Познавательный туризм: его особенности и социально-культурные аспекты
Наряду с развлекательным, ознакомительным, оздоровительным туризмом значительное число людей привлекает познавательный туризм. Его целью является приобщение к материальным и духовным ценностям различных стран и народов. В отличие от развлекательного познавательный туризм позволяет участникам туров более глубоко ознакомиться как l целой культурой отдельных народов, так и с отдельными ее проявлениями.
Познавательный туризм является выражением стремления человека расширить свой кругозор, составить представление о том, как живут другие страны и народы, каковы их достижения в науке, искусстве, технике и быте. Стремление к познанию — и содержание, и мощный стимул человеческой деятельности. Этот стимул проявляется уже на стадии инстинкта, заставляющего животное существо ориентироваться в окружающей среде. У человека познание становится основным способом развития и овладения силами своей собственной природы и окружающего мира.
Деятельность познания состоит в том, что человек целенаправленно воспринимает факты внутреннего и внешнего мира, систематизирует их, находит закономерности, которые определяют последовательность явлений. В результате познания возникает целостная модель явления, которая позволяет человеку сознательно подходить к внешней действительности и использовать ее в своих целях.
Познание — как специфический вид деятельности человека, приводит к теоретическому осмыслению действительности, составляет содержание научной деятельности ученого. Однако человек, который не занимается профессиональной научной деятельностью, также по-настоящему находит удовлетворение в своей работе и жизни только тогда, когда он может объяснить многообразие окружающих его явлений, систематизировать их и в полной мере понять.
Стремление к познанию является мощной потребностью человека. Но для того, чтобы она проявила себя достаточно глубоко и всесторонне, необходимо пробуждение этой потребности в процессе формирования человека, его воспитания и образования. Для того чтобы осуществить эту потребность, необходимы и определенные социальные условия. Например, только после завершения холодной войны стал возможен массовый туризм, открывший миллионам россиян культуру европейских и азиатских народов.
Познавая окружающий мир, человек соотносит культуру своего народа с культурой других народов для того, чтобы удостовериться в значимости той культурной традиции, к которой он принадлежит. Он также стремится использовать культурные достижения других народов для улучшения своего уклада жизни. Кроме того, близкое знакомство с культурой других народов позволяет ему лично убедиться в достоверности тех знаний, которые он почерпнул из книг. Книжные знания в значительной степени создают одностороннее представление о материальной и духовной культуре народов мира. Необходимо личное восприятие их образа жизни, чтобы составить об этом самое достоверное представление.
Таким образом, для большинства людей смысл жизни заключается не только в достижении определенного материального благополучия и продвижения по профессиональной лестнице, но и в познании мировой культуры, в осознании себя частью глобального человечества, сравнении образа жизни и достигнутого уровня развития материальной культуры своего народа с материальной и духовной культурой других народов. Такое сравнение позволяет человеку осмыслить позитивные и отрицательные особенности своего жизненного уклада, найти возможности для более полного проявления своей индивидуальности.
Приобщение к культурам и достижениям других народов является мощным стимулом развития мировой культуры. Достаточно вспомнить, что развитие арабской культуры в значительной степени опиралось на античное научное наследие, с которым арабы познакомились в ходе завоеваний стран Ближнего Востока и Византии. Знакомство русских послов с архитектурой и культовой жизнью Константинополя сыграло исключительную роль в принятии православного христианства на Руси.
Многие известные путешественники оставили ценные описания образа жизни и материальной культуры различных народов. Эти труды подготовили более тесные экономические и духовные связи народов.
Получая новые впечатления об известных природных и культурных явлениях, человек удовлетворяет одну из наиболее сильных своих потребностей — потребность в познании. В познавательном туризме человек в реальности встречается с тем, о чем он только читал или что видел по телевидению. Эта встреча с реальностью оказывается гораздо более запоминающейся и воздействующей на его воображение, чем прочитанные книги и увиденные фильмы. Новые впечатления позволяет человеку заново осмыслить свой жизненный путь, увидеть новые горизонты, получить новые стимулы для творческого самовыражения.
