27.07.2013. | Автор:

Вы осмотрели сравнительно оживленные ме­ста на Ай-Петринском перевале, где в послед­ние годы вырос небольшой поселок. Теперь отправимся в пустынную часть нагорья — к зубцам Ай-Петри. «

Проехав несколько десятков метров по бах­чисарайской дороге, свернем налево. Это ти­пично горная дорога, неблагоустроенная, ка­менистая. Но разве красота нагорья не в том, что оно неприрученное, неблагоустроенное, ди­кое? Через пять минут покажется высокая мач­та Ай-Петринского телевизионного ретрансля­тора (телевизионная станция начала работать с октября 1963 года). Высота ретранслятора (вершины мачты) — 1290 м над уровнем моря. Два мощных передатчика по разработ­кам советских инженеров были изготовлены на чехословацких предприятиях «Тесла».

В контрольном монтаже и настройке аппара­туры вместе с советскими инженерами уча­ствовали чехословацкие специалисты.

Через несколько минут дорога круто пово­рачивает вниз. Отсюда до вершины Ай-Петри лучше пройти пешком.

Вершина хорошо видна с дороги, она отчет­ливо, неправильным треугольником рисуется на фоне неба. Ниже, на наклоненной поверх­ности плато, приметное пятно лиственного ле­са. Слева от вершины горы — зубцы Ай — Петри.

Вам надо держать ориентиром вершину го­ры и, спустившись до ровной части плато, пе-

К ЗУБЦАМ АЙ-ПЕТРИ

Ред подъемом к вершине выйти на тропинку, которая приведет к опушке леса. Когда спус­титесь к большой ровной поляне, обязательно обратите внимание на карстовые воронки. Они здесь ясно выражены. На склонах воронок краской написаны цифры — учетные номера карстовых образований. Карстологи описали их, взяли на учет и периодически исследуют. Здесь же указатель с надписью: «К пещере Трехглазке».

Всего несколько десятков шагов — и вот вход в пещеру. Вы сразу понимаете, почему эта карстовая вертикальная шахта названа Трехглазкой: вход завален скалистой глыбой, оставившей три отверстия-зазора, по форме напоминающие глаза. В 1963 году Алупкин — ское отделение Ялтинского экскурсионного бюро оборудовало пещеру безопасным спус­ком на глубину около 40 м. Пещера — ледя­ная. В ней круглый год не тает лед, а краси­вые сосульки напоминают сталактиты.

После осмотра ледяной пещеры надо вер­нуться к указателю и выйти на тропинку, ко­торая приведет к опушке леса. Перед подъе­мом осмотрите тис ягодный. Он находится с левой стороны, в нескольких метрах от тропы. Это почтенное тысячелетнее дерево — досто­примечательность нагорья. О нем упоминает­ся во многих книгах.

Теперь — к вершине горы! В буково-грабо­вом лесочке сумрачно и прохладно. В суровых горных условиях буковые деревья приобрета­ют кустистую форму… Тропа карабкается по крутому склону. Вот кончился лес, и перед вами круто поднимающийся к вершине горы участок плато, ограниченный с двух сторон обрывами.

Не спешите, не старайтесь штурмом преодо­леть крутизну. Остановитесь у опушки леса и постойте пять-шесть минут. Когда дыхание придет в норму, начинайте подъем. Подни­маясь, обратите внимание на кустарниковое растение, отчетливо выделяющееся темной зеленью хвои на фоне горно-луговой травяни­стой растительности. Сильные ветры на плато заставили растение прижаться к земле, рас­пластав в разные стороны ветви. Это стелю­щаяся форма можжевельника.

Еще несколько минут подъема — и вы на вершине горы. Трудности пути забыты, они от­ступили перед величием и красотой лежащей у ваших ног панорамы Южного берега от Медведь-горы до г. Кошки у Симеиза. Даже самые флегматичные натуры не могут не вол­новаться на этой высоте, где так явственно ощущение полета, безграничности и просто­ра.

С вершины Ай-Петри (1233 м над уровнем моря) линия морского горизонта видна на расстоянии около 135 километров. Здесь ле­том можно наблюдать не поддающуюся опи­санию картину восхода солнца, а счастливчи­ки ловят таинственный «зеленый луч».

Помните роман Жюля Верна «Зеленый луч»? Там есть такое место: «Наблюдали ли вы когда-нибудь Солнце, заходящее за гори­зонт моря? Да, без сомнения. Проследили ли вы за ним до того момента, когда верхний край диска соприкасается с линией горизонта и затем исчезает? Вероятно, да. Но заметили

К ЗУБЦАМ АЙ-ПЕТРИ

Ай-Петри властно приковывает к себе взоры.

Ли вы явление, происходящее в то мгновение, когда лучезарное светило бросает последний луч, если при этом небо свободно от облаков и совершенно прозрачно? Быть может, нет. Не пропускайте же случая сделать подобное на­блюдение: в ваш глаз ударит не красный луч, а зеленый, дивного зеленого цвета, такого, ка­кого ни один художник не может получить на своей палитре и какого не воспроизводит сама природа ни в разнообразных оттенках расти­тельности, ни в цвете самого прозрачного моря».

