15.02.2013. | Автор:

Трудно сказать, когда в России возник интерес к проблеме суще­ствования разумной жизни во Вселенной. Можно только предпола­гать, что он развивался в общем русле европейской научной и фи лософской мысли. Однако уже конец XIX века был отмечен очень важным, хотя и мало известным вкладом России в эту область. В 1876 г в г. Гельсингфорсе (ныне Хельсинки) вышла книга россий ского ученого финского происхождения Э. Неовиуса «Величайшая задача нашего времени» В ней впервые в европейской науке была четко сформулирована задача установления связи с внеземными цивилизациями как строго на^ чная проблема. Неовиус предложил совершенно конкретный и реальный проект связи с обитателями планет Солнечной системы с помощью световых сигна юв. Он не только показал техническую возможность осуществления такой свя­зи, но и рассмотрел семантические проблемы контакта. Неовиус построил язык для космической связи на принципах магематичес кой логики, опередив в этом отношении «Линкос» Фройденталя на несколько десятилетий. Он также рассмотрел экономические аспек­ты проекта и, ясно сознавая, что затраты на его осуществление мо­гут быть не под силу одной стране, предложил международное со­трудничество в этой области. В то время просвещенная Европа за­читывалась книгами К. Фламмариона о множественности обитаемых миров, но работа Неовиуса осталась незамеченной. По-видимому, он просто опередил свое врем*

Горячим приверженцем идеи космического сотрудничества был Константин Эдуардович Циолковский. Он разработал космическую философию, в которой обосновывал идеи о том, что Вселенная заполнена высшей сознательной совершенной жизнью., что в ней господствуют Величайший Разум и совершенные общественные от­ношения. Он полагал, что высокоразвитые внеземные цивилизации, освоившие наблюдаемую нами область Вселенной, могут сознательно организовывать материю, регулировать ход естественных процес­сов. В этом отношении Циолковский намного опередил некоторые современные модели развития космических цивилизаций. Широко известные инженерные работы Циолковского, принесшие ему ми­ровую славу, вдохновлялись его космической философией и были предприняты им как средство выхода человека в Космос навстречу Космическому Разуму.

Пафос Циолковского в значительной мере разделялся блестя­щей плеядой русских философов-космистов, часть которых стояла на научных, а часть — на религиозных позициях. Не идея органи­ческой связи человека и Космоса была близка всем философам кос мистам и по-своему развивалась каждым из них. Очень интере< ны взгляды величайшего деятеля русской культуры, художника, учено го, философа, путешественника и общественного деятеля Николая Константиновича Рериха. «Он, как и все замечательные люди свое­го времени, шел впереди своего века. Его мысль была устремлена в Идущее. В этом будущем он видел осуществленным великое назна чение человека как сотрудника Космических сил и гражданина Все­ленной. Он не ограничивал жизнь человека Землею, он видел жизнь на Далеких Мирах и звал к со трудничеству с ними Он был твердо уверен, что человек выйдет за пределы планеты и вольется в жизнь Дальних Миров. Он считал, что на некоторых из них люди достиг­ли высоких ступеней знания и силы и что землянам можно много му поучи гься у них. Устремление к Дальним Мирам он считал фак тором, открывающим перед человечеством новые возможности не­слыханных достижений в области науки, во всех отраслях знания Возможности человеческого знания он считал ничем не ограничен­ными. Он верил в великое светлое будущее человечества»[237].

В послевоенные годы (конец сороковых — начало пятидесятых) в СССР, как и в других передовых странах мира, стала развиваться радиоастрономия, достижения которой послужили основой для современной постановки проблемы SETI (поиска внеземных циви­лизаций). В те же годы известный пулковский астрофизик Гавриил Адрианович Тихов предпринял серию работ по астроботанике, Имея в виду, в первую очередь, изучение возможностей существова­ния и обнаружения растительной жизни на Марсе. Работы Тихова вызвали острую дискуссию в научном мире. Одним из его оппо­нентов был крупнейший советский астроном академик Василий Григорьевич Фесенков. В 1956 г. он совместно с академиком А. И. Опариным опубликовал книгу «Жизнь во Вселенной»[238], в которой исследовались астрономические и биоло1 ические условия возникновения и развития жизни во Вселенной и давалась оценка возможной распространенности разумной жизни в Галактике. При­мерно в те же годы Фесенков обосновал возможность обог ащения Земли органическими соединениями за счет столкновения с коме­тами. Это направление получило широкое развитие спустя два деся­тилетия, но к тому времени о работах Фесенкова, видимо, забыли и на них, как правило, не ссылаются.

После того как в «Nature» была опуб шкована статья Дж. Коккони и Ф. Моррисона о возможности радиосвязи с обитателями ближай ших звезд, в разработку этой проблемы включился выдающийся со­ветский астрофизик И. С. Шкловский Он привлек к ней своих уче­ников и прежде всего Н. С Кардашева. В 1964 г. в Бюраканской аст­рофизической обсерватории было проведено 1-е Всесоюзное совещание по поиску внеземных цивилизаций. Обо всех этих собы­тиях и о первых шагах по поиску сигналов ВЦ, которые были пред­приняты сразу после Бюраканского совещания во второй половине 1960-х годов, мы подробно рассказали в гл. 1. А как развивались исследования в СССР и России после этих первых шагов, начиная с 70 х годов XX века?

Комментарии закрыты.