Познавательный туризм может быть более или менее специализирован. В первом случае туристов привлекают известные архитектурные памятники, особенности городских ландшафтов и образа жизни наиболее известных мегаполисов. Ознакомительные поездки в другие страны совершают десятки миллионов людей. Так, Нью-Йорк посещают в год более 32 млн человек. Миллионы туристов ежегодно знакомятся с достопримечательностями Парижа, Рима, Афин, Каира, Мадрида, Сингапура, Санкт-Петербурга, Рио — де-Жанейро. Это знакомство, как правило, ограничивается наиболее известными памятниками архитектуры, архитектурными ансамблями, крупнейшими музеями, парками, природными ландшафтами, инженерными сооружениями, развлекательными комплексами, супермаркетами.
Более специализированный туризм предлагает целенаправленное знакомство с отдельными проявлениями материальной и духовной культуры. Объектами, представляющими интерес для туриста, являются природные достопримечательности (животный и растительный мир, природные ландшафты), материальные памятники древнего искусства (культовые сооружения, скульптура, фрески), современный уклад жизни народов, современная архитектура и скульптура, градостроительное искусство, музеи и театры.
Неспециализированный познавательный туризм дает участникам туров общие представления о культуре и жизненном укладе других народов. Наибольший интерес у туристов вызывают страны, достигшие высокого уровня культуры и оказавшие существенное влияние на ход мировой истории. Это прежде всего страны Западной Европы, в которых интенсивно развивались экономические и социально-политические отношения, наука и искусство, техника и быт. К этим странам относятся Франция, Германия, Великобритания, Нидерланды, Италия. ь
Большинство туров в эти страны являются ознакомительными. Туристы узнают обо всем понемногу. Они знакомятся с наиболее известными архитектурными ансамблями, историческими местами, произведениями искусства.
Другим объектом интереса являются страны, сохранившие памятники глубокой древности. Наиболее популярен Египет с его пирамидами и древними храмами. Египетские пирамиды — первое чудо в списке чудес света. Их величие и красота до сих пор поражают людей самой разной культуры и подготовленности. Не менее интересна Греция, где сохранились архитектурные памятники античного времени. Более позднее искусство — эпохи Возрождения — прекрасно представлено в Италии, этом настоящем музее под открытым небом.
Следует отметить, что и в России располагаются памятники архитектуры мирового значения. Это архитектурные комплексы Санкт-Петербурга и его окрестностей, и архитектурные ансамбли Москвы и ее усадеб, а также зодчество городов так называемого Золотого кольца. Знакомство с этими памятниками позволяет увидеть творческие возможности россиян и величие исторического прошлого нашей страны.
Удовлетворенность участников туров познавательного туризма будет тем выше, чем более они готовы к восприятию открывающихся перед ними культурных богатств. Если предварительно намечена программа осмотра достопримечательностей, если турист из книг достаточно хорошо знает, что он хочет увидеть, отдача поездки будет очень высокой. Если же турист нацелен на общее знакомство с новой для него страной и культурой, то в памяти у него останутся наиболее сильные впечатления, прежде всего о быте и внешней материальной культуре.
Задачей туристических агентств является подготовка туристов к турам, направленная на предварительное знакомство их с духовной и материальной культурой тех стран, в которых им предстоит побывать. Туристам следует рекомендовать делать записи об увиденных известных произведениях искусства (фиксировать имена художников, наименование произведений, известных памятников архитектуры). Это позволит сохранить полученные впечатления на долгое время, а также в случае необходимости обратиться к специальной литературе, чтобы расширить свои знания о них.
