Этот афинский храм, посвященный покровительнице города — богине Афине Парфенос, по праву считается одним из величайших образцов античного зодчества, шедевром мирового искусства и пластики. Он построен в середине V в. до н. э. Здание по всему периметру окаймлено внешней колоннадой. Этих колонн всего 48, по 8 с торцевых и по 17 с боковых фасадов. Фронтон, карниз и колонны выполнены из мрамора, и только крыша храма была из дерева.
Вся постройка возведена на фундаменте более раннего храма Афины. В наосе стояла статуя богини, выполненная скульптором
Фидием из мрамора и слоновой кости. Фронтон и карнизы были украшены скульптурами. По периметру внешних стен на высоте 12 м лентой тянулся знаменитый пар — фенонский фриз (в начале XIX в. лорд Элджин увез большую часть фриза в Лондон, и в 1816 г. ее приобрел Британский музей).
За 25 столетий здание выполняло самые различные функции, успев побывать и православным, и римско-католическим храмом, и даже мечетью. В 1687 г. турецкая армия использовала его под пороховой склад. Взрыв, случившийся во время осады города венецианцами, серьезно повредил этот выдающийся архитектурный памятник.
Великая Китайская стена — одно из самых больших и искусных строительно-технических сооружений всех времен. Ее строили примерно десять лет — начиная с 220 г. до н. э. — при императоре Цинь Шихуанди. Стена была задумана как укрепление против набегов кочевников-монголов с севера, а также как доказательство власти и величия императора.
Над возведением стены трудилось около 300 тыс. человек. Многие из тех, кто умер во время строительных работ, были замурованы в стене, из-за чего ее иногда называют самым длинным кладбищем в мире. В 607 г. на реставрационных работах было занято около миллиона рабочих, из которых половина погибла.
Прямая линия между конечными точками стены составляет 2450 км, а длина всей стены с ответвлениями и изгибами равна от 6—6,5 тыс. км. Ширина стены — 5,5 м, и она может служить в качестве дороги. Высота в среднем составляет 9 м, высота дозорных башен — 12 м. Великая Китайская стена — единственное творение человеческих рук, которое можно увидеть из космоса невооруженным глазом.
Колизей был построен по приказу римского императора Веспа — сиана, правившего с 69 г. Он был возведен на дне искусственного водоема, вырытого при Нероне. Позже амфитеатр получил название Колизей (от лат. colosseus — громадный). Есть основания полагать, что этим именем он обязан колоссальной статуе Нерона, которая стояла неподалеку (Веспаси — ан не захотел ее сносить, а лишь распорядился заменить у скульптуры голову и переименовать в Аполлона).
В окружности Колизей достигает почти 500 м, в высоту — 48,5 м. Колизей построен из травертина, туфа и кирпича. Он был торжественно освящен в 80 г. наследником Веспасиана — императором Титом, причем на этой церемонии публике показали 5 тыс. диких зверей.
Отличительная особенность сооружения — множество ярусов. Сложная система лестниц и проходов обеспечивала легкий доступ на трибуны 50 тыс. зрителей. Хитроумные подъемники доставляли диких зверей из подземелья прямо на арену. При необходимости над всей ареной амфитеатра с помощью канатов и подъемных блоков натягивалась огромная парусиновая крыша.
Колизей |
Кёльнский собор был заложен в 1248 г. архиепископом Кёльна Конрадом фон Хохштаденом. Однако эпидемии и войны, бушевавшие в Европе на протяжении многих веков, а также недостаток средств не позволяли закончить строительство. В 1815 г. Гёте выступил в защиту готической архитектуры, и в частности Кёльнского собора. В 1842 г. были выделены деньги на окончание работ; в 1863 г. началось строительство’ 157-метровых башен. 15 октября 1880 г. в присутствии германского императора Вильгельма I состоялось празднество в связи с завершением постройки.
Первоначально Кремль был крепостью, вокруг которой и строилась Москва. Крепость имеет треугольные очертания и занимает участок земли площадью 28 га на берегу Москвы-реки. Крепостные стены красного кирпича построены в XV в., их высота колеблется от 5 до 19 м, длина превышает 2 км. Стены имеют 20 башен, некоторые из которых увенчаны высокими шатрами. Колокольня Иоанна Великого высотой 81 м была построена в 1505—1508 гг., а при Борисе Годунове были надстроены два верхних яруса. Это — главная дозорная башня Кремля. В Кремле находятся Успенский собор (70-е гг. XV в.), Благовещенский собор (1484—1489), Архангельский собор, ставший усыпальницей русских царей. Кроме того, большое историческое и художественное значение имеют Большой кремлевский дворец (1849), Грановитая палата (1491), Терем — ный дворец (личная резиденция русских царей) и Оружейная палата — музей сокровищ царской семьи.
