15.09.2011. | Автор:

Как я уже писал в главе, посвященной физиологии питания, организм че­ловека может синтезировать практически все витамины из пищи. Организму не менее важны белки (аминокислоты) и жиры (жировые кислоты). В США даже с относительно хаотичным стилем питания, при обогащенных витаминами мо­лочных продуктах, муке, соках и круглогодичном изобилии овощей и фруктов, худо-бедно дело до цинги не доходит. Увы, пропаганда необходимости минера­лов, за исключением, может быть, кальция и калия, отсутствует. К сожалению, с очень печальными последствиями и для вашей талии, и для вашего внешнего вида, и для вашего здоровья, и, конечно же, долголетия. Вот почему в этой главе мне хотелось бы заострить ваше внимание на проблеме минерального дефи­цита.

Скелетно-опорный аппарат, в том числе кости черепа, — живой и активный на протяжение всей жизни человека орган. Кроме своих непосредственных функ­ций (несущих, двигательных, защитных и опорных), кости скелета и черепа, или правильнее — костные ткани, служат аварийным хранилищем кальция, на­трия, магния, калия, фосфора и других минералов для жизненно важных орга­нов и систем точно так же, как жировые ткани — хранилищем воды, критиче­ских жировых — и аминокислот, витаминов, ферментов и других компонентов, необходимых для поддержания гомеостаза организма и, в частности, стабиль­ности состава «солоноватой» на вкус крови.

Кровь, или вернее — кроветворные органы, не терпят нарушения мине­рального баланса. Капельница с раствором NaCl — обычной соли — первое, что «подключается» к пациенту, находящемуся в шоке, для того, чтобы стабилизи­ровать его критическое состояние. Продукты питания и вода — единственные источники исходных компонентов, входящих в состав крови. Необходимые ин­гредиенты абсорбируются в кровяное русло из переваренной и ферментирован­ной в кишечнике пищи. Процесс начинается с первого глотка материнского мо­лока, богатого, как иллюстрирует таблица, минералами в не меньшей мере, чем Боржоми или Ессентуки #7:

Содержание ключевых минералов в грудном молоке

Минерал

В 100 г

Минерал

В 100 г

Калий, Potassium, K

51,2 мг

Цинк, Zinc, Zn

0,17 мг

Кальций, Calcium, Ca

32,2 мг

Медь, Copper, Cu

0,05 мг

Натрий, Sodium, Na

16,9 мг

Железо, Iron, Fe

0,03 мг

Фосфор, Phosphorus, P

13,7 мг

Марганец, Manganese, Mn

0,03 мг

Магний, Magnesium, Mg

3,4 мг

Селен, Selenium, Se

1,80 мкг

После перехода на твердое питание процесс абсорбции элементов, необ­ходимых для поддержания стабильного минерального баланса крови, про­должается или из пищи, или из внутренних резервов организма — ваших костей, если в диете недостаточно минералов или они не усваиваются из-за расстройств желудочно-кишечного тракта.

Так как жизненный приоритет кроветворных органов выше, чем костных тка­ней, сплошь и рядом можно увидеть сморщенных, сгорбленных, скрюченных, беззубых стариков и старушек с. идеальным анализом крови за счет, конечно же, их костей — как только уровень минералов падает, кровь абсорбирует необ­ходимые компоненты (те же кальций, фосфор, магний и другие) из костных тканей. Этот естественный процесс называется резорбцией. Реминерализация костей за счет минералов из диеты происходит так же активно, если в диете их достаточно, а если нет — начинаются болезни: остеомаляция (размягчение кос­тей), остеоартрит (деформация суставов частично в результате остеомаляции) и т. д. и т. п., которые впоследствии лечатся вплоть до самой смерти дорогостоя­щими стероидными препаратами и гормонами, а если не помогает — искусст­венными бедрами и коленями.

Болезни костей — результат двух параллельных дегенеративных процессов (нарушение роста и регенерация костной ткани), связанных с дефицитом пита­тельных элементов. Два принципиальных дегенеративных процесса поражения костей называются остеопороз и остеомаляция. Остеопороз — следствие хро­нического дефицита белков, необходимых для образования костного матрикса, остеомаляция — следствие дефицита минералов, которые заполняют этот мат — рикс и придают кости её структурную плотность. Жиры, витамины и микроэле­менты являются катализаторами развития костной ткани и усвоения минералов и важны для предупреждения обоих процессов.

