Другим центром мировой цивилизации был Древний Египет. Сама природа способствовала навигации по полноводному Нилу, протекающему через всю страну с юга на север. Египтяне составили карту освоенной ими части Нила, проследив его течение более чем на 2 000 км. Благодаря этому египтяне достигали находившейся к югу от страны Нубии и контактировали со средиземноморскими странами, лежащими на севере и северо-востоке (острова Эгейского моря и остров Крит).
Из центральной части страны начинался караванный путь, вел к Красному морю, а оттуда в страну Пунт. Пунтом (точнее Пуином) древние египтяне называли страну в Восточной Африке, расположенную на побережье Аденского залива. В настоящее время считают что, это территория современного Сомали и Йемена. Главными предметами вывоза из Пунта были рабы, золото, черное дерево, слоновая кость и ароматические смолы мирровых деревьев. На этом караванном пути существовали оборудованные места для отдыха и пополнения запасов продовольствия.
Египетские папирусы свидетельствуют, что плавания в страну Пунт совершались с IV тысячелетия до н. э. в период царствования фараона Асса, когда египетский военачальник Уруду Совершил завоевательный поход в эти земли и привез в Египет рабов карликов (имеются в виду пигмеи, проживающие там). Другой египетский путешественник Киркуф достиг не только территории Пунта, но и прошел дальше, о чем свидетельствуют надписи, обнаруженные в окрестностях Ассуана. Первое исторически доказанное плавание египтян в страну Пунт состоялось в XXVI веке до н. э. при фараоне Сахуре.
Но самое известное и почти полностью сохранившееся до наших дней описание путешествия – это путешествие Синухета (в другой транскрипции – Синухит), состоявшееся примерно в 2000 – 1960 гг. до н. э. Это были годы правления фараона Аменемхета I. Синухет предпринял путешествие в страну Кедем, т. е. на Восток. Записана эта повесть неизвестным автором. Египтяне любили ее читать и переписывали ее с папируса на папирус. Четыре страницы этого папируса хранятся в Москве в Музее изобразительных искусств им. А. С.Пушкина. В 1915 г. академик Б. А.Тураев сделал первый научный перевод сказания о скитаниях Синухета с древнеегипетского языка. С полной версией перевода этого текста можно ознакомиться в книге «Древний Восток», СПб, ТОО «Респекс», 1998 . с. 288 – 317.
Речное судостроение развивалось у египтян очень рано. Частые наводнения, которым подвергалась страна, способствовали его развитию. На стенах древних египетских гробниц встречаются изображения, рассказывающие об изготовлении лодок из папируса. На памятниках и стенах древних храмов запечатлены большие речные суда со снастями, каютами и прочими атрибутами настоящего корабля.
При фараонах XI династии за две с лишним тысячи лет до нашей эры неоднократно совершались экспедиции в южные страны. Фараоны XII династии посылали экспедиции вверх по Нилу. Например, фараон Узертезен III повелел в верховьях Нила поставить пограничный каменный столб с надписью: «Никто не должен пересекать эту линию ни пешком, ни водою, направляясь к северу…».
Сохранились сведения, что в 2750 г. до н. э. египтянин Ханну возглавил экспедицию на побережье Красного моря за драгоценными камнями, слоновой костью и ароматическими смолами. Первое плавание по Средиземному морю было осуществлено при фараоне Снофру в XXVII в. до н. э. Из источников известно, что экспедиция была направлена в финикийский город Библ. Веком позже, при фараоне Сахуре, из дельты Нила была отправлена флотилия в Палестину и Сирию, которая привезла из этих стран вино, оливковое масло и ливанских медведей.
Корабли иногда даже помещали в погребальные камеры фараонов. Например, в пирамиде Хеопса обнаружена копия корабля, подробно воспроизводящая все детали в масштабе 1 : 100.
Слава о сказочно богатой стране Пунт жила в веках. Почти через тысячу лет после путешествия Синухета в 1493 г. до нашей эры по воле царицы Хатшепсут, проживавшей в Фивах (ныне г. Луксор), в Пунт отправилась морская экспедиция в составе пяти больших тридцативесельных кораблей. Путешественники преодолели по Красному морю 2 000 км. Это путешествие по праву считается одним из первых путешествий с разведывательными целями.
Интересна предыстория этого путешествия. Царица Хатшепсут решила посадить на террасе храма Дейр-Эль-Бахри, построенного в честь бога Амона на западе Фив, тропическое дерево, выделяющее ароматическую смолу – мирру. Подобные деревья никогда не произрастали в Египте. Тогда оракул бога Амона повелел собрать экспедицию в страну Пунт и привести оттуда ароматические деревья.
Путешественники купили 31 ароматическое дерево и благополучно вернулись на родину. В честь этого на стенах храма Дейр-Эль-Бахри были сделаны барельефы с изображением фрагментов экспедиции. К сожалению, деревья так и не смогли прижиться в малоподходящем для них сухом климате Египта, но рисунки на стенах храма сохранились до наших дней. И хотя им почти 3 500 лет,
Они поражают туристов своей живость и реалистичностью.
