Сдача себя в аренду — часть «нового мировоззрения», обещанного Вадимом Зеландом. Прокладывая себе дорогу через бесчинствующие маятники, вырываясь из петлей захвата, выгребая против течения, несущего утлый челн намерений не в тихую заводь, а к стремительному водопаду, следует быть проще.
Простота спасет мир. Не та простота, которая хуже воровства, а та, что отпускает ситуацию, связанную, допустим, с добычей хлеба насущного, превращая индивида не в участника трудового процесса, а в стороннего наблюдателя — если угодно, очевидца. Эта простота делает его не рабом и не хозяином, а просто исполнителем.
Арендные отношения известны с давних времен. Достаточно сказать, что упоминаются они на протяжении всей истории античности. Древние греки, например, сдавали в аренду не только земельные участки и рудники, но и пошлины, налоги, театры, дома, рабов (сдача в аренду рабынь называлась… иначе).
Новизна, привнесенная В. Зеландом в практику арендных отношений, заключается все в той же самой революционной простоте. Идея вкратце такова: арендатор-работодатель, на свой страх и риск заключающий арендный договор с арендодателем-ра — ботником, несет всю полноту ответственности за… служебные качества подчиненного. Подчиненный же, может быть, отдаст свои руки и голову, а может быть, и не отдаст. Во всяком случае, сердце он отдавать не собирается точно.
К подчиненному сейчас на кривой козе не подъедешь. Он борется с избыточными потенциалами, вернее, гасит маятники всеми возможными и доступными ему способами, кроме того, явился он этому миру не для того, чтобы на этот самый маятник пахать.
Сдавая себя в аренду, работник не отвечает за качество проделанной работы. Он работает как бы на автопилоте, точнее, с включенным внутренним наблюдателем — Смотрителем, который и отвечает за безупречность, безукоризненность, исполнительность и все остальное. В случае чего — все вопросы и претензии к нему…
Как образно выражается В. Зеланд: «…Накажите своему Смотрителю, чтобы он постоянно одергивал вас, когда ваш разум пытается принять «разумное» волевое решение. Сдайте себя в аренду в качестве исполнителя, а сами наблюдайте за работой со стороны. Все делается гораздо проще, чем кажется. Отдайтесь этой простоте. К водопаду вас приводит разум, а не течение вариантов…».
В «альтернативной» научной и популярной литературе «сдача себя в аренду» называется иначе — «личностным брэндингом». Термин употребляется часто, по поводу и без повода, где надо и где не надо. Им оперирует философы и шоумены, политологи и обыватели, генералы и кондитеры, все кому не лень.
Менее туманным и расплывчатым от частого употребления он не становится, просто всем известно, что есть такое модное словечко «брэндинг», которое нужно ввернуть в беседу, речь или статью для придания им пущей важности. До сих пор не известно, как же это слово правильно пишется. Поэтому одни говорят о «брендах», другие — о «брэндах», третьи искренне полагают, что брэнд через «е» и брэнд через «э» — это две большие разницы. Вроде бы и бог с ним — с правописанием, но ситуация, согласитесь, образцово-показательная…
Так что же такое брэнд?
Брэнд — заимствование из американского языка (представьте себе, есть и такой, по крайней мере, в немецкоязычных источниках указывается, что перевод сделан не с английского, а именно с американского!), калька термина brand, дословно обозначающего клеймо, тавро, печать, фабричную марку, фирменное название…
Связи между средневековыми ремесленниками, клеймившими свои товары, чтобы отличить их от множества других, и логотипами, дизайном упаковки или даже деловой репутацией современных транснациональных корпораций и фирм — самые непосредственные й самые прямые!
Брэнд — это сумма некоторых особых качеств, уникальных свойств, отличительных признаков — мнимых или реальных, национально-исторических особенностей и даже иррациональных моментов, связанных с теми или иными товарами и услугами и оказывающих гипнотизирующее воздействие на потребителя.
Брэнд — это всегда ассоциация, точнее, представление о товаре, существующее в сознании, но не всегда овеществленное, но далеко не сам этот товар. Это не более чем положительный маркетинговый образ, нередко затмевающий его потребительскую ценность и суть.
Мое «Я* — это тоже брэнд, точнее, ассоциации, связанные с моим именем, моим внешним видом, моей речью, моими достижениями и неудачами. Разумеется, это не я сам, а всего лишь представление обо мне, целенаправленно или случайно сформированное мною, моим отношением к окружающей действительности, моими образом жизни и образом мысли. Я стараюсь не продешевить и продаю свои умения и навыки, свои знания, свою мечту, наконец, тем работодателям, которые больше всего платят. Если вы думаете, что продажа собственной рабочей силы заканчивается за порогом офиса, то скажите мне на милость, разве не тем же самым вы продолжаете заниматься и дома, и в кругу друзей…
Молодости (а большинство читателей Зеланда — молодые люди) свойственно упрощать сложность и усложнять простоту, когда все вокруг кажется глубже и тоньше, чем на самом деле. Со временем это проходит… Это в юности кажется, что мир обязан прогибаться под тебя, а ты волен скользить в пространстве вариантов, выбирая то, что тебе больше нравится.
