17.07.2012. | Автор:

Мы должны рассмотреть здесь в деталях фазы ослабления по­следнего бастиона независимого кельтского мира — Британии и Ир­ландии, и важно сразу подчеркннуть медлительность и особенности этого упадка. Отличия от ситуации в Галлии очень велики:

— Романизация и христианизация последовали за романизаци­ей и христианизацией Галлии, где эти процессы шли почти одно­временно. Христианизация Британии была завершена к началу V ве­ка. Римляне не завоевали весь остров (завоевание остановилось у ва­лов Антонина и Адриана, которые должны были быть построены, чтобы препятствовать вторжениям пиктов и скоттов), а латынь не уничтожила местный бриттский язык. Что касается Ирландии, то она никогда не была романизирована, а христианство не было прив­несено туда до V в. н. э.

Внутренние различия также велики:

— В то время как Ирландия сохранила почти нетронутой свою политическую и социальную структуру до X—XI вв., бритты воспри­няли римскую концепцию империи и считали себя, так же как галлы, римскими гражданами. Правда нужно бы еще выяснить, все ли были с этим согласны, но Британия, оставленная легионами в начале V века, считала себя составной частью Римской империи.

Однако не Римская империя и не христианство нанесли ре­шающий удар по островной кельтской культуре, то были германские вторжения, непохожие на такие же вторжения на континенте. Они начались с расселения колонов на востоке Британии в римскую эпо­ху, затем очень быстро, начиная с V века, германцы, то есть, англы и саксы, пришедшие с континента, основали независимые королевст­ва, которые постепенно оттеснили бриттов на запад и север острова. В VII—VIII вв. англосаксы заняли большую часть будущей Велико­британии. Уэльс, отделенный от Корнуолла и бриттов севера, попал в вассальную зависимость от германцев, потому что маленькие ко­ролевства, из которых он состоял, не были способны объединиться и сопротивляться. Бритты севера и независимый Корнуолл продержа­лись до XI века, а с конца XIII века Уэльс попадает в английскую за­висимость. Что касается Бретани, то еще в конце IX в. она была страной с островной традицией, но королевство, основанное Номи- ноэ и Эриспоэ не пережило норманнских завоеваний X века. Герцог­ская Бретань с XI века отвернулась от островов в сторону континен­та. Против воли бретонских королей, которые хотели основать свое архиепископство в Доле, папство упорно удерживало королевство Бретань в зависимости от Турского архиепископства, сделав бретон­скую церковь, с помощью назначения франкоязычных духовных лиц, первым и эффективным инструментом действенного утвержде­ния французского языка (с XII века бретонские клирики ходили учиться в Сорбонну!).

Ирландия пострадала от жестокого удара норвежцев и датчан в конце VIII века: христианизация ослабила воинские возможности гойделов, которые кроме того не были мореплавателями[5]. Оконча­тельное освобождение от скандинавов пришло в начале XI века, но традиционная Ирландия уже прекратила свое существование. Стра­на в дальнейшем подчинилась власти нормандских баронов и почти на восемь веков лишилась своей независимости. Разрушение завер­шилось депопуляцией и англизацией в XIX веке. Англизация же привела к возникновению «ирландского вопроса», который в тече­ние долгого времени и до наших дней, отрицательно влияет на всю британскую политическую жизнь. Проблема Ольстера в самом кон­це XX века еще раз доказывает свою остроту наличием в ней нераз­решимого и анахроничного религиозного антагонизма.

Комментарии закрыты.