15.02.2013. | Автор:


7.3.1. Множественность обитаем) гх миров. «Парадокс Ферми». В 1975 г. на Зеленчукской школе-семинаре CETI И. С. Шкловский выступил с концепцией уникальности нашей земной цивилизации. В 1976 г. он опубликовал в «Вопросах философии» статью с обо­снованием своей точки зрения. Эта работа, возрождавшая старый спор о множественности обитаемых миров, явилась отражением тех трудностей (объе Пивных и субъективных), с которыми столкнулась проблема SET1 в процессе своего развития. Концепция уникально­сти не получила поддержки со стороны специалистов в области SETI. С критикой ее выступили Н. С. Кардашев, В. С. Троицкий и др. Интересная полемика по этой проблеме между И. Шкловским и С. Лемом опубликована в журнале «Знание-сила» в 1977 г. Мы рас­сказывали об этих дискуссиях в § 4.4.

Возникшая дискуссия потребовала более строгого подхода к оценке числа коммуникативных цивилизаций. Пример такого под­хода, основанного на использовании статистических методов, со­держится в работах Л. М. Гиндилиса и Б. Н Пановкина373 (см. п. 4.3.4). Другой подход был продемонстрирован Л. С. Марочни­ком и Л. М. Мухиным374. Они оценили число цивилизаций в Га­лактике, исхода из развиваемых ими представлений о том, что жизнь возникает в узкой кольцевой зоне Галактики, вблизи области коро- тации (где спиральные рукава неподвижны относительно звезд), а время жизни цивилизаций определяется временем движения звезды по галактической орбите между соседними спиральными рукавами. Полученная ими оценка (верхний предел): 4 107 цивилизаций в Га­лактике.

В связи с проблемой «космического чуда», на отсутствии кото рого в значительной мере строится концепция уникальности, В. С. Троицкий детально проанализировал возможность создания мощных всенаправленных маяксь передатчиков для межзвездной связи и пришел к выводу, что необходимость сохранения около­звездной среды обитания приводит к энергетическим ограничени ям, которые не позволяют реализовать доста точно мощный пере датчик, соответствующий цивилизациям II и III типа по Кардашеву. С друг ой стороны, для преодоления АС-парадокса Троицкий выд-

Гиндилис JJ М„ Пановкин Б. Н. Методология оценки числа внеземных цивилк,>аций //Астрономия, методология мировоззрение—М Наука, 1979 С 336-358 Гиндилис JI М. К методологии оценки числа цивилизаций в Галактике / Пробле ма поиска внеземных цивилизаций — М Наука, 1981. С. 126-148

I7* Марочнич J1 С., Мухин Л. М Галактический пояс жизни//Препринт ИКИ АН СССР. № 761. — М., 1983 Они же / Проблема поиска жизни во Вселенной. — М Наука, 1986. С. 41-4С Винул совершенно нову ю оригинальную концепцию одновремен­ного и однократного происхождения жизни во Вселенной. Мы рассказывали об этом в гл. 6. Анализ проблемы множественности обитаемых миров (включая АС-парадокс) был выполнен в 1988 г. JI. М. Гиндилисом[268].

7.3.2. Модели развития космических цивилизаций Две страте­гии SETI, сформировавшиеся еще на 1 м Всесоюзном совещании по внеземным цивили йциям (Бюракан, 1964), основывались на двух различных концепциях развития ВЦ. Очна из них исходит из того, что энергетический уровень цивилизаций oi раничен определенны­ми физическими и экологическими причинами, благодаря чему трудно ожидат ь, чтс будут использоваться сверхмощные передатчи­ки, значительно превышающие уровень энергопотребления для пла­не гной цивилизации порядка 1014 Вт. Эта концепция развивалась В. С Троицким. Другая концепция, которую развивает Н. С. Кар­дашев, допускает возможность достижения гораздо более высокого уровня энергетики, вплоть до 1038 Вт, сравнимог о с энергопотреб­лением целых галактик. По мнению Кардашева, цивилизации дол — жн1 г стремиться к объединению в компактные системы, чтобьг со­брать все свои ресу рсы в относительно небольшом числе объектов (гипотеза «урбанизации»). Он рассмотрел шесть различных сцена­риев развития цивилизаций, в которьгх обьединение происходит на различньгх пространственных масштабах. Наиболее вероятным, по его мнению, является объединение цивилизаций в предельно боль­ших масштабах порядка 1-10 млрд св. лет[269].

Более общий подход, основанный на системном шализе, содер­жится в работах Л. В. Лескова. Мьг рассказывали о них в гл. 5.

