02.08.2011. | Автор:

Индустрия развлечений туристов ставит своей целью создание условий развлечения, т.е. совокупности явлений, от наличия которых зависит результат развлечения. Развлекаясь, человек (или группа людей) удовлетворяет свои духовные потребности, оценивает собственную личность, анализирует свою роль в масштабах различных социальных систем. Процессы развлечения осуществляются как в естественной, так и в искусственно созданной обстановке.
Психолога следующим образом объясняют механизм воздействия развлечений на духовный мир человека Зарождение потребности в развлечении побуждает человека к физическому действию — нахождению развлечения и его «потреблению» Динамика потребностей сопровождается сменой эмоционального фона Человек ищет предмет развлечения — и ощущает тоску, беспокойство Человек встретился с предметом развлечения — его охватывает чувство радости Пресыщению предметом развлечения соответствует эмоция успокоения. Мир эмоций остается нока недостаточно изученным, однако доказано влияние множества функций развлечений на подвижность эмоций и на психическую деятельность человека Обратимся, например, к массовому виду развлечений — игре Игры были известны еще в Древнем Египте Игра является средством развлечения, общения, отдыха В игре человек получает удовольствие, снимает нервное напряжение Игра носит характер активной познавательной деятельности Уже в детских играх ребенок познает мир, приобретает жизненный опыт, необходимый для реальных жизненных коллизий Игра есть средство воспитания, обучения, формирования мироощущения человека Особо ценна игра в качестве средства общения. Безусловна практическая польза от спортивных игр.
Современная жизнь характеризуется ускоренным ритмом, нагнетанием стрессов людей.
Целесообразно различать массовые развлечения и развлечения индивидуального порядка Развлечения могут организовываться специально или возникать стихийно Применительно к предлагаемому кругу развлечений следует анализировать его прогрессивность От формирования перечня развлечений следует переходить к сравнению значимости различных развлечений, а далее оценивать отдельные развлечения по их вкладу в развитие личности
К основным характеристикам процесса развлечения следует отнести добровольный выбор вида развлечений человеком, неограниченный перечень видов развлечений, предварительную подготовленность личности к потреблению развлечений, частую смену развлечений, комбинирование развлечений с другими занятиями (например, отдых и развлечение, спорт и развлечение, развлечение и обучение и пр ), периодичность потребления развлечений (приуроченных к. жизненному циклу человека, годовому, недельному, суточному) Спрос на деятельность индустрии развлечений, масштаб и особенности функционирования предприятий зависят от величины и форм использования свободного времени На выбор человеком конкретного развлечения оказывают влияние многочисленные факторы К их числу относятся увеличение доли свободного времени в общем бюджете времени населения, социально-групповые, демографические, поведенческие характеристики человека, образ его жизни, уровень развития индустрии развлечений Важным фактором формирования развлекательной среды является доход населения Закономерности потребления продукции индустрии развлечений должны изучаться в сопоставлении со всем предыдущим образом жизни человека Тенденции) складывающиеся в сфере развлечений, выступают результатам длительной эволюции досуга, национальных традиций, половых ролей, религиозных и возрастных различий Развитие комплексов развлечений а ряде стран превращено в выгодную сферу вложения капитала с коротким периодом окупаемости Однако в статистической практике отсутствует критерий выделения сферы деятельности, занятой развлечением людей Связано такое положение прежде всего с недостаточной классификацией исходных видов деятельности Следует отметить также чрезвычайно большое разнообразие предприятий, призванных создавать и организовывать условия развлечения В традиционной классификации отраслей хозяйства соответствующие производства

Театральное здание композиционно представляется двумя основными частями: зрительской и демонстрационной.
лючая сташюнарные и передвижные
Зрительная часть состоит из вестибюлей, гардеробной, фойе (включая кулуары), буфетов, туалетных и курительных помещений. Функциональной особенностью этой группы помещений являются большие объемы для обслуживания большого числа зрителей за относительно короткий промежуток времени (перед началом и после окончания спектакля, в антрактах). В некоторых театрах в зрительской части имеются и другие помещения (для музея, постоянных выставок).
