15.02.2013. | Автор:

В гл. 5 мы рассказывали о модели Космического субъекта, разрабо­танной В. А. Лефевром. В последние годы Лефевр привлек к этим исследованиям известного московского астронома Ю. Н. Ефремова. В своем подходе к проблеме Лефевр и Ефремов исходят из очень важного положения: они считают, что поиск космических цивилиза­ций приобретет статус строго научной задачи, если удастся создать теоретическую модель мира, естественной компонентой которой стал бы разумный субъект. Такая модель должна связать феномен разума с физической картиной Вселенной и указать нам возможные наблюда­емые признаки искусственной деятельности[283]. Обращаясь в связи с этим к модели Лефевра, они отмечают, что математическая структура ее является инвариантом, т. е. универсальным описанием любой вы­сокоразвитой системы, обладающей главной особенностью челове­ка — субъективным внутренним миром и способностью его много­кратно отражать. Тогда естественно предположить, что, создавая свое внешнее самоописание, система пользуется языком этого инвариан­та. В частности, они обращают внимание на рентгеновский источник

МХВ 1730-335, так называемый Быстрый барстер (ББ), в излучении которого проявляются закономерности модели Лефевра.

Источник МХВ 1730-335 — один из 125 известных маломас­сивных рентгеновских двойных звезд. Примерно у 50 из них всплес ки рентгеновского излучения связаны с термоядерной активностью на поверхности нейтронных звезд. Уникальная особенность Быст­рого барстера, которая и послужила причиной его названия, со­стоит в том, что он производит очень быстрые повторяющиеся вспышки, имеющие некоторые регулярные структуры. Активность его носит периодический характер и длится от 2 до 6 недель с ин­тервалами около 6 месяцев. В период активности он и дает быстрые вспышки, которые имеют некоторые черты сходства с психологи­ческой активностью субъекта в модели Лефевра.

Действительно, различные вспышки ББ имеют разную длитель­ность, однако профили их подобны. Если нормировать длитель­ность вспышки по отношению к интервалу между двумя пиками, то получится инвариантный нормированный профиль. Высота пиков в этом профиле образует двойную геометрическую прогрес­сию с одним и тем м показателем а = 0,57: одна прогрессия для нечетных пиков и одна — для четных. Но, как мы видели в § 5.5, именно такая двойная прогрессии* характеризует работт тепловых машин в термо динамической модели рефлексирующего субъекта: одна прогрессия для машин с четными номерами и одна — для машин с нечетными номерами. Другая особенность Быстрого бар­стера состоит в том, что для коротких вспышек, длительностью менее 25 с, в спектре мощности отношение центральных частот спектральных пиков приблизительно постоянно для всех вспышек и равно 1,59, что близко к значению золотого сечения. Интерес­но, что если отбросить наблюдения с большой ошибкой, оставив только те, для которых средняя квадратическая ошибка не превы­шает 0,02, то отношение частот станет равным 1,61, т. е. еще боль­ше приблизится к золотому отношению. Напомним, что золотое отношение получается в модели Лефевра в том случае, когда субьект делает выбор при отсутствии объективных критериев.

Таким образом, двойная геометрическая прогрессия и золотое сечение появляются совместно как в модели космического субъекта Лефевра, так и в характеристиках излучения Быстрого барстера. Возникает вопрос, что может означать связь между высотами пиков ББ и работой, произведенной системой тепловых машин в модели Лефевра? Возможны два варианта: 1) пики генерируются неким фи­зическим процессом, аналогичным тому, который действует в цепи тепловых машин; 2) форма профиля есть специальный сигнал, со­держащий информацию о познав а гельном процессе, связанном как с двойной геометрической профессией, так и с золотым сечением. В последнем случае физический механизм, генерирующий наблю­даемый профиль вспышки, может существенно отличаться от меха низма действия цепочки тепловых машин Второй вариант пред­ставляется предпочтителг ным, так как высоты пиков напрямую не связаны с энергией, излучаемой ББ, поскольку рассматривается не реальная вспышка, а некий осредненный нормированный профиль. Имеются и некоторые другие аналогии, на которых мы останавли­ваться не будем Все это может указывать на внутреннюю схожесть между активностью ББ и психологической (познавательной) актив­ностью субьекта,

