Под давлением все ухудшается…
Законы Мэрфи: теоретическая мэрфология
Наше упорство в стремлении похудеть можно объяснить еще и особым отношением общества к полным людям, с которым мы сталкиваемся в самом раннем детстве. Можно даже назвать это не «особым отношением», а террором среды.
Корни негативного представления о своей внешности формируются еще в раннем детстве и отрочестве. Первые уроки неприятия и недоброжелательного отношения полные дети получают от своих сверстников. А те в свою очередь — от своих родителей.
Дети могут быть жестокими, но учат их этому взрослые — любящие мамы и папы, которые считают полноту непростительным недостатком и позволяют себе в присутствии детей пренебрежительные замечания.
Ряд детских психологов утверждает, что даже маленькие дети очень плохо относятся к своим полным сверстникам. Более того, дети готовы принять ровесников с обезображенным лицом, но категорически отказывают в доброжелательности своим толстым сверстникам.
Потеря уверенности в себе начинается с раннего детства, примерно в это же время полные дети привыкают к неприятию обществом и перестают любить себя. Так, обидные прозвища, унижения, издевательства и иные, не более «позитивные» оценки закладывают фундамент отношения к себе в отрочестве, юности и зрелости*
Дети начинают чувствовать свою отверженность, а их внешность становится для них вечным источником неприятностей и огорчений. Для большинства девочек-подростков характерен синдром «гадкого утенка». Они уверены в том, что оказались единственными, кого несправедливая природа «наградила» избыточным весом. Они крайне негативно относятся к себе, и многим из них удается убедить себя в собственных «неуклюжести», «безобразии», «уродливости»…
Не поддаются беспрецедентному давлению среды только считанные единицы. Это дети, выросшие в семьях, где мудрые родители принимают детей такими, какие они есть, где внешним данным не придается сколько-нибудь серьезного значения.
Дети из таких семей всегда рассчитывают на поддержку близких и уверены в том, что никто не позволит себе уничижительных замечаний по поводу их внешности или рекомендаций на предмет похудения. Они бывают лучше подготовлены к жизни, чем их сверстники, имеющие менее дальновидных и предусмотрительных родителей, и во взрослом возрасте они в состоянии противостоять террору среды, где во главу угла ставится соответствие общепринятым стандартам красоты.
Давление продолжается и в школе — о том, какими беспардонными и невоспитанными, если не сказать хамоватыми и неотесанными, могут быть работники сферы образования, знают все родители, имеющие детей школьного возраста.
Многие учителя, забывая о воспитанности, такте и руководствуясь якобы добрыми побуждениями, позволяют себе уничижительные замечания в адрес полных девочек в присутствии всего класса. Такое отношение окружающих взрослых людей способно довести до отчаяния и взрослого человека с устойчивой психикой и определенным жизненным опытом, а уж подростков — тем более!
В сознании детей постепенно закрепляется мысль о том, что их, таких толстых и неловких, не за что любить, что никто и никогда не захочет с ними дружить и встречаться, и вообще, с такой «уродливой» внешностью им нечего и рассчитывать на успех.
В семье, в школе ребенок находится под давлением, его пытаются убедить в том, что существует вполне определенный стандарт внешности, которому желательно соответствовать, чтобы заслужить одобрение окружающих. Эти уроки детства усваиваются настолько хорошо, что многие уже взрослые женщины бывают абсолютно зависимыми от мнения окружающих.
В первую очередь — от мужчин, которые усиленно добиваются зависимости своей партнерши. Они могут позволять себе критические замечания или прямо потребовать, чтобы их спутница «привела себя в форму», выставляя похудение первым условием своей любви.
Особо впечатлительные натуры поддаются на такие провокации, не отдавая себе отчета в том, что условия неравенства и зависимости вполне устраивают мужчину, что он именно этого и добивается. А что вы будете делать, если завтра он вам скажет, что его не устраивают ваш разрез глаз или форма носа?
Террор среды неизбежно проявляется и на рынке рабочей силы. Здесь в полной мере вступают в силу принятые в обществе стереотипы восприятия, когда полный человек воспринимается менее работоспособным, менее трудолюбивым, менее энергичным и инициативным, чем его худощавый конкурент, претендующий на то же самое место. И термин «дискриминация по весовому признаку» — это никак не фигура речи, а печальная действительность, подтвержденная данными социологических опросов.
Стройных, подтянутых и худощавых женщин потенциальный работодатель на подсознательном уровне воспринимает как гораздо более компетентных, чем их конкуренток с избыточным весом. И при приеме на работу им отдается предпочтение. Что же касается возможностей карьерного роста, то и здесь худощавые женщины опережают своих более полных коллег.
В общем, как ни крути, а факт остается фактом — человека с избыточным весом вынуждают садиться на диету. Даже если он сам этого не хочет.