Начиная с XIX века экскурсии, походы, путешествия стали применяться как способ обучения в школьном, специальном и высшем образовании, а также для сбора научно-географической и краеведческой информации о различных районах России. Развитие науки, изобретения в области техники, появление железных дорог, пароходов — все это способствовало быстрому распространению как внутренних, так и внешних поездок с разными целями. Однако в первой половине XIX века туризм все еще оставался занятием лишь ограниченной части подданных Российской империи (в основном купцов и дворян). Поездки совершались преимущественно в западные страны, а также в Петербург и Москву. Необходимо заметить, в этот период каких-либо учреждений по организации таких путешествий не существовало.
С Россией читателей продолжали знакомить путеводители, которые посвящались уже не только столицам, но и другим городам империи. Так, в 1839 году выходит в свет "Путеводитель по Ревелю и его окрестностям" Н. Рейтлингера. Популярным становится "Путеводитель от Москвы до С.- Петербурга и обратно…" И. Дмитриева.
Этот период, по мнению ряда ученых (В. А. Квартальнов, И. В. Зорин, Т. П. Каверина и др.) называется просветительским периодом развития российского туризма. Туризм в просветительский период развивался в следующих направлениях: паломнические путешествия; поездки с целью лечения и оздоровления; индивидуальные путешествия познавательного характера; путешествия экскурсионного характера с просветительско-познавательной целью для учащихся начальных, средних и высших школ.
Зарождение отечественного организованного туризма можно отнести к началу 1890-х годов. Период с 1890 по 1917 годы в научной литературе называют предпринимательским периодом в развитии туризма России. Именно тогда появляются общества туристской направленности: Общество любителей естествознания (ОЛЕ), Крымский горный клуб, Кавказский горный клуб, Кружок любителей горного спорта и крымских гор и другие.
Во второй половине XIX века русские путешественники познакомились с деятельностью, так называемых альпийских клубов европейских стран — Альпийского, Австрийского, Швейцарского и другими. Прошли по маршрутам, проложенным этими клубами в Альпах. А в 1878 году в Тифлисе был создан первый в России горный клуб под названием "Общество любителей естествознания и альпийского кавказского клуба". Это общество официально входило в Кавказское отделение русского географического общества. Однако общество просуществовало всего 6 лет, провела несколько экскурсий и выпустила две книжки "Известий" со статьями о природе Кавказа.
В Крыму и на Кавказе сформировались курорты, где сосредоточились рекреационные виды туризма. К 1913 г. в России работало 60 санаториев на 3 тысячи мест. Началось формирование туристского бизнеса, то есть появление предприятий, специализирующихся на обслуживании туристов, как-то: гостиницы, кафе, рестораны и специальные магазины. Например, в Сочи был сооружен комплекс "Кавказская Ривьера", куда входили 4 гостиницы на 360 номеров и концертный зал на 600 мест, оборудованный пляж, корты, автомобили, лечебный корпус. В крупных городах России строились первоклассные гостиницы ("Националь" и "Метрополь" — в Москве, "Европейская" и "Астория" — в Санкт-Петербурге"). Этот период развития туризма в России также характерен становлением экскурсионного обслуживания.
Этапы развития туризма в Рф — стадии процесса возникновения, становления, развития и совершенствования государственного туризма. Можно выделить 5 шагов:
Просветительский (до 1890 г.) характеризовался отдельными примерами использования экскурсий, походов, путешествий, прежде всего в целях образования и сбора научно-географической и краеведческой инфы о разный районах и родном крае. Туризм и экскурсии в значимой мере способствовали выполнению соц программ. Потому не случаем более активно их употребляли революционно-демократические слои и интеллигенция Рф.
Предпринимательский — начался с развитием капитализма в Рф. В это время не только скоро растет туристская инфраструктура — рестораны, гостиницы, транспортная сеть, но и начинает формироваться туристский рынок, в каком очевидно прослеживаются 2 главных сектора — элитарный туризм состоявшихся слоев и экскурсионный, рекреационный туризм интеллигенции. Возникают бессчетные туристские компании, бюро, компании, клубы, общества. 1-ая глобальная война, обострившая экономические и социальные противоречия в Рф и потребовавшая мобилизации всех ресурсов для милитаристских целей, не оставила никаких шансов для развития наметившихся организационно-хозяйственных тенденций.
