Попытка понять, каким обраюм во Вселенной реализовался комплекс необходимых условий, привела к постановке вопроса: «не замешан ли человек в проектировании Вселенной более радикальным образом, чем мы думали до сих пор?’80 В какой мере правомерна подобная постановка вопроса?
Прежде всего необходимо отметить, что понятие «проектирование Вселенной», при определенных условиях, вполне допустимо в
,|"1 Уилер Дж. Выступление в дискуссии на Кра.;овском симпозиуме по космоло — Ihh, 1973/Космолог™. Теория и наблюдениI —М Мир, 1978 С. 368.
11—4147 рамках научного подхода. Речь идет о том, что жизнь и разум, будучи важными атрибутами материи, могут быть существенным и притом не только пассивным, но и активным фактором эволюции космоса. В концепции биосферы В И. Вернадского это выражаегся в планетарных масштабах. Но уже здесь намечается переход к следующей ступени, ибо, согласно Вернадскому, человечество рассматривался не только как геолог ический, но и как космический фактор. Подтверждение этих взглядов можно видеть в изменении глобальных характеристик Земли (например, по уровню радиоизлучения; и в первых попытках освоения Солнечной системы. К. Э. Пиол ковский развил концепцию ноосферы до Вселенских масштабов. Он считал, чго высокоразвитые внеземные цивилизации, освоившие наблюдаемую нами область Вселенной, в широких масштабах воздействуют на ход природных процессов. По выражению Е. Т. Фадцеева, они «могут сознательно и по-новому организовывать материю, регулировать ход естественных событий»[121]. Сходных взыядов придерживался и известный американский астроном О. Струве, под руководством которого были проведены первые эк сперименты по проекту «Озма». В своей увлекательной книге «Мы не одни» У. Салливан, излагая взгляды О. Струве, пишет, что, по его мнению, наука в середине XX века достигла уже такого уровня в изучении Вселенной, когда, «наряду с классическими законами физики, необходимо принимать во внимание деятельность разумных существ»[122]. Н. С. Кардашев в связи с проблемой поиска внеземных цивилизаций высказал мысль, что расширение наблюдаемой области Вселенной может быть «результатом сознательной деятельности суперцивилизаций»[123]. А И. Д. Новиков в цитированной выше книге «Как взорвалась Вселенная» серьезно обсуждает вопрос о создании Вселенной…в лаборатории (см. также: Сажин М. Ь Современная космология, гл. 17 «Не хотите ли создал. Вселенную5»). В совре менных моделях космических цивилизаций рассматриваются различные варианты космокреатики, под которой подразумевается деятельность внеземного разума, направленная на «фундаментальную перестройку структуры материального мира, включая, быть может, изменение его пространственно-временных свойств и некоторых основных законов»’84. Мы подробно обсудим эти проблемы в гл. V. Отметим, что Л. В. Лесковым рассмотрены модели эволюции космических цивилизаций, основанные на интеграционных процессах и приводящие к объединению цивилизаций, к образованию Мета — цивилизаций, а также еще более высоких иерархических структур185. Творческие возможности таких Иерархий безграничны.
Таким образом, понятие «конструирование» Вселенной нриоб ретае г вполне содержательный емьгел, если под Конструктором понимать не Личность, стоящую над Вселенной, а Коллективный Разум высокоразвитых Космических Иерархий (Космический Разум). Другой подход состоит в том, что под Конструктором нодра зумевасгся сама Природа186.
Рассмотрим ансамбль логически возможных миров. При реализации миров этого ансамбля вьгбор исходного комплекса (начальные условия, фундаментальные константы, физические законы) может производиться случайно или целенаправленно. Если роль Конструктора выполняет Космический Разум, случайный выбор маловероятен. Если роль Конструктора выполняет Природа, возможен либо случайный выбор, лнбо целенаправленный. Под целенаправленностью в данном случае можно понимать детерминированность выбора самыми общимгг законами эволюции.
Как отмечает в этой связи М. В Сажин, при случайном вьгборе константы физических взаимодействий должны не слишком отличаться друг от друга. Но это не так в нашей Вселснной! Означает ли это, что наш Мир создан искусственно. Ьсли это так, если «наш мир — игра неизвестного нам интеллекта, следует отметить, что он не сделал слишком много ошибок…» (Сажин М В. Современная космология в популярном изложении. — М,, 2002. С. 224.)
