлений? Рассмотрим множество квазизамкну тых миров-вселенных, периодически возникающих и исчезающих в Вечном Беспредельном Космосе (см. п. 2.2.3). Напомним, что наша Вселенная представляет собой один из таких миров. Согласно концепции мак — ро-мнкроснмметрии, каж сый макромир, подобный нашей Вселенной, при наблюдении извне (т. е. из другого макромира) представляетсу элементарной частицей этого мира. В теории академика М. А. Маркова масса такой частицы составляет 10"6 г, а ее размер 10~33 см. Марков назвал эти частицы фридмонами (в честь советского космолога А. А. Фридмана). При наблюдении изнутри фрндмон представляет собой квазизамкиутый мир, подобно тому миру, частицей которого ои является. Если из двух соседних миров А и В наблюдатель В воспринимает мир А как частицу своего мира, то наблюдатель А воспринимает мир В как соответствующую античастиц;’, Возможно, наша Вселенная сама является таким фрид моном, т. е. элементарной частицей другого мира, а этот мир, в свою очередь, является элементарной частицей нашего мира Существует мно жество фридмоиов, множество других макромиров, которые земной на блюдатсль воспринимает как микрочастицы своего мира Согласно Г. М Идлису, квазизамкну] .>гс «бс нраничиые макромиры, с одной стороны, внешне эквивалентны частицам других макромиров, соприкасающихся с данными, а с другой сгоропы, сами состоят в конечном счете из своих элементарных частиц, которые, в свою очередь, скрывают за собой или как бы содержат в себе аналогичные собственные макромиры, внешне эквивалентные им, и т. д. до бесконечности». Таким образом, получается, что каждая нз так называемых элементарных частиц мате рин потенцна (ьно содержит в себе весь структурно неисчерпаемый материальный Космос[132].
Когда сталкиваешься с подобными параллелями, трудно отделаться от впечатления, что мыслители древности знали гораздо больше, чем мы думаем, судя по тем обрывкам их знаний (часто в чужом изложении), которые дошли до наших дней.
Представления древних об обитаемости миров зачастую (хотя и не всегда!) выражались в религиозно-философской форме. Это вполне естественно, ибо в те далеки" времена религия была господствующей, если не единственной, формой общественного сознание Можно думать, что для современного человека, интересующегося проблемой множественности миров, представляет интерес сущность Древних воззрений, а не форма их выражения. И если некоторые миры ь представлении древних были населены Богами, то надо имет ь в виду, что, согласно древним концепциям, хотя за Богами и признавались великие творческие способное! и, они не всегда рассматривались как гворцы всей вощимой и невидимой Вселенной. В Буддизме, Конфуцианстве и некоторых других религиозно философских системах вообще отсутствует понятие Бога как Верховного Существа, стоящего над Вселенной. Высшим Божественным понятием в этих системах являются такие философские категории, как Абсолют, Абсолютный Разум, Абсолютное Сознание, Беспричинная причина, Единый Элемент, из которого путем последовательных манифестаций, в процессе дифференциации и последующей интеграции дифференцированных частиц возникают элементы, тела и формы, образующие Вселенную. Согласно «Тайной Доктрине» «с изначала человеческого наследия, с самого первого проявления строителей планеты, на которой живет человек, сокрытое Божество признавалось и рассматривалось лишь в его философском аспекте Всемирного Движения, трепета творческого Дыхания в Природе»[133]. В «Письмах Махатм Синнету» разъясняется, что Парабрахм (Высшее Божественное понятие Буддизма) «не есть Бог, но абсолютный неизменный закон…». «Слово Бог, — говорится там далее, — было изобретено для определения неизвестной причины тех следст вий, которыми, не понимая их, восхищался или устрашался человек»[134].