Главным звеном неспециализированного познавательного туризма является богатая экскурсионная программа. Она должна предусматривать общее знакомство с городом пребывания, его основными достопримечательностями и наиболее известными архитектурными ансамблями, архитектурными древностями, музеями (искусств, этнографическими), объектами развлекательной индустрии и крупнейших магазинов. Организаторы экскурсий должны предупредить туристов о тех правилах поведения, которые следует соблюдать в общественных местах, и незнание которых может лишить туриста возможности осмотреть выдающиеся исторические памятники (например, вход в Ватикан не разрешается для туристов, одетых в шорты).
Специализированный познавательный туризм предполагает знакомство с одним существенным для туриста аспектом культуры. В случае специализированного познавательного туризма подготавливается специальная программа, предусматривающая осмотр музеев (собраний живописных коллекций, скульптуры, мелкой пластики, интерьеров), исторических архитектурных ансамблей, культовых памятников, инженерных сооружений или природных ландшафтов.
Задача гида в одном и другом случае различна. В первом случае он должен рассказать и показать те объекты, которые бросаются в лицо, которые внешне определяют своеобразие данного города или данной страны. Здесь гид — актер и конферансье в одном лице. Он рассказывает не только о материальной культуре, но и жителях страны, их нравах и обычаях, прибегая к занимательным случаям из жизни известных людей и даже к анекдотам.
В другом случае от гида требуются более специальные знания отдельных видов искусств,- собраний крупнейших художественных музеев или планировки известных архитектурных ансамблей.
Паломнический туризм: духовно-ценностные аспекты и особенности организации
Паломничество — путешествие к известным культовым местам с целью поклонения и участия в религиозных церемониях. Паломничество — древнейший вид культовых действий. Как правило, паломничество нацелено на участие в религиозных обрядах, совершаемых в наиболее известных культовых святынях (храмах).
В процессе паломничества совершается поклонение местам, связанным с жизнью крупнейших религиозных деятелей.
Паломничество распространено практически среди последователей всех известных и современных религий. Организацией паломничества заняты религиозные организации и туристические фирмы, среди которых есть и такие, которые специально занимаются именно паломническим туризмом.
Целью паломничества является выполнение религиозного долга верующим, получение особой благодари за преодоление тех трудностей, которые препятствуют паломничеству, а также участие в культовых действиях, имеющих наиболее благодатный, освященный характер.
Смысл паломничества определяется характером религиозного сознания. Верующий рассматривает Бога в качестве некоторого потустороннего начала, находящегося в совершенно другой реальности, чем верующий. Но объектом поклонения он может быть только в том случае, если дан верующему в привычных ему условиях жизни. Это соединение потусторонности и посюсторонности и предстает как освященное место, место, наделенное благодатью, место наибольшего пребывания божества. Оно и становится объектом поклонения верующих.
Паломник хочет прикоснуться к тем местам, которые как бы освящены основателем его религии и его ближайшими последователями для того, чтобы исполниться благодати и приобщиться к святости. Он участвует в религиозных обрядах и церемониях, получает наставление от священников и монахов, которые находятся в этом святом месте. Иногда паломничество совершается с целью получить уверенность в правильности принятого важного решения, с целью получения исцеления (телесного и душевного), с целью преодолеть духовный кризис или отблагодарить божество за произошедшее выздоровление. Паломничество может иметь и политические цели, если, совершая его, политический деятель приобретает больший политический вес. Так, Николай Второй совершил в начале XX века поездку в Саров Нижегородской губернии, где находится обитель одного из наиболее почитаемых русских святых Серафима Саровского. В июле 1903 года в торжествах прославления преподобного Серафима Саровского участвовали до 500 тысяч паломников. И участие в этом торжестве российского императора укрепляло веру людей в близость самодержца к народу и возвышало его авторитет.
Непосредственным побудительным мотивом паломничества может явиться личное убеждение в необходимости приобщения к благодати и святости, пример единоверцев, религиозная норма или же совет духовного лица.