Ш Лесков Л. В Космические цивилизации: проблемы эволюции.— М Знание, 1985. 64 с.; см I 39 Там «е. С. 42—47
"Ч Правда, в >том случае легко прийти к известной мысли Спинозы, что Природа и есть Бог. Современные представления о самоорганизации позволяют по-новому переосмысли. ъ эту проблему. В статье, посвященной «Самоорганизующейся Вселенной» 3. Янга, В И. Аршннов приходит к следующему выводу «И вот тог: осмысление человека в «самоорганизующейся Вселснной 1 порождает совершенно новый взгляд на мир, который тпорит сам себя. Этот взгляд предполагает, что идея божественности яв..яется ие чем-то внешним миру, ио е необходимостью включена в тотальность самоорганизующейся дннамикп Вселенной на всс« уровнях и во всех измерениях Но в таком случае бог — это уже не творец в традиционном смысле, но разум Вселенной». (Аршинов В. И. «Самоорпинзующаяся Вселенная» Э. Лига и глобальный эволюционизм / О современном сгатусе идеи глобально! о,-»волюцнонизма. — М Ий — г философии Н СССР, 1986. С. 91-104; см. с. 104).
Чрезвычайно тонкая настройка Вселенной к условиям, необхо димым для жизни, позволяет рассматривать ее как систему, аналогичную системе «Гея». Такая система, как уже отмечалось, ведет себя подобно живому организму, и эволюция ее напоминает развитие организма из зародыша («генная модель» эволюции). Это неизбежно приводит к представлению о «Мировом Яйце», из которого «вылупилась» Вселенная (представление, присутствующее в мифологии многих народов). Роль Яйца может играгь сингулярность или состояние ей предшествующее. В. В. Рубцов и А. Д. Урсул в Mohoi рафии, посвященной методологическим аспектам проблемы внеземных цивилизаций, совершенно правомерно, на наш взгляд, ставят вопрос о том, было ли в объекте, из которого образовалась Вселенная («сингулярность», «первоатом», «сверхплотное состояние» ит. д.), заложена «программа» ее закономерного развития, разворачивания в пространстве и времени, или же мир является результатом случайного взаимодействия осколков, разлегевшихся после «пер — вовзрыва»? В связи с этим они отмечают, что представление о «пер — воатоме» как об однородной сверхплотной «капле» скорее основано на традиции физикализма, чем на знании его подлинной природы и структуры’87. В настоящее время физика делает первые шаги в попытке проникнуть в сложную природу сингулярности. Сюда относятся и идеи Дж. Уилера о предгеометрическом состоянии Вселен ной, и более поздние представления о возникновении раздуваю щейся Вселенной из вакуумной пены. В рамках этих идей и моделей предполагается, что отбор исходного комплекса (начальных условий, констант и законов) происходит случайно. Если даже это, дей ствительно, так, можно думать, что после того, как отбор совершился, дальнейшая эволюция Вселенной разворачивается по избранной прот рамме, как рост могучего дерева происходит по прог рамме, заложенной в семени, из которого оно развивается.
3.5.4. Является лн антропньтй принцип ангропоценгриче хим? Каково соотношение между современным космологическим антроп — ным принципом и антропоцентрическим принципом, идущим от Аристотеля? Сходство в наименовании и некоторые неудачные формулировки АП привели к тому, что в ряде случаев между ангроп ным и антропоцентрическим принципом ставился, по существу, знак
1R7 Рубцов В. В., Урсул А. Д. Проблема внеземных цивилизаций, философско — ме. одологичсские аспекты. — Кишинев Штиинца, 1984.263 с. ,см с. 88.
Равенства. Это явилось одной из причин цовольно острой полемики, которая возникла вокруг АП18К. Между тем, содержание этих принципов совершенно различно.
Антропоцентрический принцип, связанный с геоцентрическими системами мира, декларирует центральное или, во всяком случае, уникальное, привилегированное положение человека во Вселенной. Антропный принцип не требует и не утверждает исключительности человеческого рода. Для того чтобы АП «работал», важно не наличие человека на Земле, а наличие наблюдателя на любой планете в нашей Вселенной Для существования наблюдателя в галактике М 31 необходимы те же условия (поскольку мы договори лись не рассматривать «экзотические» формы жизни), те же 01 ра — ничения на фундаментальные параметры Вселенной; и он тоже не может существовать, если эти условия не выполняются. В этом смысле было бы более точным говорить не об антропном принципе, а о «принципе разумного наблюдателя». Но такое название более гро моз, 1ко. В конце концов, суть не в названии, а в адекватном понимании термина. Нас ведь не смущает термин «атом», хотя он уже давно перест ал считаться неделимым.
Предсказательная и объяснительная функции антропного принципа связаны с любым наблюдателем во Вселенной и, по-моему, это самый главный аргумент против интерпретации АП в духе антропоцентризма. Что же является основанием для подобной интерпретации? Иногда в качестве основания рассматривается поразительная взаимосогласованность фундаментальных констант и астрономических свойств Вселенной, очень тонкая подстройка Вселенной для жизни. Между тем, антропный принцип вовсе не декларирует эти качества, они объективно присущи миру; АП толь ко помогает вскрыть обиективную реальность. Другим основанием послужили некорректные формулировки АП типа: «если бы не было людей, не было бы и Вселенной» или: «Вселенная создана ради человека» и т. д. Антропный принцип, конечно, ничего общего с подобными формулировками не имеет. Они возникли в результате ряда неточностей1"9.