Что касае гея многочисленных Богов древних мифов, то в Ригве — дах, в гимне под названием «Песнь Творения», прямо говорится: < Боги появились позже сотворения этого мира». Согласно герметической традиции Древнего Египта, Боги — это бессмертные люди, а люди — смертные Боги Если добавить сюда известную доктрину восточной философии о том, что нет Бога, который бы раньше не был человеком (т. е. Бош должны были пройти через человеческую ; 1волюцию), то мы приходим к представлению о высокоразвитых существах Вселенной, находящихся на ра (личных стадиях эволюционного процесса, в том числе значительно опередивших земное человечество. Это представление в какой-то мере приближается к современному понятию о «внеземных цивилизациях»; важное различие состоит в том, что в понятии ВЦ упор делается на технологические аспекты. В отношении Богов древности люди были убеждены, что они принимают участие в судьба* Земли. При этом считалось, что
Посвященные, т. с. представители жреческой науки того времени, обладают средствами сношения с Высшими Существами
Рассмотрим более подробно проблему соотношения науки и религии в вопросе о множественности обитаемых миров. Широко распространено мнение, что наука всегда с гояла на позициях множественности обитаемых миров, в то время как религия выступает против этой идеи. Хотя такое представление имеет определенные исторические основания, тем не менее оно не совсем точно. Мы ) же упоминали о священной книге Индуизма —- Ведах, где говорит ся об обитаемости Солнца, Луны и других небесных тел Подобные же идеи содержатся и в Буддизме. «Из Священных Писаний, — свидетельствует Н К Рерих, — мы знаем Учение Благословенного об обитателях далеких звезд»[135]. В противоположность этому Христианская Церковь, опираясь на взгляды Аристотеля и геоцентрическую систему мира Птолемея, канонизировала доктрину об исключительности человеческого рода. Поэтому, когда Джордано Бруно (1548-1600) противопоставил этой доктрине концепцию множественности обитаемых миров, она стала предметом острой идеоло1 ической борьбы с церковью.
Основываясь на философских идеях Николая Кузанского и астрономической теории Н. Коперника, Бруно создал поразительную картину Мироздания, на несколько веков опередившую развитие наблюдательной астрономии. Он сумел преодолеть ограниченность гелиоцентрической системы, которая, поместив Солнце в центр мира, по-прежнему замыкала Вселенную сферой неподвижных звезд. Бруно учил, что небо не ограничено никакими сферами, это единое, безмерное, бесконечное пространство, которое содержит в себе все: звезды и созвездия, солнца н земли. В противоположность Аристотелю он утверждал единство, общность элементов, составляющих Землю и другие небесные тела. Он разделял все небесные тела на самосветящиеся — звезды (солнца) и несамосветящиеся (планеты), которые светят, отражая солнечный свет из за обилия на них облаков или водных пространств. Бруно учил об изменяемости всех небесных тел, благодаря чему в природе осуществляется непрерывный обмен между ними и космическим веществом, заполняющим пространство В соответствии с этим он считал, что и поверхность Земли тоже меняется по истечении больших промежут ков времени, на месте морей появляются континенты, а на месте континентов — моря.
Исходя из этой картины мироздания, Ьруно учил, что во Вселснной имеются бесчисленные солнца и бесчисленные земли, которые кружат вокруг своих солнц, подобно тому, как наша Земля кружится вокру1 нашего Солнца. Тем самым Земля была сведена до уровня рядовой планеты, а Солнце — до уровня рядовой звезды, Вселенная, безгранично расширившись, лишилась единого центра, ибо в Бесконечной Вселенной ни одна точка не может быть выделенной. На этих бесчисленных мирах в бесконечной Вселенной обитают живые разумные существа. Нелепо полагать, считал Бруно, что не существует других разумных живых существ и другого видг. мышления, кроме известного нам на Земле. Вселенную Ьруно представлял как некий Сверхорганизм (Сверхжи tin. — что-то вроде системы 1ея, увеличенной до вселенских размеров), неразрывно связанной с человечеством, обитающим на ее мирах.