Удивительные свойства Быстрого барстера заинтересовали уче­ника 8 класса одной из московских школ Егора Киселев? В октябре 1999 г. он был участником смены юных астрономов во Всероссий­ском детском центре «Орленок», где и узнал о замечательном рент­геновском источнике от педагога JL Н. Филипповой, Лилия Нико­лаевна предложила Егору попробовать переложить излучение Быс­трого барстера на музыку. С помощью астрономов из ГАИ1П он вооружился опубликованными в научной литературе фотография­ми оригинальных записей рентгеновского излучения ББ и взялся за работу. Он измерил амплитуды пиков на записи и расстояния меж­ду ними. Амплитуды были выражены в относительных единицах, по отношению к максимальной амплитуде. Так получились отноше­ния: 4/7, 5/7, 3/7 …. Пик высотой 4/7 Егор принял за ноту ми в торой октавы; разницу в 1 /7 — за полутон. Ритм определялся рас­стоянием между пиками: ноты, длящиеся 144 с, — целые, 72 с — половинки и т. д. Получилась музыка. Егор докладывал о своей ра боте на семинаре Научно-культурного центра SETI в ГАИШ, а за­тем опубликовал варианты полученных им мотивов в педагогичес­ком вестнике «Три ключа» (Киселев Е. «Песня» Быстрого барстера //Три ключа. Вып. 4. — М., 2000. С. 108-109). Вот что пишет он в этой статье: «На втором этапе работы, произведя более точ­ные измерения амплитуд и освободив мелодию от всяких ритми­ческих и мелодических ограничений, я услышал произведения древ­него фольклорного жанра. Здесь нет привычного нашему уху ма­жора и минора, а звучит, скорее, лидийский, фригийский, локрийский лады и их комбинация — система ладов, лежащих в основе древнего фольклора. По характеру музыка т акже напомина­ет фольклор. Русская народная песня «Звенят звоны» напоминает «песню» Быстого бапстера. <…> По» >же звучат шаманские камла­ния, восточные напевы и древнеиндийские раги».

Быстрый барстер расположен в шаровом скоплении Liler 1. Не­давно вблизи него обнаружен переменный радиоисточник, поло­жение которого точно совпадает с центом скопления (сам ББ сдви­нут от него на 8 секунд). Поведение радиоисточника (вкл/выкл) коррелирует с соответствующим поведением рентгеновского излу чения ББ. Вероятность случайного совпадения составляет 1,6 %. Это делает ситуацию еще более привлекательной с точки зрения гипоте­зы артефакта.

Но, пожалуй, наиболее впечатляющим, является приложение модели Космического субьекта к черным дырам (ЧД). Лефевр и Ефремов обращают внимание на удивительную параллель между внутренним миром черной дыры в модели Керра и психолс гичес — кой моделью рефлексирующего, т. е. многократ но осознающего себя субьекта. В модели субъекта возникает последовательность образов самого себя, которые имеются у субьекта. При этом каждый образ является «смесью» двух состояний — позитивного и негативного. В модели черной дыры Р. Керра «внутренность» ЧД представляет собой сложную систему бесконечных вселенных, в которых щ ще — ствуют свои ЧД. Можно выделить в такой системе набор ЧД, пос­ледовательно вложешых друг в дру] а. По некоторым моделям внут­ри каждой ЧД существует пара вселенных, в одной их которых рас­стояния измеряются положительными числами, а в другой — отрицательными. Между «ими вселенными («позитивной» и «не­гативной» находится синг) лярность где плотность вещества и кри­визна пространства обращаются в бесконечность. Важно понять, чго для внешнего наблюдате тя эта внутренняя структура черной дыры совершенно недоступна, так же как внутренний мир субьекта тоже недоступен для внешнего наблюдателя.

Одна из проблем в теории черных дыр связан i с «информаци­онным парадоксом» — исчезновением информации при прохож­дении вещества через горизонт ЧД. В топографической модели ЧД информационный парадокс удается снять: информация не исчеза­ет, а оседает на оболочке-горизонте

При этом количество осевшей информации всегда в точное ги равно количеству информации в веществе, прошедшем через гори­зонт. Получается, что оболочка ЧД представляет собой «текст», фиксирующий структуру потока вещества, прошедшего через гори­зонт. Но это только для внешнего наблюдателя. Для внутреннего наблюдателя, свободно падающего к центру ЧД, никакого инфор­мационного слоя на ее горизонте не существует.

