Основные усилия в плане SETI направлены на обнаружение внеземных цивилизаций (путем приема сигналов, поиска следов астро-
инженерной деятельности и т. п.). Это пассивные методы. Можно ли ограничил ся только ими? Логично думать, т. о для достижения успеха следует сочетать пассивные методы с активными, т. е. посылкой собственных сообщений внеземным цивилизациям. В § 1 6 мы рассмо грели страт ггию С. Э. Хайкина, основанную на том, что ци вилизация, желающая подключиться к системе межзвездной связи, должна послать сигнал о своей готовности к этому
На необходимость сочетания пассивных и активных мегодов в поисках ВЦ обращал внимание Андрей Дмитриевич Сахаров.
Первое послание в Космос было направлено 19 ноября 1962 г. из Центра дальней космической связи СССР в Евпатории во время эксперимента по радиолокации Венеры, по инициативе О. Н. Ржи ги; было отправлено радиотелеграфное сообщение, состоящее из трех слов — «Мир, Ленин, СССР». Страна, отправившая его, уже сошла со сцены исто рии, но радиоволны про должают нести посланкс со скоростью света через звез дные дали. Кто знает, быть может, коща нибудь на пути их встанет чаша чужой ан тенны и неведомые нам существа прочтут таинственные для них три слова…
Прошло 12 лет, и вот 16 ноября 1974 г. с обсерватории Аресибо ушло но- Рис. 1.14.1. Радиопослание из Аресибо к шароВое послание в Космос. вому скоплению М 13
Оно было отправлено с уже знакомого нам 300-метрового радиотелескопа к шаровому скоплению М 13 в созвездии Геркулеса, расположенному на расстоянии около 25 тысяч св. лет от Солнца. Луч радиотелескопа целиком покрывает все скопление, насчитывающее сотни тысяч звезд. Если хотя бы около одной из них имеется цивилизация, способная принимать радиосигналы, она может обнаружить наше послание.
0000001010101000000000000101000001010 OOOOOOlOOlOOOlOOOlOOOlOOlOllOOlOlOlOl OlOlOlOlOlflOIOOlOOOOOOOOOOOOOOOflOOOOO Ooooooooocooooooiiooooocooooooooooooo 11 01 OOOOODODOOOOOOOOODOl 10 I 0 0 0 0 0 0 00 0 0 Ooooooooioioioooooooooocoooooooi 1 I 1 10 OOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOOllOOOO 1 I 10001 100001 1000I0000000000000110010 OOOII 0 1 00 0 1 1 0 00 I 1 000 0 1 1 0 1 0 1 1 1 I 10 I I 1 11 0111110111110000000000000000000000000 0 1 Ooooooooooooooooo i ooooooooooooooooo 0000000000010000000000000000011 1 1 1 100 1 I I IloooоOoooooooooooooooo 001 100001 100001 1 10001 1000100000001000 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 1 1 010 0 0 0 1 1 0 0 0 1 1 1 0 0 1 10101 11 1 101 1 1 1 101 1 11 I 0 1 1 1 1 100000000000000000 00000000010C0000110000000001000000000 001 10000000000000001000001 10000000000 1 1 1 1 1 10000011000000111 1 100000000001 10 Oooooooooooolooooooooiooooooooioooooi Ooooooi Loooooooioooooooi Looooi Loooooo 10000000000I 1000100001 100000000000000 01 1001 100000000000001 1 0 0 0 1 0 0 0 0 1 100000 0 I looooi looooooioooooooiooooooiooo 00000100000100000001 10000000010001000 0000011000000001000100000000010000000 1 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 1 0 0 0 0 0 0 0 Ю00 0 0 0 0 1 0000 00 00000011000000000110П0000001100000000 010001 1 10101 1000000000001000000010000 00000000001000001 I 1 1 10000000000001000 0101 110100101101100000010011 1001001 1 1 1111011100001110000011011100000000010 10000011 1011001000000101000001111 1 100 1000000101000001 1000000100000 L 101 1000 000000000000000000000000000000001 1 100 0001000000000000001110101000101010101 01001I1000000000101010100000000000000 0010 100000000000000 1 1 1 1 1 0000000000000 0 0 0 1 1 111 1 1 1 1 0 0 0 00 0 0 0000 0 1 1 1 00 00 0 0 0 1 1 1 0 0 0 0 00 0 0 0 1 1000000000001 10000000110100 000000010 1 1000001 100 I 100000001 1001 100 0010001010000010100010000100010010001 0010001000000001000101000100000000000 010000 100001000000 00 0 0 00 10 00000000 100 0 0 0 0 0 00 0 0 0 0 0 1 0 0 1 0 1 00 0 0 0 0 0 0 0 0 0 1 1 1 1001 1 11101001111000 |
Что же представляет собой это послание? Оно содержит 1679 бит информации. Каждый бит передается с помощью импульса на од
ной из двух близких частот в диапазоне 2380 МГц. Если импульсы на одной частоте изображать нулем, а на другой — единицей, то мы получим сообщение, состоящее из 1679 двоичных знаков, фрагмент которого воспроизведен на рис. 1.14.1. Число 1679 представляет
Числа от 1 до 10
Метки чисел Атомные номер-.: So-юрод, углеро/. азот, кислород, фосфор
