Рыбинское водохранилище давно пользуется заслуженным вниманием у рыболовов. Рыба здесь водится разнообразная. Главная задача – найти ту точку, в которой она концентрируется, что порой на обширных ледовых просторах сделать не так-то просто. Значительно легче рыболову искать места выхода рыбы, когда она с наступлением первых весенних оттепелей начинает активно передвигаться по водоему в поисках свежей струи. В это время крупные стаи «морской» плотвы, синца, подлещика, густеры подходят к устьям рек, небольших речушек и ручьев, к местам выхода родников. Еще через некоторое время значительное количество рыбы устремляется вверх по притокам различной величины. Об этом процессе бывалые рыболовы говорят: рыба пошла промываться от густой слизи, покрывшей ее за зиму, чтобы к нересту приобрести здоровый вид. Промывшись, рыба возвращается в водохранилище или в большие реки, такие как Молога, Волга, и после схода льда и с потеплением воды она уже там нерестится.
Если зима была устойчивая, с сильными морозами, и слишком толстый лед препятствовал обогащению воды кислородом, то даже в таких крупных водоемах, как Рыбинское водохранилище, ближе к весне могут случаться заморы. Рыба тогда массово заходит в некоторые реки не в марте – апреле, как обычно, а уже в феврале. И хотя ее можно в этом случае ловить в больших количествах, удовлетворения от такой рыбалки вряд ли вы получите, поскольку мясо заморной рыбы невкусное и пахнет (в результате процессов метаболизма) неприятно.
На притоках. Поднявшись вверх по течению насыщенной кислородом реки и затратив при этом немало сил, рыба начинает усиленно питаться. Она непрерывно передвигается в поиске кормных мест и, обнаружив их, может подолгу там оставаться. Удачное для стоянки рыбы место почти всегда находится в стороне от быстрой струи. Рыба здесь отдыхает, при этом ждет сносимый течением корм. На Суховетке, Сити и других притоках мы находили удачные места ловли:
• ниже береговых сужений, где река становилась значительно шире;
• ниже перекатов в ямах, за береговыми выступами, за которыми находились тиховодья (рис. 8);
Рис. 8. Места концентрации рыбы в притоках
• в районе прибрежного коряжника;
• у впадения в речку ручейка;
• там, где бьет береговой родник;
• у берега на излучине реки в стороне от отбойной струи.
Стаи подлещика, плотвы, синца и другой белой рыбы здесь нередко держатся вместе. Бывает, что рыба стоит вплотную к берегу, и тогда глубина ловли может не превышать даже 20 см Часто в таких местах рыболовы ловят вприглядку. Мы не раз были свидетелями того, как целые толпы взрослых дядей, лежа на льду с опущенными в воду снастями, заглядывали в лунку, прикрыв ее руками, чтобы лучше рассмотреть дно. Такое поведение рыболовов во многом оправдано, поскольку они могут определить, на какие движения мормышки реагирует рыба. А видимость при этом бывает отличная, так как вода речек, впадающих в Рыбинское водохранилище, в ту пору, пока держится лед, очень прозрачная. Главное, чтобы ярко светило солнце.
Имея опыт такого наблюдения за плотвой, подлещиком, синцом, окунем и другой рыбой, мы сделали вывод, что самые крупные экземпляры часто сторонятся даже не очень грубой снасти. Например, внушительный подъязок или плотва могут не прореагировать на мормышку, привязанную даже к леске диаметром 0,13 мм, не говоря уже о более грубой леске. Они будут обходить ее, словно не замечая. А если ту же мормышку привязать к леске диаметром 0,08 мм и правильно поиграть приманкой, рыба сразу ею заинтересуется. Причем это в большей степени характерно для крупных особей – солидной плотвы, леща, окуня и т. д Как поступить – сидеть без надежды на поклевку стоящего экземпляра либо рисковать, – рыболов сам решает. В последнее время для ловли крупной рыбы в реках Рыбинского водохранилища мы применяем японскую леску «Hair frog». Леска диаметром 0,08-0,01 мм оправдала себя при ловле леща и плотвы весом до 900 г.
Другой момент – правильный подбор игры. Мы не раз наблюдали, руководствуясь описанным выше способом, то есть заглядывая в лунку, как плотва, подлещик, окунь провожали мормышку, поднимаясь за ней от дна, но не трогали. Однако стоило мормышке, чуть поерзав на дне, замереть, едва касаясь грунта, тут же следовала поклевка.
При ловле с мормышкой обычно сверлится очень много лунок. Но если глубина в месте ловли небольшая, а лед толстый, рыба может пугаться шума шнека и уходить, поэтому лучше использовать уже имеющиеся лунки, благо во время весеннего хода рыбы их бывает насверлено приезжими рыболовами изрядное количество. Иногда на прибрежной отмели или русловом углублении с ямками в грунте можно найти очень удачное место всего в метре от той лунки, в которой вообще долгое время поклевок не наблюдалось. Это связано с тем, что группа рыб в мелких речушках всегда прячется за какое-либо укрытие. Кроме того, в неровностях донного рельефа любой реки всегда скапливаются иловые отложения, в которых рыба находит для себя корм – личинок, рачков и т. п. То же касается и коряжника – там всегда нанос донных осаждений больше.