Организационно-централизованный — начался с 1927 и завершился в конце 60-х гг. Характеризуется доминированием идеологических функций над хозяйственными. Не только большевики идеологизировали туризм, — социальные и идеологические функции туризма и экскурсий вошли в программные документы фактически всех существовавших до 1917 г. партий — эсеров, меньшевиков, кадетов и т. д. Другое дело, что большевики проводили это наиболее откровенно и последовательно. Параллельно с социологизацией, политизацией и идеологизацией туризма сходные процессы шли в здравоохранении, школьном образовании, науке, культуре и остальных сферах жизни общества, которые использовались как принципиальные рычаги социалистического строительства. С возникновением в 1928 г. Общества пролетарского туризма началась монополизация туризма. Передача туризма и экскурсий в ведение профсоюзов еще больше монополизировала ситуацию. При всем этом развитие туризма пошло очень скоро, экстенсивно — за счет включения все новейших ресурсов и территорий. Так формировалась самая большая и самая доступная в мире материальная база общественного и самодеятельного туризма. Сразу к концу этого периода в туризме обострились противоречия, прежде всего из-за невозможности ублажения рекреационных потребностей всего населения при сохранении низких цен на отдых. Это привело к необходимости перехода к новой системе соц нормативов, что и составило суть последующего шага.
Административно-нормативный (1969-1990 гг.) — характеризовался стремительными темпами развития общественного туризма и в то же время еще больше скорым отставанием свойства обслуживания от стандартов промышленности туризма западных государств. Пробы провоцировать развитие туризма административными мерами лишь обострили имеющиеся противоречия. К положительным итогам этого периода следует отнести возросший энтузиазм науки к дилеммам туризма, создание системы рекреационного проектирования, начало формирования новой профессионально-квалификационной структуры и системы непрерывной подготовки кадров туристской сферы. В конце периода стала тривиальной невозможность решения задач интенсификации и повышения свойства туристского обслуживания в рамках административно-командной системы и необходимость широкого использования экономических способов.
Переходный (с 1990 г.) — в нем проявились некие новейшие тенденции развития туристского хозяйства в критериях экономических реформ:
А) изменение структуры рекреационных потребностей и начало сегментации туристского рынка;
Б) переход от монопольного к многоукладному туристскому хозяйству. Активное развитие малых и средних туристских компаний;
В) переход к использованию природных ресурсов и культурного наследия на базе экономических отношений;
Г) переход от административного регулирования функций туристского хозяйства к экономическому стимулированию туристского рынка на новой законодательной базе.
Сразу резко обозначились нехорошие моменты современного периода: в новейших критериях цены на отдых существенно выросли, так как способности дотаций фактически исчерпаны; почти все компании народного хозяйства остановились либо закончили приносить прибыль; спрос свалился, население не имеет нужных средств на отдых, но потребности остались.
В истории развития туризма нет плавного течения. Дважды, сначала и в конце ХХ в., устоявшиеся течения подвергались революционным изменениям, при всем этом в конце столетия произошел возврат к системе ценностей начала века.
Федеральный закон «Об основах туристской деятельности в Российской Федерации» определяет Социальный туризм как «путешествия, субсидируемые из средств, выделяемых государством на социальные нужды», при этом отдельным категориям российских туристов государство в порядке, устанавливаемом Правительством Российской Федерации, предоставляет льготы социального характера.
В странах Европейского союза социальный туризм ассоциируется с клиентурой с низкими доходами, которые не позволяют получать высококачественные туристские услуги. Эта категория граждан нуждается в льготах социального характера. К ней относятся в первую очередь многодетные семьи, дети-сироты, воспитанники детских домов и школ-интернатов, учащаяся и работающая молодежь, пенсионеры, инвалиды и малоимущие граждане. По оценкам отечественных экспертов, в Российской Федерации насчитывается около 35 млн. пенсионеров и инвалидов. Основными источниками средств для оказания целевой помощи наиболее уязвимым слоям населения являются федеральный и местный бюджеты. По некоторым экспертным данным, в 1996 г. в России социальную помощь на проведение отдыха и лечения получили около 160 тыс. пенсионеров и инвалидов.
Таким образом, социальный туризм понимается как сектор туристского рынка, где покупатели получают субсидии из средств, выделяемых государством на социальные нужды, или иных источников покрытия, в целях создания условий для путешествий и отдыха школьникам, работающей и учащейся молодежи из малообеспеченных семей, пенсионерам, ветеранам и инвалидам, т. е. лицам, которым государственные и иные организации оказывают социальную поддержку. Интересно отметить, что в высокоразвитых странах, таких, как США и Германия, социальный туризм как вид дотируемого туризма отсутствует. Центральная проблема социального туризма, наиболее сложная и трудноразрешимая, состоит в поиске источников его финансирования, а при наличии таковых — в системе добросовестного распределения финансовых средств среди малоимущих категорий лиц, имеющих по тем или иным критериям предпочтительное право на льготы в нем. Можно предположить, что при отсутствии надлежащих правовых норм, законодательной базы, финансовых и кадровых документов социальный туризм может превратиться в кормушку для недобросовестных лиц.