Паломничество соприкасается с познавательным туризмом, но не совпадает с ним. Здесь знакомство с новой страной или городом строго целенаправленно и необходимо для выполнения религиозного долга верующего. Нередко паломник стремится получить новые сведения о стране или культовых объектах только с целью расширения своих религиозных представлений. Однако современное паломничество имеет и существенный познавательный аспект. Организацией различных видов паломничеств заняты туристические фирмы. Паломники в той или иной степени знакомятся с культовыми памятниками страны или города, а также одновременно с культурой и достопримечательностями страны в целом. Кроме того, нередко современный паломник — это человек, совершающий путешествие, чтобы только прикоснуться к религиозным святыням, увидеть места, связанные с историей крупнейших религий, но не принимать участие в культовых действиях. Здесь познавательные цели вытесняют собственно религиозные.
Как уже отмечалось, паломничество известно практически всем современным религиям. Его история уходит в глубокую древность. Выдающиеся храмы, священные природные ландшафты (горы, рощи) Дальнего Востока, Центральной Азии, Ближнего Востока, Древней Греции привлекали к себе десятки тысяч людей. Греческие историки Геродот и Павсаний, литератор Лукиан оставили нам описания крупнейших культовых центров древности. Оракул в греческих Дельфах привлекал внимание известных людей древности, которые хотели получить пророчество в отношении своей судьбы.
В настоящее время паломничество выступает в качестве важнейшего культового действия в буддизме, индуизме, сикхизме, исламе и христианстве.
Паломничество издревле поощрялось в буддизме, культура которого распространялась на восток, север и юг во многом благодаря монахам-миссионерам. Северный буддизм сохраняет традиции паломничества до настоящих дней. Притягательными целями для буддистов Махаяны являются места пребывания основателя буддизма Будды, отмеченные ступами, куполообразными строениями без внутренних помещений. Кроме того, буддисты стремятся побывать в известных монастырях. Резиденцию Далай-ламы в Индии также посещают десятки тысяч людей. В России центром паломничества буддистов является Иволгинский дацан под Улан — Удэ.
Миллионы людей совершают паломнические поездки в современной Индии. Среди центров паломничества следует отметить город Варанаси, крупнейший религиозный центр, город сотни храмов. По преданию, именно около этого города Будда произнес свою первую проповедь. Свои святые места есть у шиваитов и вишнуитов, представляющих два основных направления индуизма.-Священным действием для каждого индуса является омовение в водах реки Ганг.
Следует отметить, что одна мировая религия — ислам — рассматривает паломничество в качестве обязательного требования для каждого мусульманина. Правда, с тех пор, как мусульмане расселились по всему свету, это требование не является безусловно необходимым. Все же паломничество в Мекку остается весьма желательным и очень почетным предприятием. Вторым по значимости местом паломничества служит Медина, город пророка, где находится его могила. Священным городом для каждого мусульманина является Иерусалим. Отсюда, со Святой скалы на горе Мориа, по легенде, пророк Мухаммад поднялся к аллаху и лицезрел его (по — арабски мирадж — вознесение пророка). Исторические мусульманские мечети созданы на месте нахождения Иерусалимского храма — на Храмовой горе. Это Куббат ас-Сахра (купол на Скале, мечеть Омара, VII век) и Аль-Акса. Мечеть Аль-Акса расположена на южной стороне храмовой площади и считается третьей по значимости (после святынь Мекки и Медины) святыней мусульманского мира. Это исторически первая мечеть Иерусалима, которая неоднократно перестраивалась.
Кроме святых мест в Саудовской Аравии (могила пророка в Медине и Кааба в Мекке), являющихся святынями мусульман всего мира, существуют места поклонения мусульман отдельных течений. Так, мусульмане-шииты поклоняются внуку пророка, имаму Хусейну, могила которого находится в иракском городе Кербеле. Свои места поклонения, связанные с деятельностью известных деятелей ислама на Кавказе, есть и у многих народов Северного Кавказа.