Собор святого Петра — огромный храм, возведенный над могилой апостола. В строительстве его принимали участие почти все знаменитые итальянские зодчие XVI в. Собор высотой 189 м занимает площадь 22 067 м2 и до 1990 г. был самым большим христианским храмом на земле.
По преданию, апостол Петр был распят по приказу императора Нерона в 64 г. и похоронен на городском кладбище. Вскоре его могила стала местом паломничества, а признавший христианство римский император Константин повелел выстроить на этом месте базилику, простоявшую более тысячи лет. В 1452 г. римский папа Николай V приказал начать строительство грандиозного собора, однако после его смерти работы были приостановлены, подрядчики и зодчие то и дело сменяли друг друга, поэтому на завершение строительства храма ушло еще около 170 лет.
18 ноября 1626 г. собор был освящен папой Урбаном VIИ. В 1656— 1667 гг. площадь перед собором украсилась 284 тосканскими колоннами.
Тадж-Махал — высшее достижение архитектуры могольской эпохи. Он представляет собой мавзолей — усыпальницу жены султана Шах-Джахана Мумтаз-Махал, умершей в 1629 г. в 36-летнем возрасте после рождения 14-го ребенка. Шах-Джахан дал клятву построить надгробный памятник, дос
тойный жены, с которым ничто в мире не должно было сравниться.
Строительство Тадж-Махала длилось 22 года, на нем было задействовано около 20 тыс. рабочих. Усыпальница выстроена из мрамора, доставлявшегося из каменоломни за 300 км. Поверхность его была инкрустирована тысячами драгоценных и полудрагоценных камней, а для орнаментов использовался черный мрамор. Двери в Тадж-Махал были сделаны из серебра, внутри находился золотой парапет, а гробницу принцессы, установленную на месте ее сожжения, покрывала усыпанная жемчугом ткань.
В 1658 г. сын Шах-Джахана захватил власть и девять лет (до самой
I.
Смерти) содержал отца под домашним арестом в Аграфорте, откуда ему был виден Тадж-Махал.
■SU |
Тадж-Махал |
Версаль, селение в 24 км от Парижа, был выбран королем Людовиком XIII для строительства скромного охотничьего замка. Его сын, Людовик XIV, решил перестроить Версаль в роскошный двор — цово-парковый ансамбль. Строительные работы начались в 1661 г. Возведение продолжалось несколько десятилетий и потребовало не только невероятных Денег, но и привлечения многих тысяч рабочих рук. Первым архитектором Версаля был Луи Лево, его сменил Жюль Ардуэн-Монсар, руководивший
строительством в течение 30 лет. Оформление парков было поручено Андре Ленотру.
Версальский дворец поражает своими размерами: длина его паркового фасада составляет 640 м, расположенная в центре Зеркальная галерея имеет 73 м в длину, 10,6 м в ширину, 12,8 м в высоту; из 17 ее окон, которым соответствует такое же количество симметричных зеркал на противоположной стене, открывается вид на центральную часть парка. Росписи потолочного плафона, выполненные Лебреном, прославляют деяния Людовика XIV в период с 1661 по 1678 г.
Парки Версаля раскинулись на площади в 101 га. Здесь есть множество смотровых площадок, аллей, променадов и целая система каналов, названная «маленькой Венецией».
Церковь Саграда Фамилия (Церковь Святого Семейства) — самое значительное произведение великого испанского архитектора Гауди. Ее строительство началось в 1884 г. и продолжается по сей день. Она была задумана как целый комплекс зданий, главным образом школ и других воспитательных учреждений. По замыслу Гауди в церкви должно было быть три фасада, в которых воплощались бы три темы: «Рождество», «Страсти Христовы» и «Воскресение». Каждый из фасадов должен был увенчиваться четырьмя башнями.
Гауди возглавил строительство церкви не с самого начала, но принял его на ранней стадии, в 1891 г., и отдавал этой работе очень много сил, а с 1914 г. и вовсе ничем другим не занимался.
Когда в 1926 г. он погиб под колесами трамвая, продолжить творение гениального мастера казалось делом немыслимым.
Тем не менее в 50-е гг. был достроен фасад «Рождество», и строительство продолжается до сих пор.
В 1886 г. в Париже был объявлен конкурс на лучший архитектурный проект для Всемирной выставки 1889 г. Было подано более 100 проектов, но в конце концов лучшей была признана конструкция Эйфеля — спроектированная им еще в 1884 г. башня гчсотой около 300 м.