Демонстрационный комплекс включает зал, сцену, а также сценические помещения. Помещения для ожидания выхода на сцену, артистические уборные, репетиционные помещения, склады относятся к помещениям, обслуживающим сцену. Имеются также мастерские, где подготавливаются объемные и мягкие декорации, обувь, костюмы, парики.
Системы организации театрального пространства различны Зрители могут располагаться с трех сторон сценической площадки или полностью окружать сцену. В мировой практике получила распространение портальная (глубинная) сцена. Примерами нетрадиционных типов сцен служат кольцевая, трехсторонняя, дисперсная, центральная. Существуют различные промежуточные варианты типов сцен Удачная организация театрального пространства позволяет лучше варьировать использованием декораций, усиливать восприятие спектакля зрителем.
Постановки музыкальных, музыкально-драматических, драматических спектаклей предъявляют специфические требования к сцене и ее оборудованию, залу, ориентации акустических свойств зала. Музыкальные спектакли нуждаются в больших сценах, больших сценических помещениях. Вместимость музыкальных театров достигает 1200—1300 мест. Акустика зала ориентирована на восприятие певческих голосов, звуков музыкальных инструментов. Драматические спектакли собирают в среднем 600-1200 зрителей. Театральное действие требует оборудования сцены вращающимся кругом, ориентации акустики на восприятие разговорной речи, меньшей сцены, оркестрового помещения. Разнообразию театральных зрелищ соответствует множество театральных зданий. 63
Обычно размеры игровой площадки в театрах не превышают по глубине 10 м, по ширине 14м. В балетных спектаклях размеры игровой площадки составляют 12х12м. От размеров игровой площадки зависит восприятие спектакля, а в пространственном отношении — форма зрительного зала. Ширина игровой площадки, боковых пространств, мест для некоторой вспомогательной аппаратуры и накопление актеров образуют ширину сцены. Глубина сцены, как правило, в 1,5-2 раза превышает ширину портала. Помимо основной сцены предусматриваются боковые сцены, трюм, задняя сцена (арьерсцена). Все они выполняют функции обслуживания основной сцены. В высоту сцена ограничивается колосниками. Помещение оркестра располагается перед сценой.
Оборудование сцены разнообразно, зачастую уникально. Верхнее оборудование сцены состоит из сценического подъема, занавеса, горизонта, механизмов полетных устройств, панорамы Планшет сцены оборудуется сценическими кругами, кулисной машиной, щитами, люками, фурками, транспортерами, подъемно-опускными устройствами
Для оценки акустических свойств театрального зала используется показатель времени реверберации Время реверберации определяется соотношением между ранней и поздней энергией в звуковых волнах. Оптимальной считается время реверберации 2 с (симфонические звуки), 1 с (речь). Основными факторами, влияющими на время реверберации, являются: объем помещения, площадь отражающих поверхностен, степень затухания звука в воздухе на высоких частотах, коэффициент звукопоглощения.
В качестве примера обратимся к зданию «Метрополитен-Опера» (Нью- Йорк, США). В старом здании «Метрополитен-Опера» производили впечатление только мощные голоса. Проектировщик получил задание в новом здании увеличить количество и удобство мест.
Строительство нового здания было завершено в 1966 г Объем здания составил 30 500 м3, общая площадь здания — 1220 м2 В зале имеется 3800 мест, площадь оркестровой ямы составляет 105 м2. Проект слышимости проверялся на модели 1:10, затем в готовом зале По мнению специалистов, прекрасная акустика оперного театра связана с удачной разработкой конфигурации просцениума, рассеивающей формой потолка, поверхностью балконов. Боковые и задние стены выполнены из деревянных панелей, потолок оштукатурен.
Тип зрительного зала (ярусный, амфитеатральный), расположение кресел, проходов подчиняются задаче установления контакта зрителей с актером, обеспечения видимости и слышимости, а также требованиям противопожарной защиты.