Сильны традиции паломничества и среди последователей иудаизма. Согласно вероучению иудаизма, существует только один культовый центр, в котором может совершаться богослужение — Иерусалимский храм. Он являлся объектом паломничества всех евреев древнего мира. После его разрушения римскими войсками в 70-м году местом паломничества стала Стена Плача, предположительно созданная из каменных блоков древнего храма. В течение почти двух тысячелетий эта Стена является местом оплакивания евреями былого величия Израиля, Иерусалима и его храма. Стена по сей день остается для евреев самым подлинным и весомым символом их единства pi связи с исторической родиной.
Кроме священного города Иерусалима верующих евреев привлекают и другие города мира, связанные с известными религиозными деятелями. Так, последователи одного из течений иудаизма — хасидизма — поклоняются обожествляемым лидерам своего движения — ребе. В начале 20-х годов пятый ребе проживал в Ростове — на-Дону и похоронен на еврейском кладбище города. В настоящее время дом ребе (в пер. Братском) и место его захоронения стали местом паломничества хасидов со всего мира, прежде всего из Израиля.
Сильны традиции паломничества в христианстве — католицизме и православии.
В христианстве паломничество утверждается как особый вид культового поведения с IV в. Этому способствовало появление монашества и культа святых. Наиболее притягательной целью паломничества оставались Палестина, Иерусалим, где находится храм Гроба Господня (первая пол. IV в.). Храм Гроба Господня располагается на горе легендарного распятия Иисуса Христа (Голгофе) в месте предполагаемого нахождения его гроба. (В древней Палестине хоронили в гротах, высеченных в скалах.) В храме находится ряд часовен, связанных с эпизодами мучений и кончины Иисуса
Христа и принадлежащих различным христианским церквям. Самые волнующие и торжественные для верующих службы здесь совершаются в канун Пасхи, праздника воскресения Христа.
Кроме Иерусалима, интерес вызывают места рождения и деятельности Иисуса Христа — Вифлеем и Назарет. Массовым паломничество стало в эпоху средних веков. Сотни тысяч людей отправлялись на Ближний Восток, чтобы прикоснуться к христианским святыням. По сути дела крестовые походы были направлены на освобождение христианских святынь от мусульман, для того чтобы сделать их более доступными паломникам. Поездки паломников совершались из портов Франции и Италии и были достаточно хорошо организованы. С развитием процесса секуляризации (потерей влияния церкви на общество) интенсивность паломничества стала падать, и к началу XX столетия массовое паломничество прекратилось.
В настоящее время большое значение как центры паломничества католиков имеют культовые места в Западной Европе. Величайшее место притяжения католиков — Ватикан. Это не только культовый и административный центр мирового католицизма, но и художественный ансамбль мирового значения. Собор святого Петра и ватиканские музеи являются выдающимися памятниками искусства Возрождения. Собор св. Петра строился около ста лет и был завершен в начале XVII столетия. Он может вмещать до 10 тыс. человек. Здесь находится могила св. Петра, а также многие памятники религиозного искусства работ выдающихся художников. Рядом с собором находится Ватиканский дворец, местопребывание римских пап. Сикстинская капелла дворца расписывалась такими гениями эпохи Возрождения, как Рафаэль, Микеланджело, Боттичелли, Перуджино и другими.
Притягательны для католиков и национальные культовые памятники в Италии, Испании, Франции. Среди них следует отметить не только действующие католические соборы, но и аббатства, монастырские комплексы. Всемирную известность приобрел французский город Лурд, который привлекает тысячи людей, надеющихся получить выздоровление от тяжких недугов.
В католицизме сохранился такой своеобразный вид паломничества, как перевоз группой верующих изваяния Девы Марии из одного прихода в другой для поклонения. Такого рода паломничество организовывалось и немногочисленными католическими общинами Ростовской области в последние годы. Следует отметить, что в области находится древнейший на юге России костел (построен в начале XIX века), являющийся сейчас памятником истории и искусства.
