Святогорский Свято-Успенский Зимненский монастырь
Регион: Волынь / Волынская обл.
Принадлежит к древним святыням Украины-Руси. Древние волынские пересказы свидетельствуют, что г. на высочайшем береге речки Луга, киевский князь Владимир Святославич выстроил два храма и терем.
Это место на западной границе Руси стало зимней резиденцией князя Владимира. Отсюда и заглавие поселка — Прохладное. В древнерусских письменных монументах 1-ое упоминание о Святогорском монастыре возникает в конце ХІ ст. Нестор Летописец повествует, что «в монастыре, нарицаемом Святая Гора, сущи близ града Влодимера успе с миром в Господе, житию конец прият преподобный Варлаам» — 1-ый игумен Киево-Печерской Лавры, который по этому пути ворачивался из Константинополя.
Как и большая часть старых монастырей Святогорский монастырь начинался из пещер, где еще в домонгольский период существовал подземный храм. Археологические исследования зимненских пещер показали древние надписи на стенках и древнейшие погребения.
Рядом с выходом из пещер — более старый уцелевший храм обители, который построен в честь Святой Троицы. В русские времена, когда обитель была разорена, этот храм действовал как приходской.
1-ое документальное упоминание конкретно о Святогорском монастыре возникает p. при правлении Феодора Чарторийского, Луцкого князя, который в славу Божьей Мамы строит в 95 г. на месте древесной церкви святого князя Владимира большой каменный Свято-Успенский храм.
В тот же время над воротами появилась колокольня, крепостные стенки укрепились могущественными башнями, ведь оборонительные сооружения были нужны для защиты от бессчетных монгольских набегов. Строительный ансамбль обители заполучил величественность и монументальность, как один из больших церковных и фортификационных комплексов тех пор.
Все же, не всегда он был таким, которым он есть сейчас. После введения в 96 г. Брестской унии, началась изнурительная борьба монастыря с униатством. Зимненской братией и православными шляхтичами велись отчаянные споры и судебные разбирательства с униатскими епископами. Монастырь начал приходить в упадок и с течением времени оскудел. В 82 г. обитель захватили униаты. В г. Прохладное заполучил фанатичный католик, волынский предводитель Миша Чацкий. Он отдал приказ перевоплотить храм, который сохранял православную архитектуру, на костел, и перестроить его с пятикупольного на двухкупольний. Он разорил родовую усыпальницу православных ктиторев монастыря — князей Чарторийских. Чацкий снял ценную ризу и декорации с Зимненской иконы. Глумясь над образом, он отважился на кощунственные деяния, выкрикивая: «Что все-таки, правоверная святыне чудотворная, так и не смогла ты спасти собственный православный монастырь?» В ту же миг нечестивец ослеп, а через 3 года погиб. Конкретно этой иконой Константинопольский Патриарх Николай II Хрисоверх благословил в 988 г. греческую царевну Анну на супружество с князем Владимиром. С течением времени князь перевез икону в свою резиденцию и подарил в церковь монастыря, построенную отпрыском Владимира Волынским князем Всеволодом. Это икона греческого письма, написанная на кипарисовой доске. Невзирая на все исторические перипетии, она сохранилась и сейчас, как и тыщу лет тому, охраняет Зимненскую обитель, предоставляя свою благодатную помощь тыщам мирян.
После длительного периода упадка во 2-ой половине XIX ст. на пожертвования российского правительского двора в обители начались реставрационные работы, которые продолжались лет. Это позволило спасти от смерти уникальную памятку старины и вернуть Свято-Успенскому собору канонический православный вид.
1-ая глобальная война нанесла много бедствия этому святому месту.
Во время 1-го из отчаянных боев в храм попали три снаряда ужасной разрушительной силы. Но небесная покровительница монастыря Пресвятая Богородица явила волшебство. Снаряды не разорвались, оставив храм неповрежденным. Они и сейчас торчат со стенки храма, напоминая о милости Божьей к обители.
После присоединения западных земель Украины к СССР в г. монастырь было закрыто. Во время войны — на короткий срок открыто. Но в г. монашескую общину совсем устранили. В монастырских стенках разместилась тракторная бригада. Неоценимая памятка истории и архитектуры опять испытала сокрушительного разрушения. Возрождение Святой Горы состоялось только тогда, когда к ней возвратились истинные хозяева — монахини. В июне 91 г. в Прохладное прибыли с Корецкого монастыря монахиня Стефана (Бандура) и инокиня Галина (Тищук). Стараниями сестер, средствами благодетелей руина, которая осталась церкви в наследие от Русского Союза, на сей день перевоплотился на реальный райский уголок Волыни.