Брошенный инквизицией в тюрьму Бруно не отрекся от своих взглядов, он мужественно отстаивал их и был притворен к смертной казни. Его сожгли па Площади Цветов в Риме 17 февраля 1о00 г. Несомненно, что это одна из самых драмашческих страниц в истории становления научного мировоззрения — тем более драматическая, что идея множественности миров, за которую Ьруно заплатил жизнью203, вовсе не противоречит Христианскому Учению, хотя и вступает в конфликт с некоторыми примитивно понятыми догматами веры.
Буквальная интерпретация текстов Писания нередко нрпводит к противоречию с научной картиной мнра Так например, геологическая история Землм вступает в видимое противоречие с доктриной о Семи Днях Творения. Но надо быть очень ограниченным мыслителем, чтобы под Днем Творения понимать один земной день. Ясно, что речь идет о крупных космических периодах, образно названных в Книге Бытия днями. В гл. 2 мы уже упоминали о Днях Брамы и говорили, что, согласно древнеиндийским исчислениям, один День Брамы равен 4,3 млрд земных лет. Почему же не допустить, что один День Творения может составлять миллиарды земных лет? Это лишь один из многих примеров. Конечно, наиболее просвещенные христианские богословы понимали неправомер ность буквальной интерпретации библейских текстов. Но, к сожалению, было и немало догматиков, с которыми ученым и философам приходилось бороться. Фламмарнон приводи.’ в своей книге письмо Г. Галилея к парижскому адвокату И. Диодати (январь 1633 г.), где он сообщает, что составил специальную записку, в которой, опираясь на авторитет большинства отцов Церкви, старался доказать, насколько недопустимо ссылаться иа авторитет священного писания при решении научных вопро сов, для которых один опытный путь наблюдения имеет решающее значение. «Я требовал, — пишет Галилей, — чтобы в подобных случаях в будущем священное писание оставлялось в покое» (Фл., 1909, с. 234).
Что касается концепции множественности мнров, то она не противоречит Писанию. Не случайно епископ Парижа еще в XIII веке осудил тезис о невозможности для Бога создать множество мнров. По мнению известного физика Д. Брюстера (1781-1868), специально изучавшей) этот вопрос,, в Библии нет пи одного положения, которое было бы несовместимо с зтой концепцией. (Надо отметить, что, будучи крупным физиком, Брюстер оставался искренне привязанным к Христианскому Учению.) Более того, многие места как в Ветхом, так и в Новом Завете, считает Брюстео, не могут быть интерпретированы без привлечения концепции множественности мнров. Поэтому нет ничего удивительного в том, что некоторые раннехристианские секты стояли на позициях этого учения. Фламмарнон упоминает, со ссылкой на Иринея, о секте вален — тианцев, — соторые признавали н проповедовали систему Анаксимандра (греческий философ, VI век до н. э.), учившего о бесчисленности обитаемых мнров. Сторонником этой концепции был и один из самых просвещенных христианских философов Opi ген, живший в Александрии в III веке. «Жития Святых» характеризуют его как «чудо своего века по громадности своего ума и глубине учености». Ориген учнл о множественности вселенных, последовательно возникающих, умирающих и возрождающихся вновь в бесконечном периодическом процессе, н о множественности миров в каждой такой вселенной. «Если Вселенная, — ннсал он, — имеет начало, то в чем проявлялась деятельность Бога до сотворения Вселенной? Грешно н вместе с тем безумно было бы думать, что Божественная Сущность пребывала в покое и бездеятельности, н было время, когда блаюдлть ее не изливалась ни иа одно существо, а всемогущество ее ничем не проявлялось… Что касается меня, то скажу, что Бог приступил к своей деятельности пе в то время, когда был создан наш видимый мир, и подобно тому, как после окончания последнего возникнет другой мир, точно так же до начала нашей Вселенной существо вала другая Вселенная. . Итак, следует полагать, что не только существуют одновременно многие миры, но и до начала нашей Вселенной существовали многие вселенные, а по окончании ее будут другие миры»[136]"4. За свои смелые взгляды Орнгеи был изгнан из Александрии в Палестину, где в период гонения на христиан он был заключен в тюрьму и умер от пыток. Уже после его кончины на Константинопольском соборе он был осужден как еретик. «После учеников Оригена начала ложная вера духовенства расти> Это затронуло и концепцию множественности мирог.