В основные направления развития театральных зданий включают, прежде всего, расширение форм взаимодействия сцены и зала Когда действие «проникает» в зрительный зал, зритель становится соучастником действия. Необходимым становится формирование временных сценических площадок на открытом воздухе (вне помещения) для преодоления условностей театральной сцены. Динамичные действия современных спектаклей, разнообразных по сценическим решениям и жанру, связаны с трансформацией оркестровой ямы и боковых сцен/, модернизацией традиционной сцены, изменением способов ее оформления. Театральные залы имеют искусственное освещение. К ним предъявляются высокие требования, пожарной безопасности. В залах оборудуются приточно-вытяжная вентиляция, системы кондиционирования, обеспечивающие температуру в зрительном зале на уровне 23°С 19С(зимой).
Стандартная воздушная среда должна быть обеспечена к началу спектакля и сохраняться в течении всего спектакля.

Вместимость залов различна и колеблется от 100 до десятков тысяч человек Более универсальные залы, как правило, имеют большую

вместимость Обычно большая вместимость характерна для залов со спортивной функцией
Примером универсального зала служит национальный театр «Кабуки» (Токио, Япония) Он имеет два зала вместимостью 1746 и 630 мест и обеспечивает постановку любых зрелищ
Одним из лучших в мире считается концертный зал Геверхауз (Лейпциг, Германия) вместимостью 1920 мест Объем помещения составляет 21560м Зал находится в трехэтажном здании, который имеет длину 85м, ширину 10 0м, высоту 2 6м и гексагональный план В здании имеется также универсальный зал на 4 95 зрителей Вокруг залов группируются фойе, гардеробы и закусочные для посетителей К зданию примыкает ресторан
Предусмотрены варианты изменения концертного зала в московской гостинице «Россия», сооруженной в 1971 г Для собраний, симпозиумов, съездов в зале размещается 2512 человек Концертные, эстрадные, театральные представления, кинопросмотры рассчитаны на 22 94 зрителя Цирковые, театральные представления собирают 1800 зрителей Возможны проведения балов, маскарадов, а также танцы и массовые вечера С помощью переворотных секций пола зал превращается в бальный
Киноконцертный зал Королевы Елизаветы (Великобритания) обеспечивает возможность выступления оркестра и хора, насчитывающих соответственно до 95 музыкантов и 50 певцов Зал является одновременно местом демонстрации кинофильмов и оснащается для этого комплектом проекционного оборудования Имеются также многоканальное переговорное устройство, микрофонная аппаратура для использования на конференциях Оборудование для срочной записи радио- и телевизионных передач можно использовать без помех для публики и выступающих артистов Сцена в киноконцертном зале Королевы Елизаветы состоит из 13 частей Они могут подниматься примерно на 2 м над полом в передней части зрительного зала Все оборудование сцены заменяется при помощи автоматических устройств Одновременно передние части сцены можно опускать, чтобы таким образом создать место для оркестра при исполнении камерных опер
Трансформация универсальных залов позволяет достигать приемлемой видимости происходящего на сцене Полноценное восприятие конкретных зрелищ связано с различной удаленностью 67
зрителя от сцены Для симфонического оркестра критерий максимальной удаленности в 2,2 раза выше, чем для эстрадного концерта, ив 1,4 раза выше, чем для хора
Акустическая разработка для исполнителен и оркестра создается с учетом физических переменных направления звучания инструментов, расположения оркестра и его величины Во внимание принимаются инструменты музыкантов, особенности музыкальных сигналов Для улучшения акустических свойств залов используют изменения
дизайна (ложные потолки, панельные обшивки) и специальную электроакустическую технику
Около 10% затрат на строительство залов предназначается на вентиляционную технику. Различают следующие виды вентиляционных установок централизованные для подготовки наружного воздуха, кондиционирования, охлаждения, подогрева воздуха, вытяжная вентиляция, для отсоса дымовых газов при пожаре, для отвода тепла при пожаре Подвод приточного воздуха для слушателей через спинки кресел влечет экономию единовременных затрат на 25-3 0%, эксплуатационных — на 40% и более равномерное распределение воздуха в зале