Итак, в обеих моделях (ЧД и субъекта) имеется последователь­ность вложенных друг в друга элементов, связанных с позициями наблюдателей, каждый элемент содержит в себе несимметричную пару (пози пивная и негативная вселенные в ЧД и позитивное и не­гативное состояние субъекта в психологической модели). Эти ана логии представляются весьма многозначительными.

7.4.11. Космология и SETI. Зеркальное вещество и топологи­ческие туннели. Новые интересные соображения о возможных пу­тях эволюции ВЦ и вытекающей отсюда стратегии их поиска разви­вает в последние годы Н. С. Кардашев на основе анализа современ­ных космологических данных[284]. Прежде всего он обращает внимание на неожиданное и очень важное открытие — обнаруж( ние твердого пылевого вещества в самых далеких галактиках. Отсю да вытекает, что строительный материал для формирования планет типа Земли был готов уже спустя 1 миллиард лет со времени начала расширения нашей Вселенной. Если считать время, прошедшее от сформирования Земли до появления на ней современной цивили зацпи (5 млрд лет) типичным и для других областей Вселенной, то можно заключить, что первые цивилизации во Вселенной появи­лись спустя 6 млрд лет посте начала расширения, т. е. они на 7 млрд лет» гарше нашей (принимая возраст нашей Вселенной 13 млрд лет). Уровень развития подобных цивилизаций трудно себе представить! Но согласно современным космологичесю м воззрениям, наша Все­ленная — лишь одна из многих мини-вселенных, возникающих из «кипящего» физиче :кого вакуума. В совокупности все эти вселен­ные образуют «Бсльшую Вселенную», которая существует бесконеч­но. Следовательно, в ней могут существовать цивилизации любого возраста.

Считается, что различные мини-вселенные не взаимодействуют между собой. Кардашев полагает, что при определенных условиях такое взаимодействие все же возможно. Это зависит от топологи­ческой структуры простр шства. В ряде теорс гических работ пока­зана возможность существования топологических туннелей, соеди­няющих любые сколь угодно отдаленные области Метагалактики или различные мини-вселенные в Большой Вселенной. Система из двух туннелей, обеспечивающая движение вещества и излучения в прямом и обратном направлениях, для внешнего наблюдателя бу­дет весьма сходной с двойной системой, состоящей из черной и бе­лой дыры. Через аналог черной дыры возможен проход из одной части нашей Вселенной в другую ее часть или в другую вселенную. Через аналог белой дыры возможен доступ к нам из отдаленных областей нашей Вселенной или из других вселенных[285]. Мы расска­зывали об этих идея Кардашева в § 1.15. Отметим, что идея топо логических туннелей использована в романе «Контакт» известного американского астрофизика Карла Саган: .

Второе обстоятельство, на которое обращает внимание Карда­шев, это известная проблема «скрытой массы». В гл. 2 мы уже обра­щали внимание на тот поразительный факт, что все наши знания о Вселенной основаны на изучении лишь 5 % ее массы, состоящей из обычного вещества (в основном, это барионы, образующие ядр i атомов водорода, гелия и других химических элементов). А 95 % массы отно< ится к ненаб нодаемой материи, природа которой пока неизвестна. Кардашев полагает, что значительная часть скрытой ма­терии может быть связана с так назыгаемым зеркальным веществом. Современная физика элементарных частиц принимает в качестве фундаментального постулата симметрию между правым и левым. Отсюда следует, что каждая частаца должна иметь зеркальный ана лог. Из них могут быть образованы зеркальные атомы, молекулы, звезды, галактики и… вн( земные цивилизации. При этом частицы и другие объекты нашего мира могут взаимодействовать с зеркаль­ными только гравитационно. В зеркальной Вселенной должен быть свой спектр электромагнитного излучения, но для нас он невидим и необнаррким никакими приборами. Зеркальная материя может располагаться в отдельных областях пространства, а может быть перемешана с нормальной материей. Обсуждалась возможность су­ществования зеркальных объектов в виде двойных звезд, одна из которых или обе — зеркальные, а также возможность существова­ния зеркальных объекто» внутри Солнца и Земли. Возможен ли обмен информацией между нашим и зеркальным миром?

Поскольку зеркальная материя взаимодействует с нашей только 1 равитационно, то и обмен информацией с зеркальными цивили­зациям] [ возможен тоже только с помощью гравитации. Простей­ший способ контакта — "оздействие зеркальных масс на наши i ра — виметры (и наоборот) с близких расстояний. При больших рассто­яниях передача и прием информации возможен с помощью гравитационных волн.