Иногда исключительное положение человека в ансамбле вселенных пытаются усмотреть в том, что мы живем в такой «уникальной» Вселенной, где реализовался комплекс условий, сделавший возможным наше существование. Здесь акцент смещается с вопроса о центральном (привилегированном) положении человека во Вселенной на уникальность самой нашей Вселенной. В связи с этим прежде всего, можно отмети ть, что уникальность нашей Вселенной относительна. До сих пор мы всячески избегали упоминания о неант ропоморфных формах жизни и разума, поскольку интересовались мес том человека во Вселенной Но коль скоро речь зашла об у пикали ности человека в ансамбле вселенных, такое ограничение становится неоправданным. Ведь в друт их вселенных могут существовать совершенно «экзотические», с пашей точки зрения, формы жизни и разума. И для каждого «наблюдателя» в такой вселенной будет действовать свой АП. Поэтому сам по себе АП вовсе не ведет к какой то привилегированности человека в ансамбле вселенных. Можно полагать, что в разных вселенных существуют свои формы жизни и разума, и ни одна из них не является более привили ированной, чем другие. Но если даже ограничиться рассмотрением только известных нам форм жизни, то и в этом случае нет оснований говорить об исключительности нашей Вселенной (и тем более об исключительности человека). То обстоятельство, что в ансамбле ми ров наша Вселенная принадлежит, может быть, к редкому классу обитаемых вселенных (познаваемому подмножеству), делает ее, в известном смысле, уникальной, но не более, чем уникальна планета с подходящими для возникновения жизни условиями среди множества других планет. Хотя это нова не означает, что мкая планета по своему значению занимает центральное положение во Вселенной Нелепо требовать, чтобы положение человека ника" не выделялось ни в пространстве, ни во времени Это было бы доведением принципа Коперника[124]До абсурда. Именно это подчеркивал один из авторов аптропного принципа Ь. Картер, когда он отмечал, что наше положение во Вселенной, хотя и не является центральным, но, в известном смысле, оно неизбежно привилегированное.
Остается рассмотреть, не ведет ли введение понят ия «коиструи рование Вселенной» к антропоцентризму Это зависит от планов Конструктора (под которым мы подразумеваем Космический Разум), от его намерений. Если Он создает Вселенную только ради человека, если выбор начальных условий, фундаментальных констант и законов был сделан только ради того, чтобы в грандиозном процессе эволюции Вселснной на одной из множества планет появился, наконец, Homo sapience, — гогда молено говорить об антропоцентризме. Но ыкая точка зрения была высмеяна еще Вольтером в «Микроме! асе». Если же человек занимает более скромное место в планах Конструктора, то и оснований для антропоцентризма не т. Неизвестные нам планы "Конструктора потребовали реализации определенных условий во Вселенной. Как одно из следствий этого, стало возможным существование человека на Земле (наряду с появлением дру1 их разумных существ в других областях Вселенной). В этом случае человек — не цель эволюции, а ее промежуточный этап.
Заметим, что если под Конструктором понимать Творца в традиционном религиозном духе, то и в этом случае место человека во Вселенной будет зависеть от целей, от воли Творца. Таким образом, введение Конструктора в любой его ипостаси (Природа, Кос мический Разум, Творец), само по себе, не имеет никакого отношения к антропоцентризму и не дает оснований интерпретировать антропный принцип как антропоцентрический
Отрицание антропоцентризма вовсе не означает отрицание глубочайшей связи человека и Вселенной. Характер ее нуждается в дальнейшем осмыслении В этом плане антропный принцип имеет oi ромную эвристическую ценность. Следует oi мстить также эстет и ческую роль антропного принципа Эта проблема подробно исследовалась Ю. В. Линником. Линпик видит эстетическую роль АП в том, что он «утверждает гармонию космоса и человека. Древняя идея о связи между человеком и миром получает здесь качественно новое осмысление»[125]. В древних философиях человек мик рокосм и Вселенная-макрокосм были связаны одной мерой, взаимно отражали друг друга. Развитие астрономии привело к тому, что эта соотнесенность оказалась утраченной. «Мир перестач быть изоморфным человеку»[126] Вселенная стада для него лишь безразличным пассивным фоиом. Современный антоопный принцип на новом уровне возвращает нас к древней идее о соотнесенности человека и Вселенной, человека и Космоса