Во времена Хатшепсут также строились и огромные транспортные суда для перевозки 750-тонных блоков в священный город Луксор.
Мореплавание активизировало контакты между странами. Необходимую древесину (например, сосну, кедр) доставляли из Сирии и Ливана. Из гаваней Красного моря корабли отправлялись в страны Аравийского полуострова, Индию, велась также посредническая торговля с Китаем. Активно шла торговля с государствами Восточной Африки, откуда фараонам привозили золото, слоновую кость, изделия из камня и фаянса.
И все же первыми мореходами древности были финикийцы. Их государство было расположено в восточном средиземноморье. Финикийцы строили большие и прочные корабли, выходили за пределы бассейна Средиземного моря в океан, а также плавали вдоль западных берегов Европы и Африки.
В VI в. до нашей эры по заданию египетского фараона Нехо II (в другой транскрипции – Нехао II) финикийцы предприняли путешествие вокруг Африки. Финикийцы отплыли из Эритрейского моря (Красное море) и вышли в Южное море (Индийский океан). При наступлении осени они приставали к берегу на зимовку. На берегу они устраивали стоянку, засевали землю и дожидались урожая, затем плыли дальше. Так прошло в плавании два года, а на третий они обогнули Африку и проплыв через «Геркулесовы столбы», возвратились в Египет. Именно стараниями финикийцев был открыт Гибралтарский пролив, и появилась возможность выйти к западным берегам Европы, Британским островам и западному побережью Африки. Они заложили при выходе в Атлантический океан города Кадир и Тингис.
Однако географические открытия финикийцев постигла та же участь, что и их культуру. Не сохранилось ни подробных описаний, ни памятников. Результаты их путешествий пропали почти без следа для последующих поколений. Лишь свидетельство древнегреческого историка Геродота дают нам возможность узнать о великих плаваниях финикийцев.
Тем не менее, заслуги финикийцев в области географических открытий значительны. Прежде всего, финикийцы дали название двум материкам Старого Света. Плавая по Средиземному морю, они первыми стали называть страны, лежавшие к востоку от моря, общим словом «асу», что означает восход, а страны, расположенные в северо-западной части Средиземного моря – словом «эреб», что значит закат. Из этих названий у древних греков позднее произошли названия «Азия» и «Европа».
Финикийцам принадлежит и другая заслуга, связанная с тем, что во времена путешествий к народам, говорившим на разных языках, им приходилось воспроизводить эти звуки. Впоследствии финикийцы первыми изобрели способ упрощения древнего иероглифического письма и заменили иероглифы буквами алфавита, в котором каждый знак имел значение определенной комбинации звуков.
Потомки древних финикийцев – карфагеняне – продолжили освоение новых земель и пространств. У античных авторов есть упоминание о том, что в VI в. под руководством Гальмикона было осуществлено плавание вдоль западного побережья Пиринейского полуострова до Британских островов Ирландии. Это путешествие длилось около четырех месяцев.
Примерно между 505 и 450 гг. до нашей эры карфагенский сенат послал для открытия и завоевания новых земель военачальника и флотоводца Геннона. Сообщение об этом походе сохранилось до наших дней. Оно написано на карфагенском языке и переведено позже на древнегреческий.
Флот во главе с Генноном насчитывал 60 галер с пятьюдесятью гребцами на каждой. Всего на судах находилось 30 тыс. человек. Цель экспедиции заключалась в поисках новых земель и захвате их с последующей колонизацией. Флот благополучно миновал Гибралтарский пролив и поплыл к югу в Атлантический океан. Продолжив плавание, Геннон обогнул мыс Солосит и направился дальше к югу, вдоль Сахары. Затем он достиг острова Керны. Плывя дальше, Геннон прибыл к устью реки Херты, где встретил яростное сопротивление местного населения. Воины Геннона легко расправились с местными жителями, которые были вооружены только палками и камнями.
Путешествуя вдоль западного берега Африки, Геннон наносил на карту рельеф местности, очертания берегов, давал названия мысам и заливам. Один из заливов он назвал «Вечерний Рог», другой – «Южный Рог» (ныне залив Шерборо, расположенный рядом с Гвинейским заливом). Этот залив стал конечной точкой экспедиции Геннона. Недостаток в запасах продовольствия и усталость заставили повернуть назад в Карфаген. Но экспедиция прошла более 2 000 км. Ее результатом было создание несколько десятков колоний, тысячи километров освоенных территорий, а главное – подробная карта западного побережья Африки вплоть до современного Сьера-Леоне.
О районах экваториальной Африки в Древнем Египте было весьма смутное представление, потому что египтяне не совершали дальних путешествий на юг. Их торговые пути оканчивались около современного Хартума – столицы Судана.