К основным тенденциям развития многоцелевых залов относятся формирование зрелищных центров, состоящих из различных по назначению залов, слияние многоцелевых залов с учреждениями досугового профиля, формирование центров проведения престижных мероприятий на базе универсальных залов, совершенствование универсальных планировочных решений многоцелевых залов Клуб создается с целью развития социальной активности своих членов, их творческих начал, просвещения и повышения культурного уровня Посетителе клуба в/месте отдыхают, развлекаются Для клубного сообщества характерны инициативность, самодеятельность, общественные мнение и сознание
Применяются разнообразные средства передачи эмоциональной информации (живая речь, тексты, наглядные средства, различные виды искусства)
Клубная деятельность всегда носит многофункциональный характер Различают комплексные и специализированные клубы Комплексные клубы предназначены для организации общения людей, обладающих обширным спектром интересов Просветительская деятельность таких клубов, развитие творчества, обеспечение культурного отдыха и развлечений должны учитывать интересы неоднородного состава посетителей
Специализированные клубы ориентированы на контингент посетителей с более узкой вариацией интересов Это могут быть люди одной профессии, социальной группы, возраста и пр. При усилении одной из функций деятельности клубы носят характер культурно- просветительных, отдыха, общения, молодежных, экологических, физкультурно-оздоровительных, технического творчества и прочей специализации. В некоторых случаях клубная деятельность может совмещаться с организацией бытового обслуживания Клубные сооружения должны быть ориентированы на осуществление разнообразных видов досуговой деятельности Типичный состав помещений клуба включает зрительский комплекс, демонстрационный и клубный комплексы, административно-хозяйственные и технические помещения
К помещениям зрительского комплекса относятся вестибюль, фойе, санитарные узлы Демонстрационный комплекс образуют зрительный зал (залы) со сценой (или эстрадой), помещения для обслуживания концерта или кинопоказа Клубный комплекс помещений образуют помещения для лекционно-информационной работы, для работы кружков и студий, для отдыха, развлечений, общения Зрительный зал клуба предназначен для многоцелевого использования Он должен быстро и относительно легко трансформироваться Пол помещения быть плоским в одном уровне Мебель следует предусмотреть мобильной Или, стационарной, но легко демонтируемой Целесообразно иметь естественное освещение зала
Внутреннее пространство клуба должно быть, комфортным, уютным, располагать к общению. Индивидуализированный интерьер призван создавать особую клубную атмосферу.
Интегрированное использование помещений в клубах достигается за счет исключения дублирующих площадей и помещений, которые будут образовываться, если для каждого из видов деятельности (развлекательной, игровой, просветительской и пр ) создавать отдельную материально-техническую базу. Некоторые помещения допускают многофункциональное использование Предусматривается также объединение смежных помещений одного назначения и использование их для иного вида деятельности (например, объединение двух клубных помещений для театрального зрелища). Степень комплексности клубов различна и зависит от степени интеграции осуществляемых видов деятельности, от площади помещений, от степени гибкости и многофункциональности их использования
При анализе деятельности клубов изучается число посетителей, состав и число групп по интересам, степень связанности с учреждениями досуга и отдыха, частота и место встреч посетителей, клубное пространство. Социально-демографическая структура посетителей представляет собой распределение лиц в зависимости от
-возраста, семейного положения. Группы имеют свои ценностные ориентации, модели поведения Общие ценностные ориентации, интересы, увлечения, симпатии позволяют говорить о наличии в клубе социально-психологической структуры посетителей Возможны и иные структуризации посетителей клуба, подчеркивающие различные виды социальных отношений
Клубная деятельность характерактеризуется рядом признаков, которые рассматриваться в различных аспектах и следовательно, возможно формировать множество групп показателей жизненного цикла клубного движения.