Тимин Аденин Д-рибоза Д — рибоза Фосфат С ;фат
> Элемент ДНК
Гуанин Цитозин I — рибоза Д-рибоза Фосфат ;фат
Количество нуклеотидов в ДНК
Двойная спираль ДНК
Человек
I)ct человек I
К к :тво людей на Земл<
Солнечна? система (Земля выс Rynai в горону чел ека)
Радио е №Скоп в Аресибо, передавший ] >елание Д иаметр антешш
Собой произведение двух простых чисел: 23 и 73. Наши адресаты должны догадаться, что это неспроста: по-видимому, для расшифровки надо применить «телевизионную» развертку изображения, состоящую из 23 строк по 73 элемента в строке, либо из 73 строк по 23 элемента. Чтобы сделать это изображение наглядным, будем каждый «0» изображать черным квадратиком, а каждую «1» — бельш Тогда получим изображение, показанное на рис. 1.14.2. Оно соответствует второму варианту (73 строки по 23 элемента) и носи т явно не случайный характер (если принять первый вариант «развертки»,
то никак* >п «осмысленной» картины не полз чается). На рисунке справа дана расшифровка послания. В первом ряду двоичным кодом изображены числа натурально1 о ряда от 1 до 10. Второй ряд — это метки чисел. Третий ряд содержит числа: 1, 6, 7, 8, 15; это — атомные номера водорода, углерода, азота, кислорода и фосфора— химических элементов, лежащих в основании земной жизни. Затем следует 12 групп, каждая из которых состоит из 5 элементов — это молекулы, важные для жизни и состоящие из указанных выше элементов: числа изображает химические формулы этих молекул. Например. 5-я группа не содержит атомов водорода, углерода и азота, а содержит 4 атома кислорода и 1 атом фосфора, следовательно, это фосфатная гр) ппа Р04. В число важнейших молекул включены 4 нуклео — гида: тимин, гуанин, аменин, цитозин (с помощью которых осуществи шется кодирование наследственной информации), молекула сахара дезоксирибозы и др Под этими группами изображена двойная спираль ДНК (6 й ряд). Число нуклеогчдов в ДНК (около 4 млрд) изображено в центре спирали — 5 ряд. Ниже — фигура человека. Поскольку двойная спираль заканчивается на схематическом изображе нии человека, это, по замыслу авторов послания, должно указывать на связь ДНК с разумными существами, передававшими послание. Справа от фигуры человека изображено число 14, указывающее рост человека. За единицу длины при этом принимается длина волны радиоизлучения, несущего послание. Она равна 12,6 см. Таким образом, рост человека здесь равен 12,6смх 14= 176 см. Слева от фигу ры человека число 4 • 109 — численность человечески о рода на момент отправки послания. Ниже (в 10 м ряду) изображена схема Солнечной системы. Видно, что она содержит 9 планет Третья планета выделена из общего ряда, что указывает на ее особую роль; поскольку она приближена к человеку можно заключить, что именно на этой планете обитают разумные существа, отправившие послание. Наконец, в самом низу изображена схема радиотелескопа Аресибо и указан его диаметр — 306 м.
Шаровое скопление в созвездии Геркулеса имеет номер 13 в ка талоге, составленном Ш. Мессье в 1781 г. (отсюда его обозначение М 13). Обыгрывая это обозначение, поэт Юлиан Долгим написал следующее шу гливое стихотворение но поводу данного послания:
Мессье, ау!
Mon cher ami!
4Cpi анает, есть вы или нет.
Но мы яьляемся людьми
И штем космический привет
У нас одна есть голова, И две руки, и две ноги Посланья нашего слова Осилят ли Мессье мозги?
За два года до радиопослания к созвездию Геркулеса была предпринята попытка направить внеземным цивилизациям послание
Рис. 1.14.3. Послание внеземным цивилизациям на космическом аппарате «Пионер-1С». Вверху слева — фото авторов лоелнния К Саган, Л. Саган и Ф Дрейк |
Другого рода. Это послание находится на космическом корабле «Пионер-10». Он был запущен в 1972 г. для исследования внешних планет Солнечной системы. В 1979 г. аппарат пересек орбиту Урана и в настоящее время находи гея у границ Солнечной системы. Ему I го требуется 100 тысяч лег, чтобы пройт и расст ояние до ближайшей звезды Альфа Центавра. Блуждая в межзвездном пространстве, кораоль, возможно, попадет когда — либо в зону обитания иной цивилизации. Вероятность этого события, учитывая, как редко рас пределены звезды в пространстве исчезающе мала, но не равна нулю! Имея в виду этот шанс, конструкторы корабля сочли возможным снабдить его текстом послания с Земли.