Волшебный луч можно увидеть с вершины Ай-Петри при восходе солнца. Впервые при­роду «зеленого луча» подробно описали зна-

Комый уже вам астроном А. П. Ганский и другие. Думаю, вам не будет скучно, ес­ли я немного расскажу об этом.

Когда Солнце стоит выше горизонта, свет диска перебивает гораздо менее яркие цвет­ные сине-зеленые и красно-желтые полоски, расположенные по краям диска, и люди их не замечают вовсе. Но в моменты восхода и за­хода, когда почти весь диск скрыт за горизон­том, видна синяя кайма верхнего края. Она двухцветная: выше расположена синяя полос­ка, ниже — голубая, от смешения синих и зе­леных лучей. Когда воздух близ горизонта со­вершенно чист и прозрачен, можно наблюдать «синий луч».

Но чаще синие лучи рассеиваются атмосфе­рой, и остается одна зеленая кайма — «зеле­ный луч». Однако в большинстве случаев рас­сеиваются мутной атмосферой и синие и зеле­ные лучи — тогда Солнце закатывается баг­ровым шаром. Чтобы человек мог поймать «зеленый» или «синий» луч, горизонт дол­жен быть чист и резок. Эти условия всего лучше складываются на море; вот почему «зеленый луч» так хорошо известен морякам.

Дорогие туристы-энтузиасты, встречая Солн­це на Ай-Петри, не забывайте о «зеленом луче». Восхищаясь разливом красок по небо­склону ‘перед восходом дневного светила, под­стерегите изумительный волшебный луч. Су­ществует поверье, будто он приносит радость и счастье…

Вы стоите над обрывом, а в нескольких мет­рах, чуть ниже, из бездны поднимаются два скалистых шпиля, или, как принято их назы-

Вать — Ай~Петринские зубцы. Ветер и вода, тепло и холод — эти коллективные скульпто­ры—много и лолго трудились, чтобы отделить их от массива плато.

Трудно представить себе панораму Ялты, Алупки и Мисхора без зубцов Ай-Петри. Они, как геральдические символы[6], принадлежат только этим местам.

Вы часто слышали название «Ай-Петри». Не пора ли объяснить его? Оно сохраняется, по-видимому, с давних времен. Академик П. С. Паллае, одним из первых ‘побывавший в Крыму в 1793—1794 гг. и давший системати­ческое географическое и историческое описа­ние Крыма, отмечал, что местные жители на­зывают зубчатую часть горной гряды Петер — кая (Петрова скала) или греческим именем Ай-Петри. В 30-х годах прошлого столетия известный исследователь Крыма академик П. И. Кеппен писал, что, по его мнению, в «Ай-Петри» соединены два слова: «агиос» — святой и «Петри» — искаженное Петр, и в своем капитальном труде «Крымский сбор­ник» утверждал, что в районе Ай-Петри он обнаружил остатки греческого монастыря.

Исследователи Крыма конца прошлого — начала нашего века проф. А. И. Маркевич, А. Л. Бертье-Делагард видели в соединении двух слов (Ай-Петри, Айя, Ай-Василь, Ай — Иори и др.) дошедшие до нас греческие топо­нимические[7] названия Южного берега Кры­ма и горной части, часто искаженные местным населением и итальянцами…

Я рад, что могу раскрыть перед вами еще неизвестную страницу в биографии зубцов Ай-Петри.

…Летом 1950 г. в Ялтинский краеведческий музей пришел Николай Павлович Анцифе­ров — научный сотрудник Московского лите­ратурного музея. Он рассказал, что в 1907 г., еще юношей, вместе со своим другом совер­шил восхождение к зубцам Ай-Петри и на од­ном из них увидел изрытые пулевыми ямками остатки надписи «Долой царизм». Молодые люди сфотографировали ее. Через 43.года Ни­колай Павлович разыскал интересную фото­графию и передал ее музею. Прошло несколь­ко лет, пока сотрудникам музея удалось вос­становить картину появления революционного призыва на неприступной скале.

…Осенним утром 1905 года на вершине Ай — Петрмнского шпиля затрепетало алое знамя, а ниже его появилась надпись «Долой ца­ризм». Это было время, когда первая русская революция шла на подъем. Самодержавие металось в страхе и ярости. И вот здесь, в «благословенной Тавриде», такой далекой от рабочих центров России, у летней царской да­чи Ливадии тоже появился призрак револю­ции. Местный градоначальник генерал Дум — бадзе мобилизовал все силы полиции. Но кто

Отважится взобраться на вершину Аи-Петри? Обратились к каменотесам Гаспры и Кореи — за, обещая большое вознаграждение. Они на­отрез отказались.

Наконец, выход был найден: решили… рас­стрелять знамя и революционный призыв. На Ай-Петри был отправлен пулеметный взвод.