Паломничество — излюбленная форма культового служения в православии. После принятия христианства в X в. русские люди по примеру христиан Запада и Востока стали совершать посещение святынь Константинополя и Палестины. Кроме того, на Руси издревле не только крестьяне, но и представители других сословий совершали посещение самых известных национальных православных святынь — храмов, лавр (крупнейших и известнейших монастырей), монастырей. Хождения в Палестину русских паломников относят к XI в. Известным памятником паломничества в Палестину стали записки игумена Даниила (начало XII в.) с детальным описанием христианских достопримечательностей Палестины. Третьим зарубежным центром паломничества стала святая гора в Греции — Афон. На горе расположен русский монастырь св. Пантелеймона, монахи которого, несмотря на удаленность от России, пользовались большим почетом и вели разнообразную проповедническую деятельность на родине. Монастырь пользовался поддержкой церковных и светских властей, получая в год до 5 млн рублей. Эти пожертвования были использованы на создание красивейшего монастырского комплекса, пришедшего в наше время в упадок.
Паломничество в Палестину вначале осуществлялось духовными лицами, а также представителями правящего сословия. В основном оно совершалось пешком. Это были настоящие хождения, полные опасности. После захвата турками Константинополя в 1453 г. традиции хождений в Палестину практически прерываются. Они возрождаются только в XIX столетии. Для помощи паломникам в Иерусалиме создается русская духовная миссия. В 1882 г. организуется Палестинское общество, которое специально занималось отправкой русских паломников на Святую землю. Путешествие совершалось, как правило, морским путем, хотя в конце позапрошлого века русские крестьяне ходили в Иерусалим и пешком.
Наряду с посещением Палестины и Афона приобретают значение местные национальные святыни. Хождение по монастырям становится настоящей национальной традицией. Жесткая система экономической зависимости, централизм и бюрократия политической и общественной жизни становились причиной поисков людьми неформальных душевных отношений, правды жизни, утешения, которые искали у монахов и отшельников. Русские люди искали в ходе паломничества избавления от серьезных недугов, освобождения от тяжкого сознания своих ошибочных поступков, стремились принести телесное и душевное облегчения своим близким.
Важнейшими местами паломничества на протяжении столетий оставались Киево-Печерская и Троице-Сергиева Лавры. Кие — во-Печерская Лавра — древнейший мужской монастырь Киевской Руси. Он основан в 1051 г. Искусственно созданные монастырские пещеры были в древносіи жилищем монахов. До XVI в. здесь совершались захоронения монахов, многие из которых прославлены как известные мученики и святые. В XI—XII вв. монастырь был крупнейшим культурным центром Древней Руси. В 1598 г. монастырь получил наименование Лавры.
Архитектурный комплекс Киево-Печерской Лавры включает Верхнюю Лавру, Ближние и Дальние пещеры. Из древних храмов сохранилась Троицкая Надвратная церковь (перестроена в XVIII в.), церковь Всех Святых, и церковь Рождества Богородицы (обе — XVIII в.). Колокольня Лавры — почти стометровой высоты, построена в XVIII в. Главным объектом притяжения в Лавре являются останки ее подвижников, монахов, среди которых немало лиц, сыгравших в истории России значительные роли.
