17.07.2012. | Автор:

В ходе исследования, проводившегося в 1883 г., д’Арбуа де Жюбенвилль составил каталог девятисот пятидесяти трех ирланд­ских рукописей, сохранившихся в библиотеках Великобритании и Ирландии. Но, согласно его собственным оценкам, это всего поло­вина того, что можно было бы отыскать на Британских островах.

Около сорока из названных рукописей относятся к эпохе до XV в., семь датируются XI в. Остальные принадлежат XV-XVIII вв. Не­смотря на четыре века существования книгопечатания, последняя ирландская рукопись — это копия, сделанная Юджином О’Кэрри, профессором Дублинского университета, в 1848 г. Не всегда извест­но о рукописях, содержащихся в частных коллекциях.

В многочисленных континентальных рукописях также содер­жатся ирландские глоссы к латинским текстам, составленные мона­хами, сопровождавшими великих основателей монастырей в меро — вингскую и каролингскую эпохи. Такие глоссы, а то и связные тек­сты, находятся в Берне, Брюсселе, Камбре, Карлсруе, Дрездене, Эн — гельберге (кантон Унтервальд, Швейцария), Флоренции, Клостер — нойбурге (Австрия), Лане, Лейдене, Милане, Нанси, Париже, Рене, Риме, Руане, Санкт-Галлене (Швейцария), в монастыре св. Павла близ местечка Унтердрауберг в Каринтии, в Стокгольме, Турине, Вене, Вюрцбурге.

Глоссы из Санкт-Галлена, Вюрцбурга и Милана, относящиеся к числу самых многочисленных, датируются периодом VIII-IX вв. Они представляют собой основу нашего знания древнеирландского и, таким образом, составляют часть документов, к которым особенно часто обращается кельтская филология. Однако поскольку они ком­ментируют исключительно христианские тексты (послания святого апостола Павла к Коринфянам и несколько псалмов) или же латин­ские грамматики, глоссы не являются архаическими по содержанию. За несколькими исключениями, все традиционные мифологические предания содержатся в рукописях, никогда не покидавших Ирлан­дию или Великобританию. Они были переписаны позже глосс, но содержание их древнее. Можно сказать, что большая их часть была переписана в нескольких знаменитых рукописях, таких, как «Лейн — стерская Книга», «Книга Бурой Коровы», «Желтая Книга из Лека — на», «Книга из Баллимота», «Книга из Фермоя», — компиляциях, со­ставленных в разные эпохи средневековья и по счастливой истори­ческой случайности уцелевших от уничтожения.

У валлийских рукописей несколько иная судьба, поскольку их нет на континенте, и хотя некоторые из них достигают возраста наи­более древних ирландских рукописей, большинство является недав­ними, появившимися не раньше XVII в. Лишь небольшое число из них содержит легендарные сказания или намеки на мифологию: «Черная Книга из Кармартена», «Красная Книга из Хергеста», «Бе­лая Книга Ридерха» (все три датируются XIV в.). Четыре ветви «Ма — биноги» сохранились в почти одинаковых вариантах в «Красной Книге» и «Белой Книге».

Комментарии закрыты.