Как мы видели в предыдущем разделе, играют только гости. Они веселятся и танцуют преимущественно наимоднейшие танцы. Мода в танцах довольно быстро изменяется, но есть один, который не стареет,— это вальс. В вихре вальса кружатся гости — заряженные частицы. Вместе с ними в круговорот вовлекаются и хозяева — потоки воды.
Рассмотрим подробнее, как же это происходит. На рис. 8, а изображены два иона, движущиеся с потоком воды по трубопроводу. Между ионами действует сила Кулона
Fz = qiq2/d\ (6)
Где d — расстояние между ионами.
Ионы с противоположными зарядами притягиваются друг к другу, но слишком тесному сближению препятствуют гидратные оболочки (на рис. 8 они не изображены). Таким образом, на ионы действуют две силы — сила инерции движения с потоком и сила Fz.
На рис. 8, б показано, что изменяется при действии магнитного поля. На ионы теперь действует также и сила Лоренца F% направленная противоположно
T/ФО; НФО |
ИфО; Н=0
T |
А |
6
Рис. 8. Движение ионов в зоне магнитного поля
Силе Fз. Поэтому расстояние между ионами возрастает. Очевидно это происходит не только с двумя, но и со всеми ионами в растворе, так что в зоне действия магнитного поля возникает неоднородность плотности. Кроме того, перемещение противоположно заряженных ионов к стенкам трубопровода приводит к возникновению поперечной разности потенциалов (см. раздел 2.4).
На рис. 9, а изображены две частицы, находящиеся в неподвижной воде во взвешенном состоянии (сила тяжести уравновешена броуновским движением молекул воды); поверхностные заряды частиц имеют противоположные знаки. Тонкой линией вокруг частиц обозначена область гидратной «шубы». Если частицы сферические по форме (например, капельки в эмульсии, газовые пузырьки), то и «шуба» имеет форму шара. У кристалликов кубической формы (например, фторида кальция) «шуба» тоже близка к шару. У пластинчатых кристаллов сульфата кальция «шуба» продолговатая, напоминает сосиску. Мы для упрощения рассматриваем случай, когда проекции и частицы, и ее «шубы» представляют собой концентрические окружности.
При движении потока (рис. 9,6) гидратная «шуба» деформируется, приобретая форму, близкую к эллипсоиду. При действии магнитного поля на движущийся поток (рис. 9, в) форма «шубы» становится каплеобразной. Поскольку «шуба» имеет заряд, противоположный по знаку заряду частицы, то направление силы Fj,
Іл=0; H=0 |
V-ФО; Н"0 |
VҐ*0; НфО |
6 |
Рис. 9. Движение заряженных частиц в зоне магнитного поля |
1г2 , :©:)—»■v "2L /з |
В |
A |
Действующей на «шубу», будет противоположным направлению силы F2, действующей на частицу. Поэтому «шуба» начнет разворачиваться в потоке. В то же время сама частица вместе с близлежащими слоями «шубы» станет перемещаться к стенке трубопровода. В результате возникнет сложное вихреобразное движение. Такие вихри образуются в реальных водных системах, содержащих частички взвешенных веществ и пузырьки газа. Возникновение микровихрей в зоне действия магнитного поля означает микротурбулизацию системы.
Внутри вихря создается давление до 10 Па — его впервые измерили Н. Ф. Бондаренко и Е. 3. Гак. Им же удалось сфотографировать микровихрь (рис. 10). Такого давления достаточно, чтобы «шубы» сползли со своих частиц, и те начали ассоциировать друг с другом (именно наличие «шубы» препятствует ассоциации). В химии такое соединение твердых частиц называется коагуляцией, капелек жидкости или пузырьков газа — коалесценцией. А в акустике принят единый термин — коагуляция.
Укрупненные в результате коагуляции твердые ча — тицы выпадают в осадок. Плотность раствора при этом • уменьшается, изменяются и другие его свойства. Укрупненные в результате коалесценции пузырьки газа всплывают. Дегазация раствора сопровождается возрастанием плотности.
Для того, чтобы ионы могли «раздеться», требуется давление порядка Ю6 Па. Такое давление в жидкости
Рис. 10. Портрет микровихря
Возникает, например, при ультразвуковой кавитации. Итак, магнитное поле уменьшает степень гидратации частиц, а не ионов.
Из сказанного следует, что наиболее вероятным механизмом действия магнитного поля на водные системы надо признать микротурбулизацию потоков, связанное с ней уменьшение степени гидратации микровзвесей и пузырьков газов, их коагуляцию и коалесцен — цию. При ультразвуковой обработке растворов также возникает микротурбулизация (наряду с рядом иных микропроцессов). Поэтому, вероятно, оба вида обработки приводят к во многом сходным результатам.
Завершая этот раздел, надо сказать, что метод магнитной обработки водных систем строже было бы называть методом магнитогидродинамической активации. Однако в производственно-технической литературе привился жаргонный термин омагничивание. 50