За прошедшее сорокалетие наука шагну ia далеко вперед, и теперь можно белее объективно оценит: ее состояние в период становления проблемы SETI. Хогя, как было сказано выше, радиоастроно-
мня накопила уже к тому времени достаточно богатый опыт, все же она только начинала свое развитие. Не было ни рентгеновской, ни гам. ла-асгрономии. Картина наблюдаемой Вселенной, в основном, определялась оптическими наблюдениями. В биологии молекулярная генетика только зарождалась. В отношении происхождения жизни считалось, что примерно два миллиарда лет после сформирования Земли она оставалась безжизненной, пока на ней не появились первые образцы примитивной жизни Не было данных о наличии сложных органических соединений вне Земли. Не было известно ни одной планетной системы, кроме Солнечной. Все это оказывало влияние на оценки распространенности разумной жизни во Вселенной.
Сейчас в этом отношении многое изменилось. Но прежде всего изменились наши представления о Мироздании в целом. А это, если не прямо, то косвенно накладывает отпечаток на наши представления и оценки по проблеме SETI Что же произошло за эти годьг? В физике благодаря появлению кварковой модели строения материи удалось создать стройную, непротиворечивую классификацию элементарных частиц. На основе квантовой хромодинамики разработана теория сильного взаимодействия. Удалось построить единую теорию электрослабого взаигшдейст «юг, а затем и теорию Великого Объединения, успешно продвигаются работы по созданию тео рии Суперобъединения, объединяющей все четыре физических взаимодействия — электромаг нитное, сильное, слабое и гравитационное — в Единое Универсальное взаимодействие.
В тесной связи с прогрессом в обласга физики высоких энергий развивалась космология: теория горячей Вселенной, а затем и квантовая космология. Если в период возникновения SETI господствова ли представления о возникновение Вселенной в определенный мо — мет времени в результате «Большого взрыва», о ее возможной конечности в пространстве ^в случае замкнутой модели) и времени, то современные космологические теории о возникновении множества вселенных из физическог о вакуума возвращают нас (конечно, на новом уровне) к представлениям античных философов о вечно существующем во времени и бесконечном в пространст ас Универсуме, в котором рождаются и умираю i вселенные Теггерь, говоря о Косми ческом Разуме, мьг должньг учит дват i> эти черты Мироздания
Большое развитые за прошедшие годьг получили исследорания фрактальности в Природе, в том числе в астрономии. Структура Вселенной оказалась фрактальной. Получили развитие идеи глобального (или лучше сказать — космического) эволюционизма. Развитие нелинейной термодинамики привело к появлению синергетики как науки о самоорганизации ь живой и неживой природе. В предыдущих главах мы уже отмечали, что теперь история Вселенной от «Большо1 о взрыва» до возникнов( ния человечества пред — ставляется как единый процесс с преемственностью раз шчных типов эволюции от космической до социальной.
Поиск источника самоор! анизации привел к постановке вопроса о Конструкторе Вселенной. К этой же идее приводит и анализ атпропного принципа, который (совершенно неожиданно для естествоиспытателей и философов) раскрывает наличие тесной связи между фундаментальными свойствами Вселенной в целом, включая фундаментальные свойства микро — и ме! амира, и наличием в ней жизни и человека (точнее — мыслящего наблюдателя) Антропный принцип заставляет по-новому подойти к проб 1еме множественности обитаемых миров, давая веские аргументы в пользу широкой распространенности разумной жизни во Вселенной.