Оно представляет собой пластинку размером 15 х 25 см с выгравированным на ней рисунком, которая укреплена на борт") корабля В верхнем левом углу пластинки (рис. 1.14.3) изображена схема во — порода с параллельной и лнтипаралл<льной ориентацией спинов протона и э гектрона. Если инопланетные физики разгадают наш замысел, то они поймут, что речь идет о спектральном переходе, при котором изл) чается радиолиния водорода 21 см. Это позволяс сразу установить единицы длины и времени: единица длины 21 см, единица времени — период, соответствующий частоте радиолинии водорода 1420 МГц. Под атомом водорода помещена фигура, состоящая из нескольких лучей, исходящих из одной точки. Двоичные чиста над каждым лучом указывают на значение какого-то параметра. Судя по числ) значащих цифр, этот параметр опреде тен с оче нь высокой точностью. Единс твенным таким параметром может быть только период пульсаров. Итак, каждый луч указывает направление от нашей звезды (Солнца) на соответствующий пульсар. А так как их астрономы знают направление на те же пульсары со своей звезды, то они могут определить положение Солнца относительно своей звезды. Но это еще не все. Период пульсаров меняется со временем. Сравнивая значения периодов, указанных на схеме, с известными им, инопланетные астрономы смогут определить эпоху составления послания. Справа от схемы с пульсарами, па фоне космического корабля (уже известного инопланетянам) изображены обитатели Земли — мужчины и женщины. Двоичным числом справа указан рост женщины: он равен 8 единицам. Посиольк} за единицу. длины принята длина волны 21 см, то рост женщины получается 21 емх 8 = 168 см. Внизу изображена схема Солнечной системы из 9 планет. Третья планета выделена из общего ряда и показано, что именно с нее стартовал космический корабль, доставивший послание.
Гораздо более богатая информация, адресованная внеземным цивилизациям, находится на борту космических аппаратов «Вояджер-1» и «Вояджер-2». Они были запущены в 1977 г. тоже для исследования внешних планет Солнечной системы. С помощью этих аппаратов были получены великолепные фотографии Юпитера и Сатурна, а также их спутников. Завершив свсю миссию у Сатурна, «Вояджер-1» направился к границам Солнечной системы, а «Вояджер-2», совершив гравитационный маневр, прошел вблизи Урана и Нептуна. Он получил фотографии этих далеких планет, их спутников (некоторые из них были открыты благодаря «Вояджеру») и передал на Землю много ценнейшей информации об Уране и Нептуне. Теперь он также движс гея к границам Солнечной системы.
На борту каждого аппарата находится информационная пластинка с записью звуковых и видеосигналов. Пласгинка покрыта золотом для предохранения от эрозии под действием космической пыли (рис. 1.14.4).Что же содержит послание? 75 % записи посвящено музыке. По мнению авторов послания, сам корабль, с его сложной научной аппаратурой и компьютерами, будет достаточным свидетельством нашего технического развития. Но он ничего не скажет об эстетической или философской сторонах человеческой личности. Музыка представляется хорошим средством выражения этих аспектов. В запись включены произведения Баха, Бетховена, Моцарта, Стравинского, западная легкая музыка (джаз, рок-н-ролл, блюз), классическая музыка Индии, Явы, Японии, дреьнекитайское про-
Рис. 1.14.4. Косми"еский аппарат «Вояджер» Вверх) слева в увеличенном виде показан алюминиевый контейнер с информационной пластинкой, на крышке которого выгравирована инструкция по пользованию пластинкой |
Изведение для семиструнной гитары, народная музыка Перу, Болгарии, Австралии, Африки, мелодии народов Советского Союза: русские песни, азербайджанская музыка для волынки и грузинское хоровое пение. Остальные 25% записи послания «Вояджеров» состоят из голосов людей, различных звуков Земли (шум ветра, плеск волн, пение птиц) и 116 рисункоз, закодированных в видеосигнал. Человеческие голоса записаны э форме приветствий на 55 наиболее распространенных языках! :мли.
KONZERT F-dur Brandeflburgitcbct Konxtrt Nr 2 |
TramU |
Obo« |
Violino 1 •.rv— Violino || VioU I* rlpina Violvnr <• riflfM Vinlonrrllti cCcmUlo ■I ..to… |
Рис. 1.14.5. Фрагмент музыкального послания «Вояджера» |
GREETINGS ON THE VOYAGER SPACECRAFT (in the order presented)
(prepared by Shirley Arden)
IMgnagt Cmtinf
OttLvec* пот‘ 4otc. хаСоетс. EConviKibc. побс оСЛоъс TXnXCir. aucv (pCXOL.
PertuciXK PuefekodadealodiM.
AUudbn Adamtih tu ahubnu.
»ш*1" 3ДРАбствуйте, пршетствую еле
|
Ronufc* Sdutiff iuniISMl |
Рис. 1.14.6. Фрагмент послания «Вояджера» с приветствием от жителей Земли
На рис. 1.14.6 воспроизведен фра) мент с текстом приветствия, который содержит приветствие на русском языке: «Здравствуйте, приветствую вас!».