Так как остеопороз ошибочно связывают с дефицитом кальция (причем гру­бо, давно, навязчиво и «авторитетно»), давайте кратко познакомимся с академи­ческим определением остеопороза:

«Остеопороз (osteoporosis; греч. Osteon, кость + poros, пора, отверстие + — osis) — разрежение костной ткани в результате уменьшения массы кости в единице объема, возникающее при нарушении равновесия между процесса­ми разрушения и новообразования костной ткани. Механизм развития ос — теопороза зависит от характера вызвавшего его патологического процесса. В отличие от остеомаляции, когда наблюдается недостаточная минерализа­ция костного матрикса (качественное изменение костной ткани), при остео — порозе по сравнению с нормой уменьшается лишь количество костного ве­щества (снижается число перекладин губчатой кости и истончается корти­кальный слой).[.] При остеомаляции вследствие чрезмерной нагрузки про­исходит искривление кости, а при остеопорозе — патологический пере­лом»[27].

Теперь, для сравнения, познакомьтесь с определением остеомаляции:

«Остеомаляция (osteomalacia; греч. Osteon, кость + malakia, мягкость; си­ноним: размягчение костей) — системное заболевание, характеризующееся недостаточной минерализацией костной ткани. Может быть обусловлено недостатком витамина D, нарушением его обмена, а также дефицитом мак­ро — и микроэлементов, вызванным их повышенной фильтрацией в почках или нарушением всасывания в кишечнике. При остеомаляции увеличивается общий объем костного вещества, но уменьшается его минерализация»[28].

Если в диете недостаточно минералов, болезни можно предупредить, ос­тановить и обратить вспять качественными (т. е. усваиваемыми) пищевыми до­бавками, которые сначала насытят костные ткани, а затем будут поддерживать деликатный баланс минерального обмена в организме. Согласитесь, если бы можно было предотвратить деминерализацию костей только за счет изменений в диете, этих отвратительных болезней давно бы не было. Какая женщина или мужчина с радостью ни изменили бы диету, чтобы избавить себя от болей, ис­кривления позвоночника, уменьшения роста, съемных протезов и наиболее яр­кого символа старости — сморщенного, просевшего лица — комбинации трех факторов: ослабления мышц, потери эластичности кожи и усыхания черепа в результате… хронического дефицита белков, жиров и минералов в диете. В США могут изменить диету почти все! Меняют. К сожалению, не помогает. Почему? Потому что, как я уже описывал в предыдущих главах, под контролем заложенных в нас природой генетических программ, после 25-30 лет абсорбция и ассимиляция необходимых элементов из пищи уменьшается ежегодно при­мерно на 1%-2%, и к 50-ти годам составляет у большинства людей только поло­вину. Систематический и усугубляющийся дефицит жизненно необходимых пи­тательных элементов — ключевой механизм старения организма и основная при­чина смерти. Чем больше дефицит питательных элементов — тем быстрее старе­ет человек. Преждевременная, по сравнению с возможностями организма, смерть наступает в результате дегенеративных процессов (таких как остеопо — роз, атеросклероз или рак) и их разрушительного эффекта на важнейшие сис­темы (инсульт, инфаркт, перелом кости, остановка деятельности ключевых ор­ганов и другие).

Тот факт, что медицина сравнительно недавно научилась залечивать по­следствия инсульта, инфаркта или перелома, к сожалению, не устраняет и не останавливает предшествующие им дегенеративные процессы, скорее — наобо­рот. Потребности выздоравливающего организма еще больше увеличивают де­фицит питательных элементов, а лекарства, стресс и постельный режим еще больше компрометируют желудочно-кишечный тракт и степень абсорбции. Де­фицит, конечно же, компенсируется за счет последних резервов истощенного организма, в частности, костных тканей. Даже смерти абсолютного большинст­ва долгожителей, тех кому за сто, часто предшествуют множественные пере­ломы, несмотря на здоровое сердце, легкие, печень и отличный анализ крови.

Комментарии закрыты.