К счастью, кровоточащая язва спонтанно заживает у 70%-80% больных, кото — рые попадают в госпиталь. Во время кровотечения больным переливают кровь, вводят внутривенно физиологический раствор, антикислотные препараты, антибиотики и лекарства, которые улучшают свертываемость крови. Если не удается остановить кровотечение, необходимо хирургическое вмешательство:
■ Эндоскопия — наиболее щадящая процедура. Больному вводят эндоскоп, и врач-хирург визуально, как сварочным аппаратом, «запаивает» язву (т. е. коагулирует теплом или током кровоточащие капилляры). Эта процедура эффективна в 80-85% случаев.
■ Полостные операции: методология операции зависит от опыта и знаний хирурга. Врач рассекает частично или полностью нерв, через который из мозга в желудок приходит сигнал о секреции желудочного сока (vagotomy), делает резекцию нижней части желудка, которая продуцирует гормон, стимулирующий кислотность (antrectomy), или увеличивает проток между желудком и двенадцатиперстной кишкой для более быстрого прохождения пищи (pyloroplasty). Часто все эти три процедуры делаются одновременно.
Согласитесь, удовольствия мало и последствия для будущего здоровья сомнительны, но все же лучше так, чем скончаться от кровотечения.
Что касается послеоперационной реабилитации, то здесь начинается полный кошмар: мне приходилось консультировать пациентов, которым в ведущих онкологических центрах США удалили желудок из-за рака, но даже после такой радикальной операции не рекомендовали изменить стиль питания. Одну пациентку хирург даже уверял, что её кишечник возьмет на себя функции желудка и что ей не надо волноваться.