Во время формирования Христианства, в первые века нашей эры, представление об устройстве мира складывалось под воздействием геоцентрической системы мнра Птолемея, которая была в то время общепризнанной н, естественно, послужила остовом для всего здания склады вающейся христианской теологии. В течение веков она прочно укрепи лась в религиозном сознании. После коперниковской революции в астрономии перед христианской теологией встал вопрос — как согласовав вероучение с новыми пре, [ставлениями о мире. Фламмарнон в следующих выражениях описывает возникшую проблему «Земля была прежде окружена каким-то лучезарным венцом, но вот в одни несчастный нли, наоборот, очень счастливый день наши глаза открылись, мы с глазу на глаз оказались перед этой окруженной славою Землей, мы вгляделись в нее, и вдруг ее лучезарный венец рассеялся как дым, этот дворец земного человечества потерял свое великолепие и роскошь, погрузился в какую-то непроглядную тьму, а вдали от пего в ярком свете появились в несметном множестве новые земли с новыми для каждой из них небесами и заполнили собою все бесконечное пространство. С этих пор внд мира изменился, а вместе с ним должны были измениться и верования, которые до того времени казались утвержденными столь прочно и непоколебимо» (Фл., 1898, с. 260).
Как же ответили на эют вызов теологи? Догматически мыслящие теологи, следуя букве сложившегося учения, были убеждены, что оно не можег быть согласовано с новыми научными знаниями. Ведь Творец создал звезды «ьовсе не для обитания их какими-нибудь другими людьми нли иными тварями, но только для освещения и оплодотворения Земли Нх светомБолее просвещенные представители христианской теологии относились к новой научной картине мира вполне терпимо и даже отстаивали ее с теологических позиций. Во много раз упомянутой уже книге Фламмарнон пр-иводит слова патера Феликса, настоятеля Храма Парижской Богоматери: «Помещайте в звездном мире столько человеческих обществ, сколько вам угодно, пусть они имеют такой вид и такую материальную н нравстьенную температуру, какую только желательно вам вообразить; католическое учение относится к этому с такою терпимостью. которая вас наверное удивит, оно потребует от вас лишь одного— не считать этих звездных поколений человечества ни потомками Адама, ни духовным потомством Помазанника Божия Иисуса». И далее: «… если вы хотите непременно, чтобы планеты, солнца и звезды имели своих жителей, способных, подобно нам, познавать, любить и про — славлят ь Создателя, то я спешу заявить во всеуслышание, что христианское учение не противоречит этому; оно ничего не отрицает и ничего не утверждает в этой произвольной гипотезе».
Другие христианские писатели высказывались более определенно в пользу множественности обитаемых миров. Так кардинал Полииьяк в своем «Анти-Лукреции», где он стремился развенчать материалистическую философию Лукреция Кара, касаясь проблемы множественности миров, высказывает мыелн, если не совпадающие полностью, то вполне в духе критикуемого им автора. «Все звезды, — пишет он, — суть солнца[137], похожие па наше, окруженные темными телами, как паша Земля, на которую они льют свет и тепло. …возможно ли предполо жить, что эти далекие от нас небесные светила имеют иное назначение, чем паше Солнце, что бесчисленные небесные огни без Всякой цели и пользы шлют тепло и свет в беспредельное пустое пространство’ Бог пе ограничивается созданием одного тела определенного рода из своей неисчерпаемой сокровищницы Он сразу высыпает во Вселенную бесчисленные массы одинаковых тел. Одинаковые причины ведут к одп паковым следствиям» (Фл., 1909, с. 20-21). Еще более красноречивые доводы приводит французский философ Кузен Депро. «Неужели возможно предположить, — пишет оп, — что бесконечно мудрое Существо украсило небесный свод такой массой различных тел только для того, чтобы удовлетворить паши взоры, чтобы создать для пас величественную картину’ Неужели эти бесчисленные солнца созданы только для того, чтобы обитатели пашей кпошечпоп Земли могли любоваться ими, как светлыми точками па небе, в то время как большая часть их вообще едва видна для нас, а бесконечное число их совершенно неуловимо для невооруженного глаза’ Такая мысль не выдерживает никакой критики, особенно если принять во внимание, что в природе всюду царствует поразительно совершенная согласованность творения Божия с Его целями, и что во всех своих делах Бог ставит Себе целыо не ■только Свою славу, но и радость и пользу Своих создаппй. Неужели Он создал звезды, которые испускают лучи, не доносящиеся до какого — либо мира, где они могли бы вызвать жизнь? Это невозможно! И у этих миллионов солнц, как и у нашего Солнца, у каждого есть свои особые планеты, и вокруг себя в пространстве вселенной мы видим необъятное количество миров, в которых живут разнообразные существа — миров, населенных разумными обитателями, способными ценить н славословить величие и красоту дел Божиих» (Фл., 1909, с. 36).