Только в это счастливое время жизни мир кажется добрым, пушистым и населенным милыми прекрасными людьми, один добрее и лучше другого. Там, где умудренная зрелость легко разглядывает косность, ограниченность и корысть, восторженной юности мнится непохожесть, мудрость и заинтересованность, недоступные ей по причине юного возраста и из-за небольшого, как ей кажется, жизненного опыта.
Стать опытнее, мудрее и крепче — значит свыкнуться с компромиссами. Смириться с несовершенством мира и, главное, понять, что изменить правила игры никому не удастся. Никогда. Вы можете быть хоть семи пядей во лбу, но родной стране по — прежнему не будет до вас никакого дела. Дороги по — прежнему останутся ухабистыми, а дураков на них с годами только прибавляется и прибавляется.
Вот так, выбираясь из буераков и обходя колдобины, начинаешь осознавать, что идти на компромиссы приходится все чаще и чаще, а компромиссных решений становится все больше и больше. Они расширяются, углубляются, воспроизводятся, тиражируются.
Жить в обществе потребления и быть свободным от потребителей нельзя, нравится это кому-либо или нет. Психологи, без экивоков и обиняков расставляющие точки над 1, точнее, режущие правду-матку в глаза, могут показаться необыкновенно циничными человеку неподготовленному, никогда не пытавшемуся взглянуть на проблему именно с такой точки зрения.
Как гражданину мне досадно осознавать себя объектом «купли-продажи» или «аренды». Мне неприятно, что государство держит меня вместо разменной монеты в широкой штанине олигархов, беззастенчиво торгует моими интересами, обманывает в мелочах и обжуливает по-крупному. Но я не могу не платить налоги или не ходить к избирательным урнам, потому что знаю: демократия, может быть, и не самая лучшая форма правления, но другие еще хуже…
Как наемному работнику мне отвратительно, что работодатель покупает мою рабочую силу за гроши, а продает плоды моего труда за большие деньги. Но тут я волен развернуться и уйти, вернее, найти такое место, где спрос, предложение и цена сойдутся в какой-то устраивающей меня точке…
Как профессионал я отдаю себе отчет в том, что уникальность человеческой личности не может быть сведена к одному только генотипу, набору знаний и системе речевой коммуникации. Главное во мне — отношение к реальной действительности и набор типовых реакций на внешние раздражители — то, что маркетолог назвал бы позиционированием, или местом, которое занимает мой брэнд в умах потребителей-окру жающих.
Один из основополагающих постулатов маркетинга гласит: все разные, и абсолютно всем товар нра~ виться не может. Поэтому компании и люди формируют определенный образ-ассоциацию со своими товарами. «Сникерс», как известно, утоляет голод, «Кока-кола» — жажду, а я пытаюсь соответствовать ожиданиям, со мною связанным, и обязательствам, на меня возлагаемым. Обязательств и ожиданий превеликое множество, поэтому компании всегда приходится выбирать своего потребителя, мне — пользователя, пользователю — меня.
Каждый человек и каждая компания стремятся к формированию определенных ассоциаций со своим «Я» или товаром. Это могут быть надежность, исполнительность и профессионализм работника, воспринимаемые работодателем на подсознательном уровне, или качество, доступность и полезность продукта, в которых уверен потребитель.
И маркетинг, и жизнь представляют собой систему ограничений. Поэтому, оценивая продукт или вас, потребитель сосредотачивается на главном, фокусируется на основном. Если деятельность производителя направлена на то, чтобы потребитель замечал основную ценность своего продукта, то ваша главная задача заключается в том, чтобы заставить окружающих убедиться в ваших достоинствах — ценности и уникальности. Это азбучная истина рекламы и саморекламы.
Покажите, чем вы отличаетесь от остальных, и держите в уме, что гуманитарный, если так можно выразиться, маркетинг отличается от промышленного хотя бы тем, что, продвигая себя на рынке товаров и услуг, вы лишены права становиться в позу и, держа в уме собственную уникальность, не показывать товар лицом.
Нельзя жить так, будто у вас в запасе еще одна жизнь (или множество — в том самом пространстве вариантов), и, прожив одну начерно, вы проживете новую — набело…