17.07.2012. | Автор:

Итак, мы встречаемся здесь с кельтским понятием святилища, рассматриваемого не столько как храм, сколько как некий центр, омфал, пространственный эквивалент праздника во времени, место, наделенное сакральной ценностью. Таким местом была дохристиан­ская столица Ирландии, Тара, резиденция верховного короля, а так­же — в меньшей степени — Эмайн Маха, столица Ольстера, и Круа — хан, столица Коннахта, упоминаемые во многих эпических повест­вованиях. Примечательно, что наряду с частым упоминанием друи­дов короля Конхобара никогда не указывается местонахождение их святилища: подобное умолчание вряд ли можно объяснить только влиянием христианства. В некотором смысле, святилище находится там, где живет друид. Там, где находятся друиды, присутствуют и боги, преимущественно в необычном природнном окружении, чаще всего на возвышенности. Многие крупные кельтские святилища — это вершины, подобно Магдаленсбергу или Донону.

У кельтов не было ни настоящих городов, ни храмов в класси­ческом смысле этого слова. У них были святилища (nemeton), свя­щенные рощи, известные инициатические или духовные центры, не считая тех центров, которые не должны были быть известны нико­му, кроме нескольких друидов высокого ранга

Цезарь слышал об освященном месте (locus consecratus), счи­тавшемся духовным центром Галлии, оно располагалось в области карнутов, где собирались друиды для выборов своего верховного вождя. Но он, судя по всему, не знал о существовании каких-либо храмов, а Лукан, живший веком позже, считал, что святилищем друидов является священная роща. Так или иначе, но галлы римской эпохи использовали бесчисленные храмы (fana), и четырехугольный план этих галло-римских святилищ, построенных из камня, приво­дит археологов в замешательство, поскольку он не мог быть заимст­вован из классических форм греко-римской архитектуры.

Комментарии закрыты.