Эти доводы, по существу, совпадают с аргументацией Джордано Брупо, который, отвечая на вопрос венецианской инквизиции, говорил «В целом мои взгляды слсдиющие. Существует бесконечная Вселенная, созданная бесчисленным божественным могуществом, ибо я считаю недостойным благости и могущества Божества мнение, будто оно, обладая способностью создать, кроме этого мира, другой и другие бесконечные миры, создало конечный мир». (Цит. по упомянутой статье Менцииа.)
Таким образом, довод о том, что звезды были созданы якобы только для нужд человека[138], сравнительно легко был преодолен христианской теологией. Но осталась еще одна, более серьезная трудность, связанная с Боговоплощением Христа на Земле. Вот как формулирует ее Фламмарнон: «Если обитаемая нами Земля не более, как незаметный атом среди бесчисленного множества миров, то в чем же заключаются ее права и преимущества, предоставленные ей; почему она могла сделаться предметом особого божественного попечения, почему сам Всевышний и Веч ный мог жить на ней, приняв вид одного из ее существ, почему он не погнушался этого праха (емпого и благоволил воплотиться в него?» (Фл., 1898 с. 258).
Одну точку зрения иа эту проблему выразил протестантский теолог первой половины XVI века Мслапхтон. Он считал, что принятие множественности обитаемых миров было бы издевательством над таинством искупления: «Богочеловек — один, он в обличий человека пришел в наш мир, где был распят и воскрес. И мы пе можем допустить, чтобы эта драма повторялась бесгчетно< число раз во всех бесчисленных мирах» (Цит по упомянутой статье Менцина) Надо сказать, что не все бого словы были согласны с подобной ар1уменгацией. В добавлении к 30-му изданию своей книги в очерке «Множественность миров с исторической точки зрения» Фламмарнон подробно обсуждает эту проблему. Мы не будем касаться здесь всех богословских тонкостей. Приведем лишь цити русмое Фламмарионом высказывание знаменитого американского про поведннка HcnMjpca. «Предположим, — говорит он, — что один из бес численных мириадов миров поеттла какая нибудь нравственная зараза, охватившая все население, вследствие чего оно подпяло под действие, под приговор непреложного и неумолимого по своей святости закона. В таком случае, если бы Бог, в своем праведном негодовании, совершенно вышвырнул пз вселенной ату негодную планету, то по не могло бы наложить никакого пятна на его личность. . Но скажите мне, о! скажите мне, уже ли не было ли чертою изысканнейшей нежности в существе Бога, если бы он всячески старался вновь привлечь к себе этих габлуд — ших детей своих, отторгнутых от него их преступлением’ И как бы ин были они малочисленны при сравнении с несметным множеством верно слу;:сащих ему, не прилично ли было бы его бесконечному милосердию послать на эту виновную землю вестников мира, чтобы призвать к себе н виовь принять к себе, а не погубить этот единственный мир, сошедший с верного пути? И если правосудие потребовало д, ш этого столь великой жертвы, то скажите мне, не было ли верховным делом благости Бога позволить своему собственному Сыну взять на себя бремя искупления виновных, чтобы иметь возможность вновь смотреть на этот мир благосклонно и протянуть рук) помоши и призыва всему его населению?» (Фл., 1898, с. 265- 266). Итак, мы видим, что и эта трудность не является для христианской теологии непреодолимой.