Дискотека представляет неограниченные возможности для проявления эмоциональных контактов человека, свободного раскованного поведения, снятия стрессовых ситуаций Музыкальный репертуар для дискотеки отбирается по тематическому принципу Важная особенность дискотеки заключается в специально создаваемой атмосфере праздничности, игровой обстановки, что достигается применением искусственной управляемой светозвуковой среды. В непринужденной обстановке происходит общение молодежи Выступая формой отдыха, дискотека решает вопросы эстетического воспитания, поскольку развлекаясь, молодежь в престижной и последовательной форме приобщается к культуре. В полной мере в дискотеке реализуется стремление молодежи к неформальному общению Расширяется ее интерес к современной популярной музыке Проведению дискотеки предшествует подготовительная работа Музыкальный редактор заранее составляет и пополняет каталог звукового сопровождения танцев с указанием наименования произведения, его характеристики, исполнителей, тональности, источника записи.
Разрабатывается сценарий, воплощающий идею дискотечной программы В соответствии со сценарием отбираются необходимые записи музыкальных произведений и звуковых эффектов. Музыкальный редактор при этом ориентируется на особенности восприятия программы молодежью
Художник программы занимается оформлением зала. Для работы художника наиболее пригодны простые материалы и оборудование с Тем, чтобы быстро трансформировать помещение под новую программу. Интерьер помещения своей выразительностью должен соответствовать характеру программы Художник сотрудничает с фотографом Использование специальных технических средств улучшает зрительное восприятие дискотечной программы. Завершают подготовку программы светооператор, музыкальный редактор, звукорежиссер. 71
При световом оформлении интерьера преследуется несколько целей. Во-первых важно подчеркнуть единство помещений и зон дискотеки, а с другой стороны — выделить ее функциональные зоны — пространство для танцев, сцену, зону отдыха По этим мотивам получило распространение приглушенное локальное освещение всего помещения и яркое световое решение пространства для танцев. Во-вторых, с помощью разнообразного распределения световых потоков добиваются большего воздействия музыкальных произведений на присутствующих. Динамика света должна подчеркивать ритм музыки Путем переключения светильников зрительно меняются очертания зала. Применяются также светорассеивающие предметы специальной конструкции.
Звуковая программа дискотеки включает музыкальные произведения н (или) их фрагменты; природные шумы, специальные звуковые эффекты (шумовое сопровождение), текст ведущего. Звуковую последовательность программы обеспечивает музыкальный редактор. Он предусматривает переходы от одних музыкальных фрагментов к другим, при необходимости изменяет время звучания музыкального произведения. Звукорежиссер обеспечивает смешивание сигналов при объединении музыкальных фрагментов, их панорамирование. Ведет вечер диск-жокей, он приглашает к танцам, рассказывает о музыкальных вкусах. Важны организаторские и актерские возможности ведущего. Элементы импровизации он должен успешно сочетать с правильной постановкой голоса, дыхания, четкостью дикции. Традиционный порядок ведения дискотеки предусматривает непрерывное воспроизведение музыкальной программы с комментариями ведущего на фойе музыки. Возможно также прерывное воспроизведение музыкальной программы.
Для создания управляемой светозвуковой среды используется разнообразная звуковоспроизводящая и звукоусилительная аппаратура. Многоканальная звуковоспроизводящая система обеспечивает распределения звука в помещении дискотеки по любым траекториям. К устройствам управления звуком относятся синтезаторы звуков, микшеры, приставки звуковых эффектов и др. Управление звуковой атмосферой зада сводится к изменению характера звучащей музыки, замене звучания одного устройства другим, плавному перемещению звука по пространству дискотеки.
К важнейшим характеристикам проведения дискотек относятся изменение овального состаянил групп участников, отдельных участников; формирование творческого и самодеятельного персонала дискотеки; социальный контроль поведения участникoв; стимулирование общини и молодежи.


Туризм и гостиничное хозяйство

Комментарии закрыты.