Рисунки, фотс>1 рафии и схемы, отправленные на «Вояджере» в форме видеосигнала, расположены в определенном порядке, облегчающем дешифровку изображений. Для передачи научной информации прежде всего необходимо договориться о способа выражения коли — чест венных соотношений. На рис. 1.14.7 показан пример обучения земной арифметике. Точки на кадр,- изображают количества (числа) от 1 до 6, рядом дается изображение этих чисел в двоичной и де сятичной системах счисления. По казан пример записи больших чисел с помощью степени числа 10 (1000 = 103). Далее вводятся операции над числами (в«члючая цечые числа и дроби).
Следующий шаг связан с введением единиц измерения основных физических величин (рис. 1.14.8). На рисунке вверху слева изображена уже знакомая нам схема атома водорода, излучаюшего радио линию на частоте 1420 МГц. Период колебаний, соответствующий
Этой частоте, принимается за единицу времени. По отношению к ней определяется секунда, сутки, год. За единицу массы принимается масса атома водорода, по отношению к ней определяются: грамм, килограмм, масса Земли. Справа от схемы а тома водорода показан участок синусоиды с длиной волны 21 см, которая принимается за единицу длины. По отношению к ней определяются: сангимегр, ангстрем, метр, километр.
• — I -1 II— -12 •• — I — -2 II——— "24 — — II -3—————- II—I— -100 -10® ———— I 4 IIII1-1— -1000’10® ……… "5 2+3-5 ….. II — -6 8+I7-P5 5+|-5| "« ;т 2×3-6 „ lie 13*28-364 И-А 1-1- -10 Рис. 1.14.7. Послание «Вояджера». Обучение арифметике |
«ОтгО I 1L I L-j^xioVis 86400s -у It-21*10®о 365d КЯш-lin 6xtoBM — ia looom "i LOO I -1 Kg бхю27^ -ia Рис. 1.14.8. Послание «Вояджера». Введение единиц измерения |
1М |
На рис. 1.14.9 показаны два кадра с изображением основных сведений о Солнечной системе. Поскольку способ записи чисел уже известен, и единицы измере
ния введены (на преды. 1угцих кадрах), то можно выразить численные значения параметроз Солнечной системы. Приводятся массы планет, их размеры, расстояния от Солнца, периоды обращения вокруг собственной оси. На
Следующих кадрах послания ________
139*104кш 4840Jim 12400 12760 680 58XlCPjun 106 150 220 |
К ‘Д |
H |
333000 £ 254 |
£43 |
574 |
О — е — -©- |
I Zxio‘Bn 121 яЮ9 778*ЮвЛШЗ 1426 |
41800 44600 14000 2872 4496 991 |
31вс 41-D 100 а |
99 |
(рис. 1.14.10) изображена схе ма строения атомов водорода, углерода, азота, кисл< рода — химических элементов, лежащих в основании земной жизни; там же показана схема строения ДНК. Послание содержит также видеои юбраже — ния различных пейзажей и ландшафтов, изображения растительного и животного мира Земли, различных типов тюдей и различных форм человеческой деятельности (войны здесь не пок азаны).
& & & |
Рис. 1.14.9. Послана «Вояджера — Сведения О Солнечной системе. Большой круг вверху слева изображает Солнце, далее следуют планеры Меркурий, Венера, Земля, Марс, Юпитер, ( атури. Уран, Нептун и Плутон. У Сатурна и Урана отмечено кольцо Числа г. од каждой планетой означают, размер в км, расстояние от Солица, масс; выраженная Ii единицах массы Земли, и период вращения вокруг собственн >й оси, в земных сутках. Данные для Плутона ис точны |
Если это послание котда — нкбудь попадет к внеземным цивилизациям, смогут ли они расшифровать его? Касаясь этого вопроса, один из соста — ви гелей послания художник Джон Ломберг пишет: «Мы отдаем себе отчет в философском, умственном, семантическом и культурном богатстве
Нашего послания с Земли, но может случиться так, что даже развитая раса инопланетян не сможет ничего понять. С другой стороны, поскольку корабль «Вояджер» могут обнаружить существа, имеющие более высокий уровень развития, мы можем предположить, что они не только интеллектуальны, но и опытны. Если их опыт показал им различньге пути познания Вселенной и если они очень захотят расшифровать послание, они смогут распознать наши намерения и получат изображение нашей планеты и нас самих. И паже если послания не будут найдены
Никогда, они послужаг нам хорошим уроком в составлении и преду — гада шании посланий из космоса, если SETI когда-нибудь увенчается успехом»[66].