Идея исключительности человеческого рода, вопреки распространенному мнению, вовсе не вытекает из существа Христианской Доктрины (или ьообше из религиозного мировоззрения), в известной мере она нейтральна по отношению к научному или религиозному мировоззрению. Но поскольку определенные догматы веры, связанные с этой идеей, находили опору в канонизированной Христианской церковью геоцентрической системе мира, то крушение этой системы и становление гелш (центрической системы проходило в острой борьбе с доктриной уникальности и потребовало ее преодоления. Вот почему торжес тво новой картины мира явилось одновременно и торжеством концепции множественности обитаемых миров. Мученическая смертъ Джордано Бруно на костре «священной» инквизиции не могла изменить неотвратимого — в последующие века идея о множественности обитаемых миров быстро распространилась в Европе, завоевав полное и всеобщее признание. В течение трех столетий (XVII-XIX века) она рассматривалась как совершенно очевидная, само собой разумеющаяся. Многие выдающиеся ученые, писатели и поэты безоговорочно поддерживали эту концепцию. Идею множественности обитаемых миров пропагандировали Сирано де Бержерак и Б. Фонтенель, о ней писали Вольтер, И. Геге и Ф. Шеллинг. Убежденными сторонниками этой идеи были X. Гюйгенс, И. Ньютон. М. Ломоносов, В. Гершель, И. Кант, П. Лаплас и многие другие ученые. Достаточно полный обзор по этой теме можно найти в упомяну той уже много раз книге Фламма — риона. Насколько была распространена эта идея, можно судить по тому, чти в 1822 г. немецкий астроном Груйтуйзен «открыл» лунный город недалеко от центра лунного диска, а известный американский астроном В Пикеринг объяснял наблюдаемую изменчивость отдельных деталей лунной поверхности массовыми миграциями насекомых. Хорошо известно, какое сильное впечатление на современников произвело «открытие» марсианских каналов (Скиапарелли, 1877).
Надо сказать, что не все ученые и философы придерживались столь категорических взглядов о повсеместной распространенности жизни во Вселснной. Например, Кант, будучи приверженцем идеи множест венности обитаемых миров, тем не менее занимал более сдержанную позицию. Он считал, что в беспредельной Вселенной могут быть и необитаемые миры, если они не приспособлены для жизни. «Но можно предполагать, — писал он, — что планеты, необитаемые теперь, будут обитаемы со временем, когда процесс их образования достигнет извесгной степени совершенства. Возможно, что наша Земля как таковая, существовала тысячи лет, прежде чем на ее поверхности выработались условия, при которых могли бы жить растения, животные, а затем и люди» (Фл., 1909, с. 36). Эта аргументация, включающая идею эволюции, близка к современным научным взглядам.
Говоря о проблеме множественности обитаемых миров, нельзя не упомянуть имени Констант ина Эдуардовича Циолковского, который был убежден в широкой распространенности разумной жизни во Вселенной. «Есть знания несомненные, — писал он, — хотя они и умозрительного характера… Теоретически мы уверены в бесконечности Вселенной и числа ее планет. Неужели ни на одной из них нет жизни! Это было бы уже не чудом, а чудищем’ Итак, заселенная Вселенная есть абсолютная истина»[139]. «Вселенная и жизнь одно и то же»[140]. «Вселенная заполнена высшей сознательной и совершенной жизнью»[141]. «Во Вселснной господствовал, господствует и будет господствовать разум и высшие общественные организации»[142]. «Величайший разум господствует в Космосе…»[143].