В горизонтальной проекции башня опирается на квадрат площадью в 1,6 га. Во время строительства 16 нижних опор были снабжены гидравлическими подъемными устройствами, чтобы обеспечить абсолютно точный горизонтальный уровень первой платформы. Вместе с антенной высота башни составляет 320,75 м, она весит 8600 т, элементы башни скрепляют 2,5 млн. заклепок. Все 12 тыс. деталей башни изготовлялись по точнейшим чертежам. Самую высокую по тем временам башню в мире смонтировали 250 рабочих всего за 26 месяцев. Она оставалась высочайшим сооружением в мире до 1931 г., когда в Нью-Йорке был построен небоскреб Эмпайр Стейт Билдинг.
Эмпайр Стейт Билдинг до сих пор остается одним из символов Нью-Йорка. В течение 40 лет он был самым высоким зданием в мире. Его размеры поражают. В нем 102 этажа, высота достигает 381 м, а с надстроенной в 50-Є годы те
левизионной башней — 449 м. Здание весит 331 тыс. т, оно построено на двухэтажном фундаменте и поддерживается стальной конструкцией весом 54 400 т. На его строительство пошло 10 млн. кирпичей и 700 км кабеля. Общая площадь окон — 2 га. Лестница состоит из 1860 ступеней, и раз в год на ней проводятся соревнования на скорость подъема. В офисных помещениях могут разместиться 15 тыс. человек, а скоростные лифты способны за один час перевезти 10 тыс. человек. Нижний холл длиной 30 м достигает высоты трех этажей. Он украшен панно с изображниями семи чудес света, к которым добавлено восьмое — Эмпайр Стейт Билдинг. На 86-м и 102-м этажах имеются смотровые площадки, с которых открывается изумительный вид на город.
Проект здания выполнила архитектурная фирма «Шрив, Лэм и Хармон». Оно строилось с невиданной быстротой: за неделю — примерно 4,5_ этажа, а в период наиболее интенсивного строительства за 10 дней было возведено 14 этажей. Официальное открытие здания состоялось 1 мая 1931 г. В 1945 г. из — за плохой видимости в здание врезался самолет. При этом погибли 14 человек, а ущерб составил 1 млн. долларов.
В 1954 г. в Сиднее был объявлен конкурс архитекторов на строительство нового здания оперы. Победителем оказался никому не известный датчанин Йорг Утцон. Его проект был вдохновлен парусами яхт в сиднейском порту. Строительство стоимостью в 7 млн. долларов должно было закончиться к 1963 г., однако на самом деле потребовалось 100 млн. долларов, а закончено строительство было только к 1973 г.
Официальное открытие состоялось 20 октября 1973 г. в присутствии английской королевы Елизаветы II.
Многие утверждают, что опера — самое красивое здание, построенное после Второй мировой войны. Оно занимает площадь 2,2 га, паруса крыши весят 161 тыс. т и в высоту достигают 67 м. Они облицованы сверкающей на солнце шведской плиткой.
В здании находятся гоггь залов для различных представлений, кинозал и два ресторана. Оперный зал рассчитан на 1550 зрителей, концертный — на 2700. В этом здании висит и самый большой в мире театральный занавес, сотканный во Франции по эскизу австралийца Коберна. Площадь каждой из двух его половин составляет 93 м2. Орган в концертном зале — самый большой механический орган в мире: в нем 10 500 труб.
Национальный Центр искусства и культуры имени Жоржа Помпиду — одно из самых примечательных зданий в Париже. Оно знаменует собой новый этап в истории архитектуры. На конкурс архитектурных проектов этого сооружения, в котором планировалось разместить библиотеку, музей современного искусства, выставочный центр и центр музыковедческих исследований, была подана 681 работа из 49 стран. Победил проект архитекторов Ренцо Пиано и Ричарда Роджерса. Они воспользовались остроумной и смелой идеей, значительно расширившей оформительские возможности современного зодчества. Приняв во внимание стремительные изменения современной технологии, архитекторы не стали прятать под пол и стены отопительные и водопроводные трубы, кондиционеры и электропроводку. Бесчисленное множество разноцветных труб, протянувшихся снизу вверх по его торцевым фасадам, прозрачные галереи эскалаторов и переходов на лицевой стороне напоминают скорее огромную фабрику или нефтеперерабатывающий завод.
Когда в 1977 г. Центр открылся, сюда ежедневно приходило до 45 тыс. посетителей, и вскоре он стал главной достопримечательностью Парижа, обогнав по посещаемости даже Эйфелеву башню.