Конгрессовый (политический) туризм подразделяется на дипломатический туризм, участие в конгрессах, а также туризм, связанный с политическими событиями и мероприятиями. Бурные революционные события во Франции (Великая французская революция и революция 1830 г.) также наложили свой отпечаток на развитие туризма. Некоторые историки туризма считают нужным выделить в особую категорию "политического, или революционного" туризма поездки во Францию людей, которые хотели быть свидетелями или участниками событий. Разумеется, это была особая категория туристов — чаще всего люди, разделявшие идеи французской революции. Иногда такой туризм трудно было отличить от политический эмиграции. В любом случае, после французской революции путешествия в "поисках политической утопии" стали достаточно распространенным видом занятий политически мыслящей интеллигенции. Наблюдая и сравнивая политическое устройство разных стран, эти люди пытались найти ответы на социально-политические вопросы, которые ставила современность. Для такого туризма был характерен интерес к условиям жизни и труда тех, кто находился на низших ступенях социальной иерархии, а также ориентированность на политические дискуссии с единомышленниками или оппонентами. Такие поездки во Францию для того, чтобы "ощутить дыхание нового времени", были особенно характерны для немецких демократических романтиков, не имевших возможности реализовать свои политические идеи на родине. Впрочем, с точки зрения "политического туризма в поисках утопии" представляла интерес и Россия, где можно было воочию наблюдать и крепостничество (которое в Европе просто называли "рабство"), и крестьянскую общину, которую многие носители идей социализма считали прообразом будущего общественного устройства.
Пропагандистский туризм.
Прежде всего это относилось к Советской России. Вопрос Что происходит в России? дал импульс, по существу, возникновению особого вида туризма, со специфическими функциями, целями и организационными формами. В Советскую Россию направлялись официальные делегации различных политических партий, профсоюзного и рабочего движения. Советское правительство было заинтересовано в таких визитах, рассчитывая, в частности, что положительные отзывы известных публицистов и писателей смогут сломать информационную блокаду Советской России и в конечном итоге поколебать негативные позиции, занятые европейской политической и интеллектуальной элитой по отношению к большевикам. Как правило, участники таких поездок отдавали себе отчет в их пропагандистском характере: принимающая сторона показывает визитеру то, что выгодно ей, и старается внушить ему свою точку зрения, а визитер, если он действительно заинтересован в поисках истины, старается найти независимые источники информации и выработать свой собственный взгляд на вещи. При этом, естественно, заранее согласованные программы для официальных делегаций и коллективные торжественные мероприятия создавали гораздо больше возможностей дтя пропагандистского воздействия, чем индивидуальные поездки. Значительную роль в пропагандистском воздействии играли массовые зрелища, которые организовывались ведомством Й. Геббельса талантливо и с большим размахом. Одним из таких мероприятий должны были стать, по замыслу организаторов, Олимпийские игры 1936 года в Берлине. Вообще, в 20 веке спорт стал одной из площадок идеологического и политического соперничества: спортивные победы становились делом государственного и национального престижа. Но в случае с Берлинскими Олимпийскими играми нацистский режим учел в первую очередь их внешнеполитический аспект и постарался превратить Олимпиаду в демонстрацию воли немецкого народа к миру. Надо сказать, что в дотелевизионную эпоху массовые зрелища были по-видимому одним из самых сильных средств пропагандистского воздействия.
Рабочий туризм. Под рабочим туризмом здесь понимаются такие виды туризма, которые рассматривались их организаторами как часть международного рабочего движения, служили его целям и задачам и ориентировались на организованные группы рабочих (профсоюзы и рабочие партии).
Туризм понимался как средство духовного и интеллектуального развития рабочих и как вид отдыха. В познавательном плане субъектов социального и рабочего туризма интересовала в первую очередь жизнь их товарищей по классу, а социальные принципы туризма способствовали развитию различных форм некоммерческого международного туристского обмена. Как правило, это были коллективные поездки с использованием транспортных скидок, с размещением в семьях и оплатой услуг по размещению и питанию за счет приглашающей стороны. С ростом классового самосознания участники рабочего туристского движения начинают осознавать себя прежде всего представителями своего класса и противопоставляют свои путешествия традиционному познавательному или развлекательному туризму. Таким образом складывалась новая традиция рабочего туризма, с особой структурой мотивов и туристских предпочтений, отличных от прочих традиционных видов туризма, сформировавшихся в русле культуры „праздного класса".