■ Скошенное пулеметной очередью древко знамени дрогнуло и упало, но не свалилось в пропасть. Красное полотнище зацепилось за расщелины скалы. Вновь и вновь поливал его свинцовый дождь, рвал в клочья. Тщательно выбивался пулями каждый сантиметр надпи­си на скале. Но долго еще после этого можно было видеть обрывки знамени в расщелинах Ай-Петринского шпиля, различить надпись. Остатки ее и видел в 1907 году Николай Пав­лович Анциферов.

Возник вопрос: кто взобрался на вершину зубца и за одну, сравнительно короткую ночь укрепил знамя и сделал надпись, каждая буква которой была в рост человека?

После продолжительных розысков музей­ным работникам удалось найти участника этой смелой демонстрации. В 1957 году они встретили его в Москве: А. А. Теодорович ра­ботал сотрудником Института лекарственных растений. Передаю его рассказ.

Небольшая группа туристов-шведовпри­ехала на Южный берег. Но «шведы» удиви­тельно хорошо, без акцента говорили по-рус­ски. В Мисхоре они нашл/и проводника, кото­рый провел их к подножию зубцов. Вырубив

В скале несколько ступенек и пристроив под­весную люльку, «шведы» установили красное знамя и сделали надпись.

Проводником этой опасной экспедиции был каменщик из Мисхора И. Д. Ананьев (скон­чался в 1947 г.), а «шведы» оказались члена­ми РСДРП(б), эмигрировавшими за границу и нелегально ‘приехавшими в Россию в 1905. году.

Сейчас Ай-Петринские зубцы смело штурму­ют скалолазы. Они могли бы водрузить на одном из зубцов красное знамя — память о революционных боях первой русской револю­ции…

* * *

Вот и завершается экскурсия на Ай-Петри. Давайте отдохнем и помечтаем! О чем? О лыжных соревнованиях на приз крым­ского эдельвейса…

Вы приехали на Южный берег Крыма ран­ней весной. В парках буйно и торжественно цветут субтропики. Бело-розовой шапкой по­крыты миндальные деревья. Пылает багрян — ник. Люди успели уже загореть.

В местной газете объявление: «Сегодня в полдень на Ай-Петри состоятся лыжные со­ревнования на приз крымского эдельвейса. Вагоны подвесной дороги отправляются через каждые пять минут».

Вы читаете объявление и недоверчиво по­глядываете на Ай-Петри. С набережной Ялты вам кажется, что склоны горной гряды чуть припорошены снегом. Вас допекает любопыт­ство:

— Алло! Ай-Петринская метеостанция? Ска­жите, у вас на плато снег есть?

— В семь утра снежный покров был толщи­ной один метр.

— Один метр… Это сто сантиметров?!

— Да…

Без четвертій двенадцать (как бы не опоз­дать!) вы уже на станции подвесной дороги. Опускаете в автомат монету и садитесь в ва­гончик. Короткий зуммер, и вагончик плавно поднимается. Через минуту диктор объявляет: «Мы поднялись на высоту 100 метров над уровнем моря», еще через минуту тот же го­лос называет цифру 200, потом 300… 500… 800.

Легкий толчок. Остановка. Вы выходите и не верите своим глазам. Что это? Десять ми­нут назад вы гуляли по весеннему ‘парку, где вот-вот должны распуститься розы, а здесь снежное безмолвие. На километры вокруг рас­кинулось покрытое толстым слоем снега наго­рье…

Безмолвие? Нет-нет, это не так! Доносятся звонкие голоса спортсменов и болельщиков. Красными флажками обозначены старт и фи­ниш. Тренируются лыжники. Они в ярких сви­терах, и издали кажется: разноцветные буси­ны то рассыпаются по белоснежному сверка­ющему полю, то собираются вновь, словно на — низываясь на невидимую ниточку большого ожерелья. Вы тоже можете рискнуть и про­катиться на лыжах, все необходимое снаря­жение есть на базе. Впрочем, возможно, вы из Сибири или с Урала и вам не страшны скользкие спуски и трудные подъемы.

К ЗУБЦАМ АЙ-ПЕТРИ

Штурмуем зубцы Ай-Петри.

В три часа дня соревнования закончились. Под гром аплодисментов переходящий приз— крымский эдельвейс, блестящее соцветие из хрусталя на серебряной цветоножке, — вру­чается команде-победительнице. И как-то не­обычно выглядели возвращающиеся лыжники на солнечной набережной Ялты.

Трудно сказать, так ли все будет, как мы мечтаем. Но наверняка — мечта наша была очень скромной.

Окутанная облаками вершина Ай-Петри.

К ЗУБЦАМ АЙ-ПЕТРИ

Подвесную дорогу на Ай-Петри уже проек­тируют, снег на плато подготовит сама приро­да, остается только своевременно завезти в Ялту лыжи…

А теперь — снова в путь, дальше, к Боль­шому каньону Крыма.

Комментарии закрыты.