Сказанное Ломбергом в отношении посланий «Вояджеров» можно отнесги и к радиосообщениям С момента отправки «Послания Аресибо» прошло 25 лет, и лишь тогда радиопередачи с Земли на-
Рис. 1.14.10. Послание «Вояджера». Химические основы жизни |
Шим далеким братьям были возобновлены в рамках международного проекта «Cosmic Call». Он является частью более обширного проекта «Encounter 2001» («Встреча третьего тысячелетия»). Инициатор проекта — американский бизнесмен Чарльз Чейфер предложил осуществить его на коммерческой основе, привлекая частные средства участников проекта. Суть «Cosm Call» состоит в передаче радиосообщений к ближайшим звездам с помощью мощного планетного радиолокатора. Попасть в список участников может каждый, заплативший 15 долларов США, это дает ему право отправить индивидуальное послание, не превышающее 30 слов. Предполагалось, что для передачи сообщений будут использоваться планетные радиолокаторы в Аресибо или 1оддстоуне. Однако из-за чрезвычайной загруженности инструментов осуществить эти планы не уда лось. Тоща А. Л Зайцев из Института ргциотехники и электроники (ИРЭ РАН), работающий на оадиолокаторе, установленном в фокусе 70-метровой ашенны в Евпатории (по программе защиты Земли от астероидов), предложил использовать этот локатор в проекте «Cosmic Call».
В период с 24 мая по 1 июля 1999 г. из Евпатории осуществлено 4 сеанса передачи информации к четырем звездам солнечного типа (см. таблицу вверху следующей страницы).
Сеанс |
1 |
2 |
3 |
4 |
Дата |
24.05.1999 |
30 06 1999 |
30.06-1 07 |
1 07.1999 |
Начало, UT |
16:20:00 |
16:45 00 |
21:10:00 |
01:22 00 |
Окончание, UT |
20 15 03 |
20:40.15 |
01:05 02 |
05:17:01 |
Зчеада |
HD 186408 |
HD 178428 |
HD 190406 |
HD 190360 |
Тип |
G2V |
G5V |
G1 V |
G6 IV |
Расстояние, |
||||
Св. лет |
70.5 |
68.3 |
57.6 |
51.8 |
Послание состоит из двух частей Первая часть содержи! основное сообщение и нескольких вспомогательных. Вторая часп — имена и индивидуальные письма участников проекта (около 50 тысяч). Основное сообщение состоит из 23 страниц. Каждая страница представляет собой последовательность 16129 (127×127) двоичных символов. Первые несколько страниц вводные: сгр. 1: «Числа», стр. 2: «Операции», стр. 3: «Экспоненциальные представления», затем идут сведения по аорономии, биологии, географии. Страница 21 описывает антенну и передатчик Евпаторийского радиолокатора. Последняя страница приглашает любого, кто прочитал послание, от — кликнугься и, если можно, сообщить сведения о своей цивилизации. Помимо основного сообщения (из 23 страниц), первая часть Евпаторийского послания содержит описание проекта «Encounter 2001» (составленное Ричардом Ьраастлдом), список участвующего в этом проекте персонала и, наконец, в первую часть включено «По слание Аресибо». Общий объем Евпаторийского послания более 1,7 миллиона двоичных единиц.
Коммерческая основа «Cosmic Cad» вызывает определенные сомнения, поскольку представляется предпочтительным, чтобы в космическом контакте, во всяком случае на стадии его установления, субъектом выступали цивилизации, а не отдельные индивидуумы. С другой стороны, такая организация проекта позволяет привлечь к нему внимание широкой общественности, что может быть полезно для целей SET1. Как бы там ни было, проект отражает современный уровень сознания нашей земной цивилизации.
Иногда высказываются сомнения в отношении активных методов поиска, особенно в отношении передачи сообщений по каналам связи — из опасения, что т аким путем наша цивилизация может обнаружить себя перед лицом грозных и могущественных обитателей Космоса. Эти опасения основываются на историческом опыте взаимодействия цивилизаций на Земле. До сих пор взаимодействие протекало таким образом, что более сильная цивилизация стремилась подчинить себе более слабую. В какой мере ло можно распространять на космические цивилизации? В стремлении к подчинению человечество поймало к опасной черте, поставив себя на грань самоуничтожения. Поэтому можно думать, что возникновение нового мышления, важнейшим элементом которого является переход от конфронтации к сотрудничеству, является не случайным. Существует, видимо, определенная связь между уровнем развития, уровнем знаний цивилизации и ее нравственным состоянием. Причем сьязь не обратная (как часто бывало на Земле), а прямая: т. е. чем выше уровень развития цивилизации, уровень ее знаний и культуры, тем выше должны быть ее нравственные принципы"7. Этот закон неизбежно вступает в силу, когда цивилизации достигают определенной ступени развития, ибо знание в безнравственных руках становится разрушительным и неминуемо ведет к самоуничтожению.
«Поьнанне и нравственность — лве грани, В единстве выступающие четком»8". Чтоб высшее открылось людям Знанье, Им нравственность высока;! нужна. А чтоб быть нравственным, необходимо знанье — Зачем нам эта нравственность. Тогда Ее сознательно мы применим в сердце И путь откроем к знанию себе.
