Крым может стать центром подводных прогулок
Дайверы в Черном море водятся фактически круглый год. Под водой и в первый раз погрузившиеся новенькие, и поболее либо наименее бывалые представители «ластоногих». С каждым годом сюда приезжают все в большей и большей степени людей, которых притягивает морская бездна. Есть и обратная сторона популярности этого экстремального спорта: утонувшие в Крыму дайверы — как по чужой, так и по своей вине. Этот сезон завершился гибелью 4 человек. Все это происходит поэтому, считают спецы, что в нашей стране до сего времени нет закона о дайвинге.
Отряд «ластоногих»
Четкое количество тех, кто приезжает на крымское побережье понырять, непонятно. Многие дайверы откровенно третируют порядком спуска под воду, который верно расписан: нужно зарегистрировать и проверить оборудование в МЧС, о дате выхода в море и количестве погружающихся уведомить пограничников. Но выявить всех, кто на собственный ужас и риск спускается под воду, нереально, хотя и крымские спасатели, и сторожи гос границы, получив сигналы о несанкционированных погружениях, стараются выехать на место.
К работающим в автономии дайв-центрам, обычно, никаких претензий не появляется — они-то как раз стараются соблюдать
все правила и нормы: в их интересах пропагандировать спорт не только лишь как захватывающий, да и как неопасный. Но последние пару лет в Крым приезжают из других регионов Украины желающие заработать на модном увлечении: представляются инструкторами по дайвингу и предлагают всем желающим спуститься под воду.
Берут за это 0 — 0 грн. с человека. По сути 90% из их занимаются схожей деятельностью нелегально: не имеют соответственных сертификатов и не могут предъявить документы о состоянии оборудования. И уж естественно, их не интересует здоровье тех, кого они собираются погружать. Меж тем новичок иногда и сам может не знать, что ему категорически противопоказан этот спорт, ведь имеются -ки противопоказаний при занятии дайвингом — от гипертонии до обыденного насморка.
Отдельный разговор о снаряжении. Когда человек употребляет старенькые и неисправные баллоны, заправляя их где попало, а позже совершает погружение — за свою халатность он платит сам. А если он надевает свое снаряжение на туристов, которые о подводном плавании имеют самые туманные представления? Иногда при неверном заполнении баллонов и отсутствии фильтра у ныряльщика начинаются неожиданные боли в голове, он может утратить сознание со всеми вытекающими последствиями.
В ожидании правил
Начальник группы водолазно-спасательных работ ГУ МЧС Украины в Крыму Виталий Карвовский поведал «1К», что крымским главком МЧС вместе с европейской организацией подводного плавания и крымскими дайв-центрами уже подготовлен проект закона о дайвинге. Там систематизированы и обсуждены все тонкости организованного погружения под воду: кто имеет право заниматься таковой коммерческой деятельностью, как делается спуск в море, как распределяется ответственность, какими должны быть меры безопасности. В Крыму как нигде уже чувствуют: далее работать без такового документа нереально. Когда он будет дискуссироваться в украинском парламенте, пока непонятно, но, если дело затянется, законодатели автономии могли бы принять его хотя бы как крымский нормативно-правовой акт.
Дайвинг — это конкретно тот случай, когда соблюдение всех правил и инструкций, в том числе наличие проф тренера, дает 99-процентную гарантию, что ничего отвратительного не случится. Есть международные центры, которые готовят как дайверов, так и инструкторов, при этом есть различные системы обучения. К примеру, южноамериканская — PADI (проф ассоциация инструкторов подводного плавания). Учят по ней идиентично, что в Киеве, что в Москве, что в Нью-Йорке: это лесенка умений и способностей, как алфавит — пока не выучишь «а», не перейдешь к «б». Расписано полностью все: вот на этом уровне человек погружается на такую глубину совместно с инструктором, на этом имеет право нырять без помощи других, освоив еще несколько, может сам аккомпанировать новичков. Есть и другая, более эластичная европейская система, там скорость обучения находится в зависимости от того, как удачно определенный человек осваивает способности. В общем, нет недочета ни в желающих учить, ни в тех, кто желает заниматься дайвингом.
Нужно строить рифы и… топить корабли
«Во всем мире дайвинг — одно из самых доходных направлений туризма, — объясняет Виталий Карвовский. — Так почему бы его не развивать в Крыму? Естественно, наше море не так богато живностью, как, к примеру, Красноватое, но все-же есть, чем привлечь туристов. К примеру, под Севастополем уже издавна проводят экскурсии к затонувшим кораблям — чего-чего, а этого добра там достаточно».
Кстати, завлекать туристов можно и в другие, не настолько достойные внимания на данный момент места. В США и Израиле устаревшие суда специально… затапливают, за ранее очистив и убрав небезопасные части, которые могут разрушить снаряжение ныряльщиков. И добро пожаловать в королевство затонувших кораблей! Эту идею полностью можно использовать и у нас — на участках, которые не представляют на данный момент энтузиазма для подводных экскурсий.
А там, где нет увлекательных подводных объектов вроде красочных гротов, загадочных судов либо подводных музеев (как у мыса Тарханкут), можно их… сделать. В Ялте и Коктебеле, к примеру, в этом году провели фестиваль подводных искусственных рифов, когда на морском деньке располагались мощные бетонные статуи. Смысл их возникновения, во-1-х, в том, чтоб привлечь любителей подводных путешествий. Во-2-х, такие рифы за считанные недели зарастают разной морской живностью — от моллюсков до крабов и рыб, которые ценят показавшееся убежище. Означает, и для фауны отлично, и для дайверов, которые могут наслаждаться жителями моря. Кстати, такие рифы — защита от рыбаков, которые считают необходимым нарушать закон, не позволяющий ловить рыбу поблизости от берега: навряд ли экипаж, зная о подводных рифах, рискнет закинуть сети в этом месте.
Уже есть мысль поблизости массандровского пляжа на определенной глубине расположить маленькие скульптуры животных, глиняние сосуды, изготовленные под античность: наверное таковой музей на морском деньке будет увлекателен отдыхающим. На Западе используют и другой трюк: устраивают различные «приколы» под водой, устанавливая на деньке… старенькую сантехнику, кому-то нравится позже повесить на стену фотографию себя, возлюбленного, сидячего под водой на «белом друге».
Наверное туристов завлекли бы путешествия к отчасти опустившимся под воду древним городкам — Херсонесу, Керкенитиде и другим.
В общем, планов по освоению подводного мира можно придумать много. Кстати, если сдается в аренду земля — почему бы не арендовать… море? Не только лишь под мидийные фермы, да и под подводные комплексы для экскурсий дайверов. Тогда крымскую казну пополняли бы и налоги с морского дна.
НАТАЛЬЯ ЯКИМОВА