Какими только путями люди не пытаются выгадать в скорости! Совершенствуют конструкции и формы, вес и материал, размышляют над размерами, пропорциями, аэродинамикой. А если, например, сменить отдельные узлы у велосипеда? И это уже не ново. Тогда что еще? Вспоминают о цепи — нельзя ли изменить форму звеньев? Меняют, но и это не дает ощутимого сдвига. Постепенно подбираются к ведущей звездочке. Неожиданно конструкторы загораются необычной идеей: а почему звездочка непременно круглая?
И вот, наконец, раздается категоричное требование — ведущая звездочка нуждается в изменении! Она должна быть другой формы — овальной. К мнению квалифицированных специалистов прислушиваются. В чем же соль? Оказывается, усилие ног велосипедиста наименее эффективно в тот момент, когда шатуны проходят через вертикальное положение, а вот в самом начале движений ноги вниз эффективность наибольшая. И, учитывая эту особенность, конструкторы проектируют эллиптическую ведущую звездочку, которая быстрее (по сравнению с круглой) проходит «мертвую точку» и дольше остается в «сильном» положении. А это сразу же сказывается на увеличении скорости, да и велосипедист меньше утомляется.
Такого же результата можно добиться и другим путем — конструируя раму не из металла, а из… ? На ум первым делом приходит пластмасса. Фирма «Ориджинал плэстик байк» осторожно пробует выпускать пластмассовые велосипеды. Что же в них из пластмассы? А почти все: рама и руль, вилки колес и втулки, шестерни и механизм переключения, даже цепь из пластмассы. А что пластмассе не доверили? Обода, спицы, шатуны и педали — их оставили металлическими. Вес велосипеда, естественно, снизился, и значительно — семь с небольшим против 12—15 кг его металлического собрата. И, кроме того, низкая стоимость — втрое дешевле обычного — сделала новую модель конкурентоспособной.
Итак, можно, кажется, успокоиться — пластмассовый велосипед, легкий и дешевый, сотворен (дата
Изготовления — 1973 год). Но не тут-то было. Аппетит конструкторов разгорается, и через восемь лет в Швеции появляется модель, которую скандинавы, люди сдержанные и не щедрые на похвалы, назвали «Велосипед Нового Времени».
…Наступает вечер, и на улицах шведских и финских городов «неслышным махом птицы», по выражению И. А. Бунина, проносятся розовые, голубые и песочные экипажи, освещая дорогу яркими фонарями. Искрятся отражатели на широких пластмассовых спицах и педалях. Ездок легким нажатием на педаль устремляется вперед. Ни стука, ни шума, ни дребезжания, и даже на неровностях грунтовой дорожки пластмассовый корпус амортизирует, и велосипедист ощущает лишь плавное приятное скольжение.
Рама «Итэры» (таково название велосипеда) цельнолитая и обладает большой упругостью. Поскольку она полая, конструкторы большую часть экипировки решили сделать встроенной — внутри рамы, например, установлены три батареи и вся электроэкипировка вместе с проводами, здесь же проходит трос для переключения передач. Звездочка и верхняя часть цепи полуприкрыты кожухом. Необычны и колеса. Поскольку они цельноформо — ванные, то на редкость просты в эксплуатации, а главное, не требуют ухода и дополнительной дорегу — лировки. Владелец этого экипажа не знает, что такое «восьмерка».
Велосипед тяжело сбрасывает лишний вес, но, однако, и пластмассовая легкость — далеко не предел.
Новые сплавы и даже новые способы сварки — все на службу ее величества легкости. Сплавы титана, алюминия — о них много говорится, из них много делается, а для того чтобы представить все более наглядно, сравним две рамы: обычная, стальная — не менее 3 кг, с использованием титана — до 1,5 кг. На пользу велосипедам идут еще редуцированные трубы — там, где возникают максимальные нагрузки, площадь сечения больше, во всех прочих местах сечение по возможности уменьшают, а это, в свою очередь, значительно сокращает вес. Для уменьшения веса используют и легированные трубы, например, из хромомолибденовой стали.
И наконец, шины. Покрышка, камера — вес вроде бы небольшой, но, может быть, и здесь можно что-то предложить? И действительно — идут в ход специальные шины без камер — однотрубки или шины с внутренней прокладкой из пластмассы.
Пытаются сейчас многие «двухколесные мустанги» «оседлать» пластическими материалами. Конечно, такие седла немного легче весом и значительно дешевле. Но удобнее ли они? Вот в чем вопрос… Самым лучшим седлом продолжает пока оставаться чепрачное — из кожи крупного рогатого скота.
Не стоит забывать о багажнике и колесах, здесь также скрывается немало лишних граммов. Обычно массивный цельноштампованный багажник не несет той нагрузки, на которую рассчитан, и японцы, например, зная это, тотчас видоизменили его. Теперь легкий проволочный хромированный багажник японского велосипеда «Мистер» не только «справляется» с положенным грузом, но и выглядит ажурным и элегантным. Модель «Голдрат» («Золотое колесо») отличается облегченными и вместе с тем крепкими ободами колес. Велосипеды американской фирмы «Швин» также сбрасывают лишний вес, отходят от 19 и приближаются к девяти килограммам.
Новые материалы позволили и складным велосипедам «Каме» и «Скифу» стать чуть-чуть легче. Ведь это важно при их транспортировке в сложенном виде.
Еще в начале 70-х годов японцы выпустили удивительный велосипед — самый легкий в мире (вес машины поразителен — немногим более 5,5 кг, хотя она экипирована комплектом инструментов, насосом и другими необходимыми в дороге приспособлениями) и при этом не забыли об удобном положении тела ездока. Ведь для того чтобы снизить расход физической энергии, поза и сиденье должны быть максимально удобными. Все эти вопросы решаются в специальном научном учреждении в Японии — единственном в мире велосипедном техническом центре, расположенном в городе Нагое. Начиная с 1954 года в нем кропотливо изучаются любые проблемы, связанные с велосипедом, здесь же создаются и новые экспериментальные модели — «велосипеды мечты» — для одного, двух, трех человек, сооружаются экипажи и на целые семьи, конструируются велогрузовики.
Сотрудники центра, помимо конструирования, много времени посвящают совершенствованию технологии, идет непрекращающаяся проверка новых форм механизации, автоматизации даже самых незначительных, казалось бы, операций на заводском конвейре. Тяжело рождается легкость. Такого же мнения придерживаются и сотрудники Всеамериканского института велосипеда, только что созданного в США.