Впрочем, Кардашев указывает еще на одну возможность, связан­ную с излучением Хокинга черными дырами Это излучение имеет три составляющие: электромагнитную, гравитационную и корпус­кулярную. При наличии зеркальной материи излучение Хокинга уд­ваивается. Если можно управлять излучением Хокннга за счет изме­нения массы черной дыры (путем изменения темпа аккреци i), то таким путем можно передавать информацию и с помощью электрг магнитною излучения.

7.4.12. Научно открываемый Бог. В средине 1990-х юдов В. М. Липунов опубликовал вызвавшую широкий резонанс статью под названием «Научно открываемый Бог»[286]. Он совершенно спра­ведливо обращает внимание на то, что, ьопреки существующему пре — (убеждению, в допущении существования Сверхразума нет ничего ненаучного. Действительно, время существования Вселенной (Ю10лет) на 8 порядков превосходит характерное время развития технологической цивилизации (100 лег). Это значит, что за время существования Вселенной цивилизации могут дост иг ать уровня, ко­торый в io4300000C (!) раз превышае~ уровень развития нашей циви­лизации. Проблема, к которой приводит бесконечность, или прак­тическая бесконечность существование Все генной, сводится к тому, что природа, имеющая возможность бесконечно долго рождать жизнь, рано или поздно должна произвести на свет Сверхраз) м. Э го, как подчеркивает Лигтунов, хорошо понимал К. Э Циолков­ский. Ею идея о Разумной Вселенной вполне естественна дгя науч­ного подхода. Е;ли Вселенная жила бесконечно долго, она неиз­бежно должна была породить Сверхразум. И хотя время существо­вания нашей Вселенной не бесконечно велико, у природы (с точки зрения современной квантовой космологии) было и есть бесконеч­ное число возможностей для создания вселенных типа нашей и, сле­довательно, для возникновения жизни, разума и Сверхразума. Та­ким образом, последовательно проводя материалистическую, атеи­стическую, научную точку зрения, мы, тем не менее, открываем Б01 а, научно обоснованного Бога.

К аналогичному выводу, исходя из других соображений, при­шел Г. М. Идлис. Ему удалось математически показать, что на раз личных уровнях организации материи — физическом, физико химическом, химико-биологическом и даже психологическом (т. е. сознательном, разумном) — в специфической для каждого уровня форме, проявляются единые фундаментальные законы, опредсля ющие строение материи на этих уровнях. При этом на «психоло­гическом» уровне с математической необходимостью возникает «все­могущий и всеобъемлющий» Высший Разум, который необходим для полной гармонии всех фундаментальных структурных элемен­тов материи». Важно подчеркнуть, что этот вывод получен не пу­тем философского умозрения, а на основе строго научного ана лиза (см. Кузнецов В. И., Идлис Г N[., Гутина В. Н. Естествозна­ние. — М., 1996. С. 80-164. Книга издана от имени Российской Академии наук).

В связи с проблемой Высшего Разума Липунов обращает внима­ние на замечание А. Эйнштейна о познаваемости мира. Априори можно было бы ожидать, что мир устроен хаотически и тогда его нельзя познать с помощью мышления. Но физические теории по­казывают обратное. Эйнштейн считал, что в этом состоит настоя щее «чудо»; и чем дольше развиваются наши знания, тем волшебнее становится чудо. Обсуждая эти идеи Эйнштейна, Липунов подчер­кивает, что нельзя одновременно признавать бесконечную сложность мира и успешную его познаваемость и при этом не признавать суще ствование Сверхразума.

Обсуждение проблемы Высшего Разума в значительной степени стимулировалось проблематикой антротгного принципа (АП) и ас — тросоциологического парадокса (АСП). Анализу последнего посвя щены работы Л. М. Гиндилиса395 и А. С. Язева396. Философские

395 Гиндилис Л М. Астросзииологический парадокс в проблеме SETI /’/Астро­номия и современная картина мира — М.: ИФРАН, 1996. С. 203-231.

W<> Язев А. С Почему же все таки молчит космос? //Земля и Вселенная 199? N" 1. С. 65-71.

Аспекты проблемы SETI разрабатывались В. В. Казютинским. По­лученные им результаты обобщены в его лекторской диссертации «Традиции и революция в современной астрономии» (М., 1999).

Комментарии закрыты.