Справедливости ради надо отметить, что, несмотря на явную приверженность многих крупных ученых идее множественности обитаемых миров, в целом наука все же сохраняла некоторый скептицизм по отношению к этой проблеме, который усиливался по мере распространения позитивистских вз1 лядов. Он затрагивал не только содержание проблемы (много или мало обитаемых миров), но и саму возможность ее научного обсуждения как проблемы метафизической, выходящей за пределы позитивной науки. В этом отношении характерен эпизод из биот рафии К. Фламмариона. Когда молодой Фламмарнон написал свою знаменит} ю книгу «О множественности обитаемых миров» (в то время он работал на Парижской обсерватории), директор обсерватории У. Леверье, прославившийся тем, что открыл планету Нептун «на кончике пера», узнав об этом, предложил молодому астроному покинут ь обсерваторию Он считал, что подобное занятие несовместимо со статусом серьезного ученого.
В начале XX века уверенность в множественности обитаемых миров была поколеблена из-за распространения космогонической теории Д. Джинса, согласно которой образование планетной сисге мы — редчайшее событие в истории Галактики. Современные космогонические теории, рассматривающие образование планет в едином процессе с образованием звезд (что позволяет им оперет ься на бон а — тый наблюдательный материал), приводят к противоположному выводу: о закономерное™ и гииичносги процесса происхождения планет. А в последние годы XX века планеты были обнаружены у нескольких десятков звезд. И число их быстро растет. Однако это нй означает автоматического возвращения к представлениям прошлых веков, когда господствовала уверенность в повсеместной распространенности жизни. Исходя из данных об условиях существования водно-углеводной (белково — нуклсиловой) формы жизни, современная наука пришла к выводу, что Земля — единственная обитаемая планета в Солнечной системе. Таким образом, область пространства, где теперь еще можно надет гься встретить «братьев по разуму», отсту пила в звездные дали. Среди ученых ведутся дискуссии о том, насколько распространена жизнь в Галактике, во Вселенной. Теперь уже в рамках самой науки формулируется концепция уникальности нашей земной цивилизации (М. Харт, И. Шкловский). Вековое про тивоборсгво двух доктрин — уникальности человеческого рода и множественности обитаемых миров — перестало Hj рать роль водораздела между научным и религиозным мировоззрением. Это весьма поучительный пример, как, не шля и ошибаясь, человеческое познание приближается к истине.
Известный английский астроном XIX века Джон Гершель (сын знаменитого В. Гершеля) писал: «Надо почти совсем не знать астрономии, чтобы полагать, что человек представляет собой единственную конечную цель творчества, и чтобы не понять, что в данной окружающей нас Вселенной есть и друг ие миры с живыми на селяющими их существами» (Фл., 1909, с. 38). Таким образом, по мнению Дж. Гершеля, лишь незнание астрономической картины мира может привести нас к мысли об уникальности нашей земной цивилизации. Достаточно уяснить себе эту картину, и мысль о множественности обитаемых миров становится совершенно очевидной, не нуждающейся в дальнейших доказательствах, в виду явной бессмысленности создания столь огромного и сложного мира, в котором жизненные потенции реализуются лишь на его ничтожной части. С тех нор прошло более ста лет, наши знания о Вселенной неизмеримо обогатились, границы познанпого мира существенно расширились. Достаточно напомнить, что во времена Дж. Гершеля наблюдаемая область Вселенной ограничивалась только нашей Галактикой, о других МММ* ничего не было известно. С развитием астрономии аргументация в пользу множественности обитаемых миров приобрела более конкретный характер, опираясь на современную научно обоснованную астрономическую картину мира. Тем пе менее п в паше время, вопреки Гершелю, можно найти немало астрономов, которые прекрасно знают астрономию, но никак не могут согласиться с его аргументацией. Значит, дело не только в при знании современной ас/рономическон картины мира, но и в некоторых гносеологических особенностях человеческого мышления
Думается, что наука XX ве:са, где-то в глубинах своей памяти, в своем научном «подсознании» сохранила представление древних о множественности обитаемых миров, но она подошла к исследованию проблемы по-своему, опираясь на свой опыт и свои методы исследования.