Велосипед велосипедом, но и автомобиль, что ни говори, остается автомобилем — удобство, скорость, никакого снега и дождя за воротник.
И вот велосипед в борьбе за место под солнцем все чаще стал посягать на автомобиль — например, надевает четыре колеса и, как «троянский конь», вторгается во владения автомобилей.
Все началось с неугомонных итальянцев. В 50-е годы XX века они изготовили «автомобиль-велосипед», в котором есть все — и сиденья для четырех ездоков, и четыре колеса и козырек, закрывающий от пыли и непогоды, и руль, и гудок-клаксон. Скорость, правда, всего ничего — 40 километров, но для города больше и не нужно. Дорожные склоны, вплоть до 30°, маленький «кентавр» берет легко, а под уклон скачет, не уступая бензинному собрату.
Высота элегантной самокатки 79 см, вес — 60 кг, одета она в пластмассу. Пластмассовая скорлупка-кузов собирается из двух частей. Форма пластична и обладает достаточной конструктивной жесткостью.
Необычному экипажу прочат хорошее будущее: мал, маневрен, к тому же полезен для здоровья и лишь немного дороже велосипеда. Не заставляет себя ждать и название — «ярлык» приклеивается точно и лихо: педикар. Если расшифровать это название, обнаружится, что состоит оно из двух слов: педестриан — от английского пешеход, кар — повозка, автомобиль.
Вы спросите: при чем же здесь пешеход? Секрет в том, что водитель педикара, усевшись на сиденье, не крутит педали, он как бы продолжает идти сидя, производит ногами те же движения, что и при ходьбе: вперед, чуть вверх, вниз и толчок ноги назад — несильный, почти не ощутимый. Делается это для того, чтобы объединить усилия максимального количества мышц: ножных, брюшного пресса, бедра, широчайших мышц спины…
Взад-вперед. Взад-вперед. Скользят педали по дуге (около 20°), подобно двум маятникам. Передача позади водителя. К ней идут от педалей стальные тросы, намотанные на шкив. Можно нажимать на педали одновременно или пользоваться одной из них — то, что педали не зависят одна от другой, очень кстати, удобно в езде. Между педалями — ножной тормоз.
Усилие ног ездока передается через трос на шкив и дальше — на задние колеса. Правда, часть энергии крадется по пути, но с умом, она накапливается
Вот что появляется на свет, когда канадцы и австралийцы начинают увлекаться «чистыми» экипажами
В пружине, которая и наматывает трос. Стоит нажать и отпустить педаль, как она сама возвращается в исходное положение и ждет следующего толчка.
Спинка сиденья этого изящного экипажа не только красива и удобна, она прежде всего необходима в езде. Не совсем понятно, как это — необходима? Кажется, удобное сиденье уже хорошо само по себе, чего же еще ждать от него? — возьми и перенеси чисто механически на педикар конструкцию автомобильного сиденья. Но дело в том, что в педикаре нельзя рассиживаться — здесь нужно работать, и сиденье должно этой работе способствовать. Как? Очень просто. Усилие ног в педикаре дополняется усилием мышц спины, и когда спина ездока упирается в жесткую опору, он нажимает (не крутит, а именно нажимает) ногами на педали с утроенной силой. Водитель в таком положении может развивать усилие, вдвое превышающее его собственный вес. Поэтому и предусмотрены специальные конструкции и форма сиденья — оно достаточно жесткое и сделано с учетом изгиба позвоночного столба человека.
Еще немаловажный вопрос. Как быть с ростом ездока? Педикар мал, здесь на учете каждый сантиметр площади кабины. И рослому, крупному человеку, возможно, придется работать на полусогнутых ногах. В таком положении в работу не будет включена спина. Дополнительная «сила» будет простаивать. Из положения выходят, регулируя расстояние между спинкой сиденья и педалями. Разный рост — и расстояние разное.
Проходит несколько лет. Педикар мчится, попутно преображаясь, в частности педали заменяются поршнями. И вот наконец на улицах появляются уже не отдельные модели, а целая серия педальных мобилей — они малы, юрки, сразу бросаются в глаза. Но это потому, что пока эти машины редки.
Постепенно к ним начинают привыкать. Раньше казались игрушками, теперь это вполне законное средство передвижения. Стоило первому педикару завоевать уличное пространство, как ему в поддержку спешит собрат — двухместный. Открытый кузов, три колеса, и на сиденье рядом — напарник. Не исключено, что раз появились одно — и двухместные педикары, то скоро можно будет увидеть трех-, четырех — и пятиместный «семейный» педальный мобильчик. Но как же цепки привязанности человека! Маленькие экипажи сработаны по внешнему подобию автомобиля, хотя принцип их передвижения начисто отвергает двигатель внутреннего сгорания. Что ж, возможно, пройдет еще несколько лет, и педикар обретет свою собственную форму, не похожую ни на автомобиль, ни на усложненный велосипед.