Технический прогресс внес свои коррективы в технологию производства кисломолочных продуктов, которая сегодня отличается от эпохи Павлова и Мечникова так же, как производство телег от автомобилей. Особенно в США.
К счастью, для более требовательного потребителя в специализированных магазинах продаются кефир, йогурт и простокваша, которые изготавливаются из органического цельного пастеризованного молока без добавок и консервантов.
Нишу между откровенными эрзацами и качественными органическими продуктами занимают кисломолочные продукты, на которых написано «Real» — т. е. натуральные, сделанные из настоящего молока, а не из порошка. «Artificial», т. е. искусственный, на этикетках не пишут, потому что когда-то могущественное «молочное лобби» (кстати, оперирующее многие годы под контролем организованной преступности) добилось принятия закона, который позволяет выдавать продукты за натуральные до тех пор, пока 50% исходного сырья (т. е. сухого молока) получено из натурального продукта.
Впрочем, сегодня писать «Artificial» уже больше не надо — оболваненные американцы платят вдвойне и втройне за обезжиренное или соевое «молоко», которое не только отличается нулевой питательной ценностью, но и считается в осведомленных кругах фактором раковых заболеваний, бесплодия, остеопороза, анемии и других пока ещё неизвестных последствий социального, экономического и физиологического эксперимента, проводимого над населением одной отдельно взятой страны.
С детства помню разбавленную сметану как предмет шумных склок в столовых и магазинах. Сегодня все наоборот — продавцы доброжелательно напоминают:
Девушка, эта сметана очень жирная….
Спасибо, это именно та, которая нам нужна, — улыбается в ответ моя жена Таня.
Вам, наверное, можно, — сокрушенно отвечает продавщица, с любопытством обводя взглядом Танину девичью фигуру второго размера.
Приехали. Поколение назад скандалили из-за отсутствия жира в сметане, сегодня переплачивают за обезжиренную. А пока сметана «худеет» — американцы катастрофически жиреют. Чтобы не понадобилась жалобная книга, следуйте очень простым рекомендациям:
■ В идеале на этикетке должен быть указан один ингредиент: pasteurized whole milk (пастеризованное цельное молоко) или pasteurized cultured whole milk (пастеризованное сквашенное цельное молоко). Желательно, конечно, certified organic, особенно для детей, но не критично.
■ Buttermilk, как правило, готовят из нежирного молока (2%, low-fat milk).
■ В йогурт добавляют сухое молок (dry milk), а в обычное молоко, в том числе органическое — витамины А и D. Так что эти ингредиенты тоже могут быть указаны на этикетке. Не лучший вариант, но другого нет. Приходится мириться.
■ По резонам, указанным выше, избегайте употреблять молочные продукты, на которых написано — ultrapasteurized (ультрапастеризованное).
■ И, наконец, fat free (обезжиренные). В обезжиренные кефир, йогурт и сметану для консистенции добавляют желатин, водоросли агар-агар (agar-agar) или каррагенан (carrageenan). Это уже не кефир, а суррогат.
На закуску позвольте вам напомнить, что агар-агар используется в качестве слабительного, или, к примеру, как основа для выращивания бактерий в чашках Петри, а в чистом виде — он токсичен. С каррагенаном же еще интереснее — у лабораторных крыс он вызывает рак, и они сдыхают. А на людях пробовать, вроде бы, неэтично. А вроде бы, и не надо: судя по тому, что происходит с населением одной отдельно взятой страны — и так всё ясно.