Если клев рыбы очень капризный, иногда полезно заменить мормышковую снасть поплавочной. Тончайшие элементы оснастки, легчайшие поплавок и грузило, крошечный крючок вместо мормышки иногда делают чудеса – рыба вдруг начинает брать насадку безбоязненно. Но такую снасть хорошо использовать только при ловле в самых тихих омутах.
Однако в притоках Рыбинского водохранилища рыба иногда концентрируется в нетипичных местах. В связи с этим приведем один пример. Дело было на Суховете. Возле берега из-подо льда торчала коряга, возле которой было просверлено две лунки. Рыболов опустил в одну лунку мормышку с мотылем, и тут же на крючке оказалась мелкая плотвичка. Он поменял мотыля на кусочек червя – та же история. Рыболов всех плотвичек выпустил назад в реку и тут увидел еще одну лунку, просверленную ближе к середине реки. «Должно быть, там сильное течение», – подумал он. Но на авось опустил в том месте маленькую легкую мормышку с парочкой мотылей. Когда она коснулась дна, течение все равно увлекло ее за собой, волоча по грунту. Вдруг – уверенный подъем кивка, подсечка, и вот уже из лунки вынута плотва весом примерно 250 г. Новое волочение по дну – и еще одна хорошая поклевка. На этот раз рыболову попался увесистый елец. В этом месте ельцы и плотва брали уверенно. Очевидно, у них не было сомнения в натуральности корма, который естественно скатывался по дну на течении. На другом перекате мы однажды таким же образом успешно ловили голавлей весом до 400 г. Однако было замечено, что эта рыба в пору подледной ловли держится рядом с впадающим ручьем или родником. То же касается и язей, но они, подобно форели, чаще держатся за укрытиями. Возвращаясь к ельцам, добавим только, что они выше другой рыбы поднимаются по притокам и могут облюбовывать перекаты и ямы даже там, где река уже превращается в ручеек. Для ловли ельца и другой рыбы на участках с быстрым течением подойдет комбинированная оснастка: кивок, концевое грузило, а выше него – поводок с одним или двумя крючками или мормышка плюс крючок. Крючок в данном случае применяют № 15–18 с длинным или коротким цевьем, в зависимости от насадки, мормышки применяются минимальных размеров с крючками № 18–22.
Но все же большинство рыболовов применяют для ловли в притоках классическую оснастку удочки с кивком и мормышкой. Хорошо работают такие модели мормышек, как «капелька», «дрейссена», «дробинка», «уралка», «чечевица», а из вертикальных – «чертик», «коза», черного либо серого цвета. В некоторых случаях, при плохом освещении, используют мормышки комбинированной окраски, то есть когда на приманке имеется медная или латунная чешуйка-накладка. Неплохо показали себя и некоторые модели с контрастной расцветкой, например когда на черном фоне имеется пятно в виде глаза либо нарисована одна красная или желтая чешуйка.
Не будем касаться всей техники ловли, скажем только, что в большинстве случаев хороший улов обеспечивает проводка на спуск с периодическими удержаниями мормышки в течение 1–2 секунд в толще воды. Вероятно, это связано с тем, что талые ручейки, бегущие по поверхности льда в оттепель, несут с собой интересующие рыбу частицы, в том числе оживших лесных насекомых (ведь большинство рек течет в лесу). Кроме того, многие водяные организмы в конце зимы поднимаются к нижней кромке льда, откуда они могут сноситься течением. Соответственно, планирующая мормышка и здесь имитирует естественное движение пиявки, рачка или личинки, которые, ослабев, опускаются ко дну, временами пытаясь бороться с силой притяжения.
В качестве насадок для мормышки применяются чаще всего мотыль, кусочек красного земляного червя, личинка репейной моли, мелкий опарыш. Характерно, что во время плохого клева крупная плотва клюет не на целого опарыша, а лишь на его половинку, отрезанную острым ножом. Причем насадку нужно менять довольно часто: очевидно, рыба реагирует на запах, который исходит от разрезанного опарыша; вымоченный же водой, он как приманка становится бесполезным.
Червь выручает на местах, где нет большого количества рыболовов, а крупная рыба не пугана. В этом случае увесистая плотва, лещ, синец часто предпочитают более калорийного червя мелким личинкам мотыля. Это понятно: впереди нерест, и нужно быстрее набирать вес.
Еще одна не совсем обычная для подледной ловли насадка, которая не раз выручала рыболовов в самых безвыходных ситуациях, это личинка стрекозы. На зеленую козявочку хорошо реагируют любая белая рыба и окунь. Наживлять личинку нужно чулком, оставляя свободным кончик хвостика. Однако на притоках водохранилища найти эту насадку крайне сложно, для этого нужно много времени, да и не везде есть водоросли, в которых она держится. Поэтому следует заготавливать экзотическую насадку заранее – выезжать на одну из рано вскрывающихся подмосковных рек и набирать в прибрежных водорослях личинок.