Троице-Сергиева Лавра — крупнейший и наиболее почитаемый паломниками русский монастырь основан около 1340 г. Сергием Радонежским. Лавра является религиозным, культурным, историческим и политическим центром на протяжении столетий русской истории. Здесь создавались летописные своды, развивались иконопись и ремесла. Лавра становится символическим выражением целостности России, а также ее национального и религиозного своеобразия. Ее можно рассматривать как духовный центр складывающегося независимого Русского государства. На территории Лавры находится более 50 сооружений, созданных руками московских, ярославских и псковских мастеров. Главная святыня Лавры — Троицкий собор, иконостас которого расписывали Андрей Рублев и Даниил Черный. Здесь находится самое известное творение Рублева — «Троица» (в настоящее время заменено копией). В соборе покоятся и мощи основателя Лавры — Сергия Радонежского. Самый крупный собор Лавры — Успенский — построен в конце XVI столетия. Колокольня Лавры высотой в 88 м построена в середине XVIII в. На территории Лавры находятся корпуса Московской духовной семинарии и академии. Монастырская жизнь Лавры не прекращалась в XX столетии, несмотря на гонения на церковь. Паломников привлекают в Лавре не только древнейшие православные святыни, но и монахи, многие из которых дают утешение верующим и помогают находить ответы на жизненные вопросы.
В настоящее время все больше паломников посещают города Саров и Козельск. Первый город известен обителью Серафима Саровского, наиболее известного русского святого первой половины XIX столетия. Посещение богослужения в монастыре в церкви во имя преподобного Серафима Саровского, купание в источнике являются наиболее важными делами, совершаемыми паломниками.
В Козельске находится широко известная Оптина пустынь. В XVIII и XIX столетиях она являлась центром русского старчества. Здесь искали ответа на сложные мировоззренческие вопросы многие выдающиеся деятели русской культуры. В настоящее время мужской монастырь восстанавливается и привлекает к себе паломников.
Свои места паломничества существуют и в Ростовской области. Два года назад канонизирован первый местночтимый святой — Павел Таганрогский. Поездки к его мощам собирают многих верующих. Как объект посещения привлекателен и Свято-Донской Старочеркасский мужской монастырь. После постройки дороги в Старочеркасск его регулярно посещают паломники из Ростовской области и соседних епархий.
Организация коллективного паломничества является трудоемкой деятельностью, в чем нетрудно убедиться на примере паломничества в Мекку. Уже в эпоху средних веков создавались братства и ордена, помогавшие паломникам достигать привлекающие их святые места. В настоящее время организаторами паломничества, как правило, выступают религиозные организации, которые налаживают сотрудничество с туристическими фирмами. Ростовская епархия выступала организатором ряда поездок паломников в Иерусалим. Отдельные приходы епархии самостоятельно организуют поездки в такие святыни, как Киево-Печерская Лавра, Поча — евская Лавра (Украина), Троице-Сершева Лавра и Серафимо-Де — веевский монастырь (связан с жизнь Серафима Саровского).
Рассмотрим более детально организацию паломничества в Мекку (хадж). Хадж — обязанность любого мусульманина, однако это дорогостоящее мероприятие недоступно всем мусульманам. Королевство Саудовской Аравии устанавливает отдельным странам квоты на количество паломников, в границах которых и составляются списки желающих совершить хадж. Эта квота установлена в одну тысячу паломников на каждый миллион населения заинтересованной стороны. Ограниченность количества паломников связана с ограниченностью площадей святых мест (в последние годы отмечены несчастные случае, когда в давке погибают или получают увечья паломники). Исходя из приблизительного количества мусульманского населения России в 20 млн человек, эта квота достигает 20 тысяч человек. Однако реально в хадже участвует около 7 тысяч человек россиян.
Непосредственную работу по отбору и подготовке кандидатов проводят мусульманские духовные управления Северного Кавказа. Они определяют те турагентства, которые уполномочиваются на организацию поездки паломников. Требованием саудовской стороны является организация хаджа только теми туристическими агентствами или мусульманскими организациями, которые признаны посольством Королевства в Москве. В частности, лицензии на доставку паломников в Королевство имеют такие туристические фирмы и мусульманские организации, как «Галф Травел», «Са — уди Тур» и «Наджм тур».
Паломники прибывают в Королевство авиатранспортом или автотранспортом. Самолетами паломники прибывают в аэропорт имени короля Абдель Азиза в Джидде. Перевозка осуществляется любой авиакомпанией, имеющей лицензию международных авиационных организаций.