7.3.3. Проблемы контакта. Важнейшим аспектом контакта меж­ду цивилизациями является возможность взаимопонимания при различной системе понятий. В 1970-х годах Б. Н. Пановкин ак­тивно разрабатывал эту проблему. Он пришел к вьгводу, что кон­такт между цивилизациями по каналам связи (вне общей произ­водственной деятельности по преобразованию окружающей сре­ды) невозможен. Хотя его точка зрения является спорной (мы ка­сались этого вопроса в гл. 6), критика общепринятых, часто весь­ма упрощенных взглядов, проведенная Пановкиным, оказалась весьма полезной, она стимулирокала ряд плодотворных дискуссий и способствовала более правильной оценке реального состояния проблемь. Еще одно направление развивалось в Институте кибер­нетики Акадс мии наук Украины под руководством И. ГЛ. Крейн. Она рассматривала контакт с внеземными цивилизациями как част­ный случай более общей проблемы — контакта с высокооргани­зованными системами. Мы подобно обсуждали идеи И. М. Крейн в § 5.1 в связи с определением понятия «космическая цивилиза­ция^. Упомянем еще три работы, связанные с контактом и разра­боткой языков-посредников[270].

Проблема языка для связи с космическими цивилизациями рас­сматривалась Б. В. Сухотиным[271]. Он не ставил цель построения спе — ииального языка для связи с ВЦ, а решал другую задачу — дешнф- рогки сообщения, полученного по каналам межзвездной связи По­скольку о языке отправителя нам ничего неизвестно, Сухотин сформулировал задачу в предельно общем виде: задан некий произ­вольный текст, написанный неизвестными символами на неизвест ном языке, мы не знаем, используются ли буквы, иероглифы или что-то иное, не знаем, как выделяются такие части речи, как «ело ва», «предложения», «абзацы». требуегся расшифровать этот текст, выделить содержащуюся в нем информацию. Cjxothh разработан ряд алгоритмов для решения этой задачи. К сожалению, после ei о безвременного ухода из жизни эта работы никем не продолжались.

Обстоятельный философскиг анализ проблемы контакта с ВЦ выполнен В. В. Рубцовым и А. Д. Урсулом[272].

7.3.4. Межзвездные перелеты. В 1970-х годах в СССР получили развитие исследования, связанные с разработкой релятивистской те­ории межзвездных полетов (У. Н. Закиров, Б. К. Федюшин и цр.)[273]. Это самостоятельное научное направление, не обязательно связан­ное с SETI. В 1970-х годах Закиров представил несколько докладов на ежегодные конгрессы Международной федерации астронавтики, в которых рассматривалась задача о посылке зонда на поиски вне­земных цивилизаций. Совместно с М. Я Маровым он разработал схему полета к ближайшим звездамзп. Используется пятиступенча­тая ракета массой около 3000 т с по гезной нагрузкой 450 кг, кото­рая стартует с орбиты искусс гвеншя о спутника Земли. Одновре­менно посылаются две такие ракетиз, из которых одна служит до — заправщиком. Она присоединяется к основной ракете после выхода за пределы Солнечной системы. Это позволяет развить скорость 0,4 с и достигнуть окрестностей ближайших звезд за время жизни одного поколения. В полете должны решаться следующие задачи: изучение физических характеристик межзвездной среды, обнару жение планетных систем у других звезд, обнаружение сигналов ВЦ и попытка установления контакта с ними. С этой гелью в составе оборудования зонда предусматривается радиомаяк, который будет «ощупывать» пространство. Если использовать 30-метровую антен­ну, то для связи на волне 21 см в пределах 10 св. лет достаточна мощность передатчика около 200 Вт. Удельная плотность научной аппаратуры по отношению к общей массе корабля должна состав­лять 40%. Авторы полагают, что в целом подобный проект вполне реализуе м.

В. Г. Сурдин рассмотрел более общую задачу — путешествия в пределах Галактики с использованием гравитационного маневра около одиночных и кратных звезд различных типов. Он пришел к выводу, что наилучшие условия для этого реализуются в ядрах ша­ровых скоплений[274]. Поскольку и расстояния между звездами там невелики, то межзвездные сообщения для жителей шаровых скоп­лений (_если они существуют!) не представляют проблемы.

7.3.5. Философия и SETI. Изучение возможностей связи с вне­земными цивилизациями приводит к постановке ряда вопросов общенаучного и философского порядка. Мног ие из них обсужда­лись на ежегодных Чтениях в Калуге, посвященных разработке на учного наследия и развитию идей К Э. Цислковского. Авторитет Циолковского позволял касаться таких вопросов, обсуждать кото­рые в то время было не принято. Материалы этих обсуждений опуб ликованы в трудах Чтений. Несколько полезных дискуссий по фи лософских аспектам проблемы SETI, организованных Институтом философии АН СССР, нашли отражение в книге[275].

7.3.6. Является ли SETI проблемой астрофизики или ку няу — ры в целом? Так назывался доклад, с которым В. Ф. Шварцман выступил на Зеленчукской школе-семинаре CETI в 1975 г. В нем Шварцман, демонстрируя превосходную эрудицию во многих об­ластях науки, философии и искусства, обосновал важнейшую мысль о том, что проблема SETI — не только общенаучная и философ­ская проблема, но проблема всей человеческой культуры. Эта оче­видная мысль показалась многим не просто спорной, но и абсурд­ной. Статья Шварцмана даже не была включена в Труды Зеленчук — ского семинара и была опубликована позднее[276]. В той же работе Шварцман развил глубокие идеи об использовании музыки и игр в межзвездных послания: Мы рассказывали об этом в § 1.14.

Комментарии закрыты.