На водохранилище. После того как прибрежные зоны водохранилища освежатся талой водой и рыба начнет активно передвигаться вдоль берега в поисках пищи, рыбалка становится намного результативнее. Рыба в этот период часто держится на мелководье, там, куда притоки или талая вода выносят корм. На подпруженных река, где скорость водного потока очень слабая, но глубины большие, плотва, синец, подлещик, достаточно глотнув обогащенной кислородом воды, могут возвращаться кормиться на глубинные бровки, где есть колонии моллюска дрейссены. Такие места характерны для нижнего течения достаточно крупных притоков, таких как Ильдь, Сутка, Сить, Пошехонь и др.
«Морская» плотва, синец, подлещик, окунь, язь очень любят посещать некрупные заливы. Правда, часто встречаются такие заливы, в которых многочисленные мелкие окуни и такая же плотва не дают приличной рыбе клюнуть. В подобных условиях, чтобы с большей вероятностью ловить крупную плотву, нужно выбирать наиболее глубокие места в средней части залива и на выходе из него, например, 3-4-метровые ямы вблизи обрывистого берега. Иногда все же, продвигаясь в верховья залива по руслу впадающего притока, удается натолкнуться на стаю крупной рыбы и там. Плотва и окунь при этом предпочитают держаться в коряжнике, обособленно стоящем на большой чистой площади. Бывает, что в некоторых местах зона облюбованного рыбой коряжника достаточно обширная. Однако замечено, что густого коряжника плотва и окунь избегают, и лучше, если на прирусловых поливах широко разбросаны отдельные коряжины. Крупная плотва предпочитает держаться как можно дальше от окуня – он ее раздражает. Но это не значит, что, если попадаются окуньки, не клюнет плотва. Просто клев будет не такой стабильный, как там, где плотва держится обособленно. Иногда, попав на уловистый участок, можно из одной лунки натаскать до тридцати плотвиц, некоторые из которых бывают весьма внушительных размеров. Если коряжины на прирусловом столе разбросаны широко, то и зона ловли плотвы нередко довольно обширная. Тогда рекомендуется просверлить по всей площади коряжника с интервалом 5-10 м сразу несколько лунок и методично облавливать их, не забывать давать «отдохнуть» им при ослаблении клева. Это обусловлено тем, что при постоянном сверлении лунок крупная рыба нередко уходит из облюбованного места, к тому же ее настораживают движения вываживаемой рыбы.
Чем активнее передвигается под весенним льдом рыба, тем труднее удержать ее на месте прикормкой. В этот период, чтобы добиться успеха в ловле, приходится комбинировать способы прикармливания. Так на тиховодьях можно сначала опустить на дно одну или две кормушки с кормовым мотылем или смесью кормового мотыля с комбикормом, а потом привлечь внимание стаи расплывающимся в толще воды мотылем, бросая его прямо в лунку щепотками.
В каналах. В водной системе Рыбинского водохранилища существует ряд искусственных каналов, куда начиная с середины марта любит заходить рыба.
Наиболее удобен подъезд к каналу в районе поселка Борки. По берегам этого канала растет камыш, дно канала иловато-песчано-галечное, канал соединен с соседними реками – Ильдью и Суткой, где рыба перед заходом успевает «промыться». Все это привлекательно для весенней рыбы.
В то же время, заканчиваясь тупиком в районе поселка, канал как бы является ловушкой для рыбы – она в канал заходит, но выход оттуда находит не сразу.
Самое главное при ловле в канале – угадать время захода в него рыбы, а стаи сюда подходят разные: идет синец, крупная морская плотва, крупный окунь, уклейка, лещ, подлещик, язь; иногда попадается голавль. Перечисленные виды рыб предпочитают держаться на глубинах от 1 до 3 м Хорошие места мы не раз находили у бровки на глубине 1–1,5 м, которая расположена за неширокой береговой отмелью, начинающейся от камышей. Нередко рыбьи тропы пересекаются там, где от канала отходят протоки(рис. 9). Иногда крупная плотва выходит на мелководье с отдельными коряжинами.
Поскольку доступные места Рыбинского водохранилища слишком людные, для ловли следует выбирать мелководные участки вдали от групп рыболовов, иначе рыба быстро уходит, пугаясь шума. Снасти для ловли в каналах и водохранилище используют те же, что и для ловли в реках: удочка с кивком и мормышкой. Тот же и ассортимент насадок и мормышек. В периоды, когда рыбы подо льдом много, но она не берет, выручает безнасадочная мормышка. Технику игры каждый рыболов сам подбирает. Иногда «работает» быстрая проводка, а иногда медленная с колебаниями такой частоты, какая характерна для ловли того или иного вида рыбы.
Рис. 9. Место пересечения рыбьих троп при ловле на канале