— Хорошо,— возражают нам оппоненты.— Пусть под действием магнитного поля ионы попадают в клетки-полости, создавая тем самым эффекты магнитной обработки. Но ведь сила Лоренца не изменяет энергию иона, значит, в полости будет попадать ионов столько же, сколько и без магнитного поля. Как же тогда отличить эти два состояния?
Похоже на то, что принципиально невозможно обнаружить действие магнитного поля. Вот почему этот вопрос самый главный.
Для того чтобы правильно ответить на этот главный вопрос спора, надо попытаться сформулировать его как-нибудь иначе. Например, будут ли оказывать иа раствор одинаковое действие силы, равные по величине, но разные по природе. Действие сил Лоренца ¥ч и Кулона F3 различно — это установлено опытным путем. Значит, сила Лоренца обладает какой-то удивительной особенностью, и поэтому надо учитывать не только ее размер, но и еще какое-то свойство. Какое именно?
В разделе 3.3 мы указывали на искривление траектории движущегося заряда под действием силы Лоренца, причем радиус возникающего кругового движения измерялся как r = mv/qB. Разумеется, на те ионы, которые уже находятся внутри клеток-полостей каркаса и на какое-то время там стабилизированы, магнитное поле не влияет из-за большой инертной массы каркаса. Каркас-то состоит из молекул НгО, которые своей траектории в поле не меняют! Поэтому полостные ионы вместе с потоком беспрепятственно проследуют через зону действия магнитного поля. Но на ионы, которые находятся в состоянии движения, магнитное поле, безусловно, влияет, заставляя их двигаться криволинейно. Такое криволинейное движение будет осуществ — литься до тех пор, пока ион не столкнется с другим ионом либо с вакантной полостью каркаса.
Сопоставим две длины: путь свободного пробега иона / (т. е. его путь от столкновения до столкновения) и длину окружности 2лг. Если //2лг<1, то ионы, совершая неполное круговое движение, перемещаются через зону действия магнитного поля, но перемещение длительнее, чем без поля, ибо траектория движения не прямолинейная. Поэтому в зоне действия поля увеличивается концентрация ионов, а это приводит к увеличению числа ионов, попадающих в полости. Возникает эффект магнитной обработки.
Если //2лг=1, то во время своего свободного пробега каждый ион совершает полный оборот по окружности. Концентрация ионов в зоне действия поля не изменяется, эффект магнитной обработки не проявляется.
Нет эффекта и при условии //2лг = 0. Подставив значение В = 0 в формулу (4), получим г— сю. А если длину свободного пробега разделить на бесконечность, то получим ноль.
Таким образом, условие проявления эффектов магнитной обработки следующее: 0<//2лг<1.
Надо подробнее сказать и о том, что происходит при условии //2лг^>1. В этом случае ионы устраивают настоящий хоровод вокруг магнитных силовых линий. В начальном участке зоны магнитного поля резко возрастает концентрация ионов. Правда, очень скоро она начнет уменьшаться, а начальный узкий участок станет как бы рассасываться, распространяясь на всю зону магнитного поля. Все же концентрация ионов останется довольно большой, ионы будут часто сталкиваться с каркасом, и от таких частых ударов из полостей каркаса начнут высвобождаться ионы, попавшие туда ранее, например вследствие теплового движения. Уменьшение числа ионов в полостях вызовет появление эффектов обратного знака, например, электрическая проводимость не уменьшится, а возрастет.
Таким образом, будет или не будет возникать эффект магнитной обработки, каков окажется знак такого эффекта — зависит от отношения //г, т. е. от того, какие именно ионы находятся в растворе (каковы их масса, заряд, концентрация, скорость), и от значения магнитной индукции. Различное сочетание всех этих факторов может привести к совершенно противоположным результатам. Поэтому в каждом конкретном случае приходится подбирать оптимальные условия магнитной обработки.
Пусть, например, в производственных условиях нашли для какого-то раствора такие оптимальные условия и добились весьма заметного полезного эффекта. Но затем заменили насос, который прокачивал раствор по трубопроводу,— и скорость потока уменьшилась втрое. Можно не сомневаться, что уменьшится и эффект магнитной обработки. Для того чтобы его вернуть, надо, согласно формуле (4), уменьшить магнитную индукцию также в три раза.
Зависимость любого эффекта магнитной обработки для раствора, содержащего ионы только одного вида, от магнитной индукции имеет вид кривой с максимумом, ибо при увеличении или уменьшении индукции нарушается оптимальное соотношение 1/2пг. В природных и технических водах, где имеется много «тонких» ионов, обычно наблюдают несколько максимумов. Эта так называемая полиэкстремальность неоднократно подвергалась сомнению, потому что, казалось бы, требовала для своего объяснения некоего резонансного механизма. Как видим, резонанс тут не причем.
А теперь подумаем о роли реверса. Опыт показывает, что реверс усиливает эффекты действия магнитного поля. В магнитных аппаратах, предназначенных для обработки концентрированных растворов, создают четыре, а то и восемь реверсов. Каков же механизм действия реверса?
Мы уже отмечали, что электромагнитодинамическое движение ионов приводит к их концентрации вблизи стенок трубопровода. Ионы, сгрудившиеся вблизи стенок, не участвуют в игре «гость в клетке». После реверса направление магнитных силовых линий оказывается противоположным. В зоне действия поля после реверса ионы также стремятся собраться у стенки, но для этого им надо перебраться на противоположную сторону трубопровода. На этом длинном пути ионы неизбежно будут сталкиваться с каркасом и попадать в клетки-полости. Итак, реверс способствует вовлечению в игру таких ионов, которые из игры вышли.
Будем считать, что игра «гость в клетке» на самом деле не игра, а служба иона или его работа. В таком случае можно сказать и по-другому: реверс заставляет работать тех, кто от работы увиливает.