Впрочем, опасения обнаружить себя с помощью радиосигналов неосновательны по другим причинам. Действительно, если некие цивилизации способны представлять угрозу для человечества, они должны быть достаточно разеиты в научном и техническом отношении Поэтому их информация об окружающем пространстве не зависит от нашей SETI-актнвпосги В частности, нашу цивилизацию легко обнаружить по радиоизлучению телевизионных станций (не юворя уже о других методах обнаружения, доступных высокоразвитой циви тизации).
Одним из тех, кто решительно не соглашался с позицией — ог раничить нашу SETI-активносгь только поисками сигналов ВЦ, был
А Д. Сахаров. В ответе на анкегу CETI в 1971 г. он писал: «При этом я хотел бы отметить важность npi >ектных работ по посылке сигналов, доведенных до конкретного осуществления некоторых проектов — только так можно понять тонкие аспекты проблемы контактов. Здесь, как и в других делах, эгоисты, в конце концов, оказываются в прошрыше» (Земля и Вселенная. 1990. № 6. С. 63-67).
Еще одно возражение против передачи сигналов сводится к тому, что ответ на свое послание (если он вообще будет) мы получим в лучшем случае через многие десятилетия. Касаясь этого вопроса A. JI. Зайцев пишет: «А разве бескорыс! пая мессианская деятельность, несущая братьям по разуму благую весть «Вы не одни!», и их озарение ошеломляющим открытием искусственною происхождения нашего послания сами по себе не Moiyn являться достойными целя ми землян и оправданием радиовещания для ВЦ? Представьте на мгновение нас на их месте и наш прорыв в бесконечность после обнаружения сигнала ВЦ. Гак почему бы не предоставить такой шанс другим?»84 В самом деле — почему?
В коггце XX века отпранить свое послание в Космос решили дети Земли. В июле 2000 г. в Москве проходила Международная встреча «Дети Европы XXI века». При подготовке к Встрече группа ребят из Московского городского Дворца творчества детей и юношества решила подготовить Послание внеземным цивилизациям от детей Земли и приступили к его подготовке. В инициативную г руппу входили Вячеслав Авдеев, Анатолий Аникеев, Татьяна Аникеева, Андрей Гутиопгов, Еюр Киселев, Виктория Путанш и Владимир Филиппов. В рамках самой Встречи pa6oiajra секция «Послание внеземным цивилизациям», которая обсудила проект Послания и представила его на рассмотрение Встречи. Бьгло решено продол жить работу над Посланием, подключив к ней с помощью Интср нета всех желающих. Участники проекта согласились в том, что Послание должно содержать информацию о нашей цивилизации, о тех, кто ег о посьшает. При этом в Послании должен найти отражение детский взгляд на мир и его проблемы. Содержание Послания включает текстовую часть, рисунок, музыку и описание (алгоритм) некоторых игр.
Было решено включить в текст список ключевых слов, важных для нашей цивилизации и отражающий детский взгляд на проблему. В сггисок вошли следующие 14 слов: Мама, Мир, Земля, Космос,
*V Зайцев Л J1. Радиовещание тля внеземных цшшлизаний // Информационный бюллетень ShTl 19^9 №15. С. 31-47
Контакт, Разум, Жизнь, Радость, Дружба, Любовь, Общение, Свобода, Дети, Человек.
В игровую часть после длительных дискуссий и отбора было решено включить три игры: шашки, шахматы и «крестики-нолики». Все они отражают интеллектуальный мир человека, а «крестики — нолики» в дополнение еще и любимы детьми и легки для передачи.
Рпс. 1.14.11. Эмблема послания ВЦ от детей Земли
Наиболее тщательно разработана изобразительная часть Послания, которая также служит его эмблемой (рис 1.4.11). Аь 1орами ее являются Владимир Филиппов и Егор Киселев. При построении рисунка эмблемы используется значение несущей длины волны Евпаторийского локатора б см, а также преобразования этой частоты с использованием числа 3 как целочисленной части п.
Центральная часть эмблемы представляет собой лицо человека — землянина, помещенное в круг диаметром б см, что равно несущей длине волны, уже известной получателю, это задает масштаб для определения других линейных величин. Следующий круг окаймлен волнообразной линией, длина волны которой также соответствует несущей волне Послания 6 см, что является дополнительной под сказкой. Третья окружность, на которой изображены символические фигурки человечков, представляет собой образ поверхности планеты, где обитает человечество. Диаметр ее втрое превышает диаметр первого круга и равен 18 см, что соответствует длине волны радиолиний гидроксила. Если количество человечков (54) разделить на 3 (приближенное значение числа 7Т), то получится вновь число 18, что указывает на ею важность в структуре Послания. Если получатели догадаются, что это — длина волны линии гидроксила в наших единицах, они смогут уст ановить соотношение между единица ми длины в своей и нашей системе. Под поверхностью изображена волнистая линия, длина волны ее 1,35 см, что соответствует длине волны радиолинии воды и, следовательно, указывает на воду, как важный элемент для жизни на Земле. Кроме того, это указывает на существование гидросферы, обитатели которой символически представлены фигурками дельфинов. Над поверхностью Земли изображены обитатели атмосферы (птицы) и тем самым дается понятие о пригодности воздушной среды планеты для жизни.
Внешнюю окружность окаймляют 10 кружков, в которых содержится научная информация, а также информация о других сферах человеческой деятельности. Каждый из этих кружков имеет диаметр б см, что опять возвращает нас к несущей длине волны и дает подтверждение принятого масштаба. Число кружков символизирует десятичную систему счисления, принятую на Земле. (Глубокое значение десяти — декады раскрывается в пифагорейской математике, вероятно, извес ной инопланетянам.) В верху каждого кружка имеются вертикальные палочки: I, II, III, IXII, IIIIIIIIII. Нетрудно
Понять, что это числа натурального ряда. Если после каждого такого числа поставить знак «=» и за ним символы 1, 2, 3,4,…, 10 (I = 1, II = 2, III = 3, IIII = 4, …, IIIIIIIIII = 10), то можно догадаться, что общий для всех символ «=» обозначает сосп ношение равенства, а стоящие за ним символы — обозначение натуральных чисел в принятой на Земле системе счисления. Так как последнее число является двузначным, это указывает на то, что у нас принята десятичная система счисления.
Первый кружок изображает, как выглядит наша Галактика при наблюдении с ребра; стрелкой показано положение Солнечной системы. Второй кружок изображает схему Солнечной системы; фигурка человека на третьей планете указывает, что послание пришло оттуда. Сама планета изображена на ■ ретьем кружке. Видны очертания материков и мирового океана; материки изображены черным цветом, океаны — белым (это, конечно, условно: инопланетяне могут изобразить, наоборот, материки — белым, а океан — черным). Фигурка человека на одном из материков указывает на то, что люди обитают на суше. На том же кружке схематически показан естественный спутник Земли — Луна. На 4-м кружке изображена жизнь на Земле, основные ее царст за: растительное, животное и человек. Пятый кружок воспроизводит известную «космограмму Дрейка». Здесь изображена человеческая семья (папа, мама и я). Показано, что семья двуначальна. В отличие от космограммы Дрейка, фигурка ребенка здесь выделена — это символизирует тот факт, что данное послание исходит от детей. На 6-м кружке изображен земной дом человека; он находится на одном диаметре с кружком, где изображена наша Галактика — космический дом человечест ва. 7-й кружок изображает человеческое тело в пропорциях золотого сечения. На 8-м кружке изображен древнейший космогонический символ из китайской «Книги перемен». В центре известный символ Ян и Инь, а черточки вокруг него — 8 основных триграмм, символизирующих жизненный цикл. Включение этого символа в Послание, по мнению авторов, помимо философского содержания, демонстрирует нашу дань уважения к древности, к ценностям иных культур, что должно быть очень важным при межзвездных контактах На 9 м кружке показана игра в «крестики и нолики» (игра является частью человеческой культуры). На рисунке изображены два исхода этой игры: когда побеждают нолики, и коща побеждают крестики. Наконец, последний, 10-й кружок посвящен технике; причем из множества технических достижений выбран радиотелескоп, так как с помощью него осуществлено Послание.
Для передачи эмблемьг можег быть использована та же процедура, что и в «Послании Аресибо».
Музыкальная часть Послания включает 8 мелодий, предложенных теми же ребятами, которые составили эмблему Послания — Егором Киселевым и Владимиром Филлипивым. При отборе произведений они руководствовались не личньгми симпатиями, а желанием рассказать с помощью музыки об эмоциях, чувствах, творческих способностях носителя разума на Земле.
По первоначальным наметкам в качестве позьгвньгх выбрана мелодия романса Е. Шашина на стихи М Ю Лермонтова «Выхожу один я на дорогу», где содержатся такие замечательные слова: «…И звезда с звездою говорит», которые могут бьгть эпиграфом ко всему проекту. Далее следует Финал 9-й симфонии Людвига Ван Бетховена на слова оды Шиллера «К радости». По мысли авторов в этом произведении раскрывается суть каждого человека и всего человечества, его гуманистические идеи и психология. Третий раздел музыкального послания— Токатта и фуга ре минор Иоганна Себастьяна Баха. Авторы так аргументируют свой выбор: «.. вся картина представляет собой 8-минутный восход солнца, где широкие и певучие аккорды живо описывают нам туман и облака, а беглые пассажи — лучи солнца, пробивающиеся сквозь туман. Чем не пейзажное предст авление о нашей планете?» Еще одна пейзажная зарисовка: Антонио Вивальди «Времена года. Март». Allegro. Помимо изображения природы, музыка несет в себе радстный весенний позитивный настрой земного человека. Затем следует Этюд № 12 опус 10 «революционный» Фредерика Шопена. Здесь слышится смятение, боль, злость и отчая ние от бессилия что-либо сделать; и в то же время поверх всей этой гаммы чувств — призыв к борьбе. Авторы считают, что это произве дение достойно того, чтобы быть посланным, как «чистый пример человеческих эмоций, не отягощенных никакими образами». Остальные произведения пока в стадии обсуждения. Предполагается вклю чить песню Александра Дольского «Исполнение желаний» и две детские песни. Первая «Галактика орлят» Музыка неизвестного автора на стихи Виктора Макарова. В песне, родившейся в пионерском лагере «Орленок», говорится о дружбе высокоразвитых обитателей на нашей планете (людей и дельфинов) и о мечтах орлят, устремленных к звездам. Включение этой песни в Послание знаменует факт осуществ ления орлятской мечты. Вторая песня — Владимир Ланцберг «Ашь паруса». Здесь говорится об одном из самых прекрасных человеческих чувств — о любви, и еще о вере (не о суеверии, а о вере) в чудеса. Наконец, в музыкальную часть Послания ребята включили музыкаж ную интерпретацию энцефалограммы человеческого мозга, выполненную Егором Киселевым. Предусматривается, что сюда могу1′ быть добавлены и другие мелодии по предложениям участников проекта.
Сейчас, когда пишутся эти строки (ноябрь 2000), Послание еще не завершено. Наверное, основные идеи его все же сохранятся и, быть может, будут найдены средства для его передачи в Космос40.
Идея использовать музыку и игры в обмене информацией между космическими цивилизациями принадлежит замечательному советскому астрофизику Викторию Фавловичу Шварцману. Он высказал ее в 1975 г. на Зеленчукской школе-семинаре CETI, но опубликовать ее ему удалось много позднее (первая публикация относится к 1983 г., последующая — к 1986 г.[67]). Обосновывая целесообразность передачи игр, Шварцман отмечал, что правила игр имеют очень небольшую длину в битах, но они несут в себе гигантскую информацию о всех партиях, которые когда-либо были сыгр? ны и которые, вообще, могут быть разыграны. Передавая правила игры, мы как бы сообщаем нашим партнерам ключ ко всем миллиардам партий, а дальше игра сама раскрывае т свое богатство в процессе функционирования. Уже само устройство игр (скажем, число клеток шахматного поля порядка 102) позволяет сделать важные выводы о функционировании нашего мозга, а передача нескольких образцов партий, разыгранных между людьми, дает весьма тонкую информацию о том, что представляют собой современные люди. Особый интерес для суждения об особенностях человеческой психики представляют те игры, где наряду с логикой существенную роль иг рает случай (домино, преферанс и т. п.), или даже такие, где результат, вообще, от логики не зависит (лотерея, рулетка). «В играх, — пишет Шварцман, — находят отражение типичные методы мышления, склонности характеров, ценностные установки и т. п.»
Передача произведений искусства, и прежде всего музыки, позволяет сообщить важные сведения о самих себе. Так об устройстве человеческой психики наша музыка или поэзия могут поведать вы сокоразвитой цивилизации много больше, чем данные нейрофизи ологии и нейропсихологии, считает Шварцман При различии в уровнях цивилизаций важную роль играет многоплановость и мно — гоуровневостъ произведений искусства. Научное сообщение, как правило, построено на иерархическом принципе. Пропуск той или иной части сообщения — вследствие технических помех или по ка — ким-либо иным причинам, например, из-за лингвистического непонимания текста — затрудняет или даже полностью исключает возможность понимания большинства следующих частей. К произведениям искусства это не относится.
Что касается технической стороны передачи музыки внеземным цивилизациям, то, по мнению A. JI. Зайцева[68], наилучшим спосо бом ее реализации является использование термр. нвокса. Этот уникальный музыкальный инструмент был изобретен замечательным ученым и инженером Львом Сергеевичем Терменом в 1918 г. Он представляет собой два идентичных автогенератора — опорный и управляемый плавными движениями руки исполнителя вблизи антенны. Разностная частота генераторов и есть рождаемая мелодия. Таким образом — это единственный в своем роде бесконтактный Электромузыкальный инструмент. Терменвокс генерирует узкопо лосный квазисинусоидальный сигнал с гладкой частотной модуляцией без разрывов фазы при смене частот, что делает его оптимальным для обнаружения и выделения из шумов космоса. Для излучения в космическое пространство по радиоканалу сигнал терменвокса необходимо перенести вверх по частот : в сантиметровый диапазон.
Развивая идеи Шварцмана, Зайцев отмечает, что музыка более универсальна и доступна для понимания, чем обычные «логические» языки Она передает эмоциональные состояния человека, и это есть очень ценная и нестареющая информация о землянах и о нашей цивилизации в целом, она уникальна, как уникально всякое творчество и заведомо неизвестна абоненту. Зайцев предложил под готовить Первый терменвокс концерт и передать его в космос непосредственно или в записи из Аресибо или Евпатории. Не исключено, что в концерт (если он состоится) будут включены произведения